Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Свойства ощущений






Общими свойствами ощущений, независимо от того, какими раздражителями они обусловлены и при участии которых анализаторов возникают, являются:

• качество - это основное свойство ощущение, что отличает его от других ощущений. Так, слуховые ощущения отличаются по высоте, тембру, громкости; зрительные - по тону, насыщенности и т.д.;

интенсивность - это количественная характеристика ощущений, которая определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора;

продолжительность - это интервал времени, в течение которого возникает, развивается и исчезает ощущение, то есть продолжительность его существования.

При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а через определенное время, которое называют латентным периодом ощущения. Латентный период для различных видов ощущений неодинаков: вкусовые ощущения, например, возникают через 50 миллисекунд после нанесения на поверхность языка химического раздражителя, тактильные - через 130 миллисекунд, болевые - через 370 миллисекунд. Подобно тому, как ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя, так оно и не исчезает одновременно с прекращением действия последнего. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии. Например, оглушительные звуки вызывают неприятные слуховые ощущения и сопровождаются последействием - «звоном в ушах». Это явление наблюдается после прекращения действия звукового импульса и продолжается в течение нескольких секунд в зависимости от интенсивности и длительности импульса.

Для ощущений характерна пространственная локализация раздражителя. Дистантные рецепторы (зрительные, слуховые и обонятельные) осуществляют пространственный анализ и сообщают о локализации раздражителя в пространстве. Контактные ощущения (тактильные, болевые, вкусовые) соотносятся с той частью тела, на которую действует раздражитель.

Ощущения характеризуются такими показателями как чувствительность и пороги. Чувствительность - это способность анализатора реагировать на действие адекватного раздражителя, чувствовать его. Порог ощущения - это уровень интенсивности раздражителя, который способен вызвать ощущение.

Различают абсолютный порог и порог различения (дифференциальный).

Абсолютный порог бывает:

нижний - это минимальная сила раздражителя, которая вызывает едва заметное ощущение;

верхний - это максимальная сила раздражителя, которая вызывает адекватное ощущение. Дальнейшее увеличение силы раздражителя вызывает неадекватное ощущение (болевое).

Абсолютная чувствительность и величина порога ощущения находятся в обратной зависимости: чем выше чувствительность, тем ниже порог чувствительности и, наоборот, при слабой чувствительности порог ощущения растет.

Порог различения - это способность чувствовать минимальную разницу в силе двух раздражителей, которая вызывает едва заметную разницу ощущений.

Чувствительность анализаторов меняется под влиянием ряда физиологических и психологических условий, среди которых особое место занимает явление адаптации (от лат. Adaptare - приспособление), которую понимают как изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя. Адаптационное регулирования уровня чувствительности в зависимости от того, какие раздражители (слабые или сильные) воздействуют на рецепторы, имеет большое биологическое значение: с помощью органов чувств улавливаются слабые раздражения и происходит предотвращения чрезмерного раздражения. Адаптационная способность анализаторов различна. Например, тактильные рецепторы адаптируются очень быстро, а зрительные и вкусовые - достаточно медленно.

Для того, чтобы человеческий глаз смог полностью адаптироваться к темноте после дневного света, то есть для того, чтобы его чувствительность от слабого приблизилась к абсолютному порогу, нужно примерно 40 мин. За это время зрение изменяется по своим физиологическим механизмам от колбочкового зрения, характерного для дневного освещения, в течение 10 мин. глаз переходит к палочковому зрению, типичному для ночи. При этом исчезают чувство цвета, им на смену приходят черно-белые тона, свойственные ахроматическому зрению. При адаптации глаза, которая связана с переходом от темноты к свету, все происходит в обратном порядке. Приспособленные к темноте глаза чувствительнее к электромагнитным волнам, находящихся ближе к зелёно-голубой части спектра чем в оранжево-красной. Этот факт иллюстрирует следующий опыт. Если при дневном свете показать человеку красное и синее изображение на черном фоне, то они будут видны одинаково хорошо. При рассмотрении того же самого изображения в сумерках казаться, что красная его часть исчезла и осталась только синяя. По этой причине, например, контуры взлетной полосы аэропорта обозначают лампами синего цвета. Красный цвет способен оказывать стимулирующее влияние в основном только на колбочки. Красное стекло очков ускоряет адаптацию к темноте, а вследствие того, что на палочковое зрение красный цвет практически не действует, высокая чувствительность глаз, необходимая для работы в темноте, при красном свете сохраняется.

Если знать закономерности изменения чувствительности органов чувств, можно путем применения специально подобранных раздражителей повысить чувствительность рецептора, то есть сенсибилизировать (от лат. Sensibilis - чувственный) его. Сенсибилизация может быть достигнута и в результате упражнений, например, развитие звуковысотного слуха у детей, занимающихся музыкой. Свидетельством постоянной взаимосвязи анализаторных систем человеческого организма, целостности чувственного отражения объективного мира есть явление синестезии - возникновение, под влиянием раздражителя одного анализатора, ощущение, характерного для другого анализатора. Так, человек чувствует зрительные-слуховые синестезии, когда при воздействии звуковых раздражителей возникают зрительные образы. Способность чувствовать музыку в цвете имели выдающиеся композиторы Н. Римский-Корсаков, А. Скрябин. Чувствительность каждого анализатора человека в значительной степени зависит от того, как он используется в ее деятельности и, используясь, совершенствуется. Структура рецепторов пластичная, подвижная. Постоянно меняется, приспосабливается к наилучшему выполнению данной рецепторной функции. Вместе с рецепторами и неотрывно от них в соответствии с новым условиям и требованиям практической деятельности перестраивается и структура анализатора в целом.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.