Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сравнение вербальной и зрительной обработки






Теория двойного кодирования

Паивио (Paivio, 1971, 1986) давний сторонник теории двойного кодирования, согласно которой имеются отдельные репрезентации для вербальной и зрительной информации. Многие из используемых им данных получены в исследованиях, показывающих, что человеческая память лучше, если мы кодируем запоминаемый материал и зрительно, и вербально. Так, исследователи обнаружили, что запоминание вербального материала значительно улучшается, если человек может создать зрительные образы, соответствующие этому материалу. Например, испытуемые, которым было дано предложение «Собака бежала за велосипедом», будут лучше помнить это предложение, если они создадут соответствующий образ предложения (Anderson & Bower, 1973, chap. 10). В дальнейших главах мы подробнее обсудим эти данные о памяти, а пока рассмотрим некоторые эксперименты, которые более непосредственно иллюстрируют различие между двумя типами репрезентаций.

Сравнение вербальной и зрительной обработки

Эксперимент Санты

 

 

Эксперимент Санты указывает на то, что зрительная информация, например геометрические объекты, имеет тенденцию сохраняться согласно пространствен­ному положению, тогда как словесная информация имеет тенденцию сохранять­ся согласно линейному порядку.

Совсем другие данные о различиях между зрительными и вербальными репре­зентациями получены в исследовании Роланда и Фриберга (Roland & Friberg, 1985). Эти исследователи предлагали испытуемым мысленно повторять похожие по звучанию слова или мысленно прослеживать путь от своего дома по соседним улицам. Роланд и Фриберг измеряли изменения кровообращения в различных ча­стях коры. На рис. 4.3 показаны области левой коры, которые были активизиро-

 

 

Использование такого понятия расценивается как невозможность научного объяснения, потому что мы просто заменили познающего и понимающего человека познающим и понимаю­щим гомункулусом. Конечно, это может вести к бесконечному регрессу, где имеет­ся гомункулус внутри гомункулуса, который видит образы и слышит слова и т. д.

Однако некоторые данные позволяют предположить, что «картины в голове» действительно существуют. Например, зрительная об­ласть в коре содержит топографическую репрезентацию зрительного стимула. Ак­тивность в коре будет соответствовать пространственной структуре стимула. Но не существует никакого гомункулуса, смотрящего на об­раз в задней части мозга. Смысл топографической репрезентации состоит в том, чтобы нервные области, обрабатывающие смежную информацию, могли лучше взаимодействовать, потому что они будут непосред­ственно связаны. Косслин (Kosslyn, 1995) утверждает, что в процессе воображения участвуют те же механизмы обработки порождаемой внутри психики информации, что и при вос­приятии информации извне.

Воображаемая информация представлена и обрабатывается теми же способами, которыми представлена и обрабатывается перцептивная информация.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.