Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура аномального развития при аутизме.






Клинико-психологическая структура раннего аутизма, как особой формы недоразвития, впервые описанной Каннером, характеризуется следующими признаками:

1) аутизм как предельное («экстремальное») одиночество ребенка, формирующее нарушение его социального развития вне связи с уровнем интеллектуального развития;

2) стремление к постоянству, проявляемое в виде стереотипных занятий, сверхпристрастия к различным объектам, сопротивления изменениям в окружающем;

3) особая характерная задержка и нарушение развития речи, также вне связи с уровнем интеллектуального развития ребенка;

4) раннее проявление (до 2, 5 лет) патологии психического развития, в большей степени связанной с особым нарушением психического развития, чем с его регрессом.

При детском аутизме начало заболевания приходится на первые три года жизни. Первые проявления обнаруживаются еще в раннем возрасте в виде отсутствия свойственного здоровым младенцам «комплекса оживления» при контакте с матерью или другими близкими. Дети не реагируют на присутствие или удаление матери, не тянутся к ней, а взятые на руки остаются пассивными, вялыми или ригидными. Возможна и негативистическая форма реакции при контакте с матерью, когда ребенок относится к ней недоброжелательно, гонит ее от себя, пытается ее ударить. У более старших детей форма контакта с матерью может стать симбиотической, когда ребенок тревожится при отсутствии матери, отказывается остаться без нее, но никогда не проявляет к ней ласки. Избегание контакта при аутизме проявляется в том, что ребенок как – бы игнорирует окружающих, держится отстраненно, смотрит «мимо» людей. Характерно аутистическое поведение, проявляющееся самоизоляцией, реалистическим отторжением реального мира. Больные могут быть или чрезмерно подвижны или пассивны. Имеют место значительные нарушения общения. Преобладающая форма общения – симбиотическая, у некоторых детей – индифферентная, крайне редко – негативистическая. Ориентировочные реакции на световые и звуковые раздражители сглажены или отсутствуют, что нередко служит поводом подозревать глухоту или слепоту. Эмоциональные реакции могут быть неадекватными ситуации, приглушены или чрезмерно выражены.

Поведение и игру характеризуют косные стереотипы, что приводит к нарушению социальной адаптации. При смене привычного стереотипа возникают реакции страха с агрессией, затруднен переход к новым видам пищи. В игровой деятельности преобладают манипуляции предметами, отсутствует подражание. В моторной сфере длительно сохраняются стереоподобные движения (атетозоподобные движения в кистях рук, ходьба на цыпочках). В речи присутствуют эхолалии, штампы. Наряду с явлениями дизонтогенеза достаточно часто присоединяются позитивные психопатологические симптомы. Становление речи протекает также с рядом особенностей. Экспрессивная речь формируется с большим отставанием, преобладает эгоцентрическая, невнятная, интонационно вычурная, временами бессвязная речь, нарушены как синтаксический, так и грамматический строй речи. Типично неправильное использование личных глагольных форм и местоимений. Задерживается формирование самосознания. Развитие импрессивной речи ограничивается преимущественно пониманием бытовых инструкций.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.