Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные линии психического развития детей до 6 лет.
Возраст
| Достижения
| 10-20 дней
| Удерживает в поле зрения предмет (ступенчатое слежение).
| 1 месяц
| Фиксирует взгляд на неподвижном предмете. Начинает плавно следить за движущимся предметом. Прислушивается к звукам, голосу взрослого. Начинает улыбаться. Лежа на животе, пытается поднять и удерживать голову.
| 2 месяца
| Длительно фиксирует взгляд на лице взрослого или на неподвижном предмете. Появляется навык длительного слежения за движущейся игрушкой или взрослым. Приподнимается и продолжительно удерживает голову, лежа на животе. Начинает произносить отдельные звуки.
| 3 месяца
| Находясь в вертикальном положении, способен длительно удерживать взгляд на лице взрослого или игрушке. Оживленно реагирует на попытку общения с ним. Способен несколько минут лежать на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. При поддержке за подмышки крепко упирается ногами с максимальной нагрузкой тазобедренные суставы. Удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).
| 4 месяца
| Начинает узнавать близких родственников, отвечая позитивными эмоциями. Ищет глазами невидимый источник звука. Положительные эмоции выражает смехом. Способен захватывать висящую игрушку и длительно её рассматривать. Начинает гулить. Придерживает руками грудь матери или бутылочку во время кормления.
| 5 месяцев
| По-разному реагирует на попытку контакта близких и незнакомых людей. Способен узнавать голос матери, различать строгие и ласковые интонации. Быстро берет игрушку из рук взрослого и удерживает её. Начинает подолгу лежать на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук. Переворачивается со спины на живот. Ровно и устойчиво стоит на ногах – при поддержке за подмышки. Способен есть с ложки густую пищу.
| 6 месяцев
| Способен различать свое и чужое имя. Берет игрушку из разных положений и подолгу ею занимается, перекладывает из одной руки в другую. Может переворачиваться с живота на спину и передвигается, переставляя руки и немного ползая. Начинает произносить отдельные слоги (начало лепета).
| 7 месяцев
| Активно занимается с игрушкой (стучит, размахивает, бросает). Хорошо ползает. В ответ на вопрос «где?» способен находить взглядом предмет, постоянно находящийся на отдельном месте.
| 8 месяцев
| Подолгу занимается игрушками, подражая действиям взрослого (катает, стучит, вынимает). Самостоятельно садится и ложится, встаёт и переступает, держась за барьер. На вопрос «где?» находит несколько предметов, по команде взрослого выполняет выученные раннее действия («ладушки», «дай ручку»).
| 9 месяцев
| Способен совершать плясовые движения под музыку. Совершает разнообразные манипуляции с предметами, в зависимости от их свойств и качеств (катает, гремит, открывает, сжимает). На вопрос «где?» находит несколько предметов, независимо от их местонахождения. Знает своё имя. Подражает взрослому, повторяет за ним слоги.
| 10 месяцев
| По просьбе взрослого выполняет различные действия (открывает, закрывает, вынимает и т. д.). Совершает первые самостоятельные попытки подняться по лестнице. По просьбе «дай» находит и даёт знакомые предметы.
| 11 месяцев
| Овладевает новыми движениями и начинает выполнять их по просьбе взрослого: накладывает, снимает, надевает кольцо и т. д. Способен самостоятельно стоять, делает первые шаги. Первые попытки обобщения в понимаемой речи. Произносит первые слова – обозначения («дай», «ав – ав», «на», «но»).
| 12 месяцев
| Способен узнавать на фотографии знакомых, выполнять самостоятельно разученные действия с игрушками (катает, кормит, возит), переносит разученные действия с одного предмета на другой. Самостоятельно сидит без опоры. Понимает названия предметов, действий, имена взрослых, выполняет поручения («принеси», «отдай», «найди» и т. д.). Различает значения слов «можно» и «нельзя». Легко подражает новым слогам, произносит до 10 слов.
| 2 года
| 1. Запас слов увеличивается в первом полугодии до 30 (слова часто укорочены, произносятся неправильно «моко» — «молоко»). запас слов растет особенно быстро (доходит к концу 2-го года до 300). Появляется речь фразами (пока еще из 2—3 слов) с использованием многих частей речи. Впервые слова грамматически изменяются, но часто еще неправильно.
2. Совершенствуется понимание речи взрослого — в первом полугодии ребенок выполняет простые словесные поручения; во втором полугодии словом можно изменить его поведение и усложнить действия (отвлечь внимание словами при плаче и др.). К концу 2-го года ребенок понимает коротенькие рассказы.
3. При произнесении слов и предложений появляются эмоциональные жесты, мимика, интонации (первое полугодие). Во втором полугодии речь эмоционально выразительна.
4. Ребенок все увереннее ходит, преодолевая препятствия — канавки, бугорки, лежащее бревно и т. д. Начинает бегать, лазать на стремянку (высотой до 1 метра с 1 года и до 1 1/3 метров-~ с 1 г. 6 мес). Бросает мяч в большую, не очень удаленную цель.
5. Совершенствуются движения рук в виде разнообразных действий с предметами — нанизывание колец на пирамидку, собирание разборных игрушек, пользование карандашом (с 1 г. 6 мес.) и глиной (с 1 г. 10 мес).
6. От простого манипулирования с предметами переходит к игре на основе подражания взрослым и отображения часто виденного (кормит куклу, заворачивает ее, укладывает спать, возит машину, усаживает в нее куклу и т. д.).
| 3 года
| 1. Запас слов быстро увеличивается (к трем годам до 1200—1300 слов). Улучшается произношение. Предложения становятся более многословными и строятся все более верно. Ребенком используются все части речи. К концу 3-го года появляются придаточные предложения, окончания слов изменяются правильно. Ребенок говорит много слов сам и в ответ на речь окружающих.
2. Все более совершенствуется понимание речи окружающих, с ребенком можно говорить не только о происходящих, но и о прошедших и будущих событиях. Появляются вопросы: «где?», «когда?», «почему?».
3. Совершенствуется запоминание слышанной речи. Ребенок легко повторяет фразы, короткие стихи (первое полугодие), более сложные стихи и песенки (второе полугодие). Отвечая на вопрос взрослого, может передать содержание ранее рассказанной ему сказки.
4. Улучшается качество и согласованность общих и мелких движений — ходьба, бег, лазание, бросание, работа пальцами (четкость, точность выполнения движений). Ребенок перешагивает через палку, приподнятую над полом на 25—28 см (первое полугодие) и на 30—35 см (второе полугодие), влезает на гимнастическую стенку высотой в 1, 5 метра, бросает мяч в цель на расстоянии 80—100 см (первое полугодие), бросает и ловит большой мяч на расстоянии 70—100 см (второе полугодие). Выполняет много сложных манипуляций руками (с одеждой, игрушками).
5. В своих действиях ребенок отображает не только то, что видит часто, но и то, что видел случайно. Игра делается более сложной и самостоятельной (использование стула в виде коня, поезда). Появляются новые виды деятельности - от простого манипулирования карандашом переходит к элементарному рисованию, от механического складывания кубиков — к попытке строить знакомые предметы. Дольше сосредотачивается на игре, но еще легко отвлекается. Начинаются игры с другими детьми даже с некоторым распределением ролей, но дети еще плохо умеют согласовывать свои действия, часто возникают конфликты. Нужна регулирующая помощь взрослых.
Дети максимально связаны наличной ситуацией – тем, что они непосредственно воспринимают. Все их поведение является полевым, импульсивным; ничто из того, что лежит вне этой наглядной ситуации, их не привлекает. В раннем возрасте наблюдаются элементарные формы воображения.
Поскольку память становится как бы продолжением и развитием восприятия, еще нельзя говорить об опоре на прошлый опыт. Раннее детство забывается так же, как и младенчество.
Важная характеристика восприятия в этом возрасте – его аффективная окрашенность. Мышление – наглядно-действенное. Память – непроизвольна.
| 4 года
| Начало дошкольного периода. Потребность в движении весьма велика. Ребенок бегает, прыгает, балансирует, шумит. Иногда демонстрирует силу, пытаясь поднять и понести тяжелый предмет.
Интенсивное развитие и включение памяти в процесс формирования личности определяет ее позицию доминирующей в дошкольном возрасте функции. С развитием памяти связано появление устойчивых образных представлений, выводящих на новый уровень мышление. Развитие памяти обуславливает новый уровень развития восприятия и других психических функций.
| 5-6 лет
| Интерес ребенка 5-ти лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления ребёнка о Я-реальном и Я-идеальном дифференцируются более четко. Формирование произвольной памяти.
К этому периоду жизни у ребенка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребенка может являться фактором, позитивно влияющем на его успешность среди сверстников. Использует 2500-3000 слов. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы).
Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы ребенка; развитие произвольности и волевых качеств; развивается соподчинение мотивов; появляется интерес к арифметике и чтению; запоминание становится целенаправленным; развивается коммуникативная и планирующая функция речи; развивается самоинструктирование; у ребенка появляются устойчивые чувства и отношения; формируются «высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические.
На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.
Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т.е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений.
Основная линия развития мышления переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода – к словесному мышлению.
|
Данная страница нарушает авторские права?
|