Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные линии психического развития детей до 6 лет.




 

Возраст Достижения
10-20 дней Удерживает в поле зрения предмет (ступенчатое слежение).
1 месяц Фиксирует взгляд на неподвижном предмете. Начинает плавно следить за движущимся предметом. Прислушивается к звукам, голосу взрослого. Начинает улыбаться. Лежа на животе, пытается поднять и удерживать голову.
2 месяца Длительно фиксирует взгляд на лице взрослого или на неподвижном предмете. Появляется навык длительного слежения за движущейся игрушкой или взрослым. Приподнимается и продолжительно удерживает голову, лежа на животе. Начинает произносить отдельные звуки.
3 месяца Находясь в вертикальном положении, способен длительно удерживать взгляд на лице взрослого или игрушке. Оживленно реагирует на попытку общения с ним. Способен несколько минут лежать на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. При поддержке за подмышки крепко упирается ногами с максимальной нагрузкой тазобедренные суставы. Удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).
4 месяца Начинает узнавать близких родственников, отвечая позитивными эмоциями. Ищет глазами невидимый источник звука. Положительные эмоции выражает смехом. Способен захватывать висящую игрушку и длительно её рассматривать. Начинает гулить. Придерживает руками грудь матери или бутылочку во время кормления.
5 месяцев По-разному реагирует на попытку контакта близких и незнакомых людей. Способен узнавать голос матери, различать строгие и ласковые интонации. Быстро берет игрушку из рук взрослого и удерживает её. Начинает подолгу лежать на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук. Переворачивается со спины на живот. Ровно и устойчиво стоит на ногах – при поддержке за подмышки. Способен есть с ложки густую пищу.
6 месяцев Способен различать свое и чужое имя. Берет игрушку из разных положений и подолгу ею занимается, перекладывает из одной руки в другую. Может переворачиваться с живота на спину и передвигается, переставляя руки и немного ползая. Начинает произносить отдельные слоги (начало лепета).
7 месяцев Активно занимается с игрушкой (стучит, размахивает, бросает). Хорошо ползает. В ответ на вопрос «где?» способен находить взглядом предмет, постоянно находящийся на отдельном месте.
8 месяцев Подолгу занимается игрушками, подражая действиям взрослого (катает, стучит, вынимает). Самостоятельно садится и ложится, встаёт и переступает, держась за барьер. На вопрос «где?» находит несколько предметов, по команде взрослого выполняет выученные раннее действия («ладушки», «дай ручку»).
9 месяцев Способен совершать плясовые движения под музыку. Совершает разнообразные манипуляции с предметами, в зависимости от их свойств и качеств (катает, гремит, открывает, сжимает). На вопрос «где?» находит несколько предметов, независимо от их местонахождения. Знает своё имя. Подражает взрослому, повторяет за ним слоги.
10 месяцев По просьбе взрослого выполняет различные действия (открывает, закрывает, вынимает и т. д.). Совершает первые самостоятельные попытки подняться по лестнице. По просьбе «дай» находит и даёт знакомые предметы.
11 месяцев Овладевает новыми движениями и начинает выполнять их по просьбе взрослого: накладывает, снимает, надевает кольцо и т. д. Способен самостоятельно стоять, делает первые шаги. Первые попытки обобщения в понимаемой речи. Произносит первые слова – обозначения («дай», «ав – ав», «на», «но»).
12 месяцев Способен узнавать на фотографии знакомых, выполнять самостоятельно разученные действия с игрушками (катает, кормит, возит), переносит разученные действия с одного предмета на другой. Самостоятельно сидит без опоры. Понимает названия предметов, действий, имена взрослых, выполняет поручения («принеси», «отдай», «найди» и т. д.). Различает значения слов «можно» и «нельзя». Легко подражает новым слогам, произносит до 10 слов.
2 года 1. Запас слов увеличивается в первом полугодии до 30 (слова часто укорочены, произносятся неправильно «моко» — «молоко»). запас слов растет особенно быстро (доходит к концу 2-го года до 300). Появляется речь фразами (пока еще из 2—3 слов) с использованием многих частей речи. Впервые слова грамматически изменяются, но часто еще неправильно. 2. Совершенствуется понимание речи взрослого — в первом полугодии ребенок выполняет простые словесные поручения; во втором полугодии словом можно изменить его поведение и усложнить действия (отвлечь внимание словами при плаче и др.). К концу 2-го года ребенок понимает коротенькие рассказы. 3. При произнесении слов и предложений появляются эмоциональные жесты, мимика, интонации (первое полугодие). Во втором полугодии речь эмоционально выразительна. 4. Ребенок все увереннее ходит, преодолевая препятствия — канавки, бугорки, лежащее бревно и т. д. Начинает бегать, лазать на стремянку (высотой до 1 метра с 1 года и до 1 1/3 метров-~ с 1 г. 6 мес). Бросает мяч в большую, не очень удаленную цель. 5. Совершенствуются движения рук в виде разнообразных действий с предметами — нанизывание колец на пирамидку, собирание разборных игрушек, пользование карандашом (с 1 г. 6 мес.) и глиной (с 1 г. 10 мес). 6. От простого манипулирования с предметами переходит к игре на основе подражания взрослым и отображения часто виденного (кормит куклу, заворачивает ее, укладывает спать, возит машину, усаживает в нее куклу и т. д.).
3 года 1. Запас слов быстро увеличивается (к трем годам до 1200—1300 слов). Улучшается произношение. Предложения становятся более многословными и строятся все более верно. Ребенком используются все части речи. К концу 3-го года появляются придаточные предложения, окончания слов изменяются правильно. Ребенок говорит много слов сам и в ответ на речь окружающих. 2. Все более совершенствуется понимание речи окружающих, с ребенком можно говорить не только о происходящих, но и о прошедших и будущих событиях. Появляются вопросы: «где?», «когда?», «почему?». 3. Совершенствуется запоминание слышанной речи. Ребенок легко повторяет фразы, короткие стихи (первое полугодие), более сложные стихи и песенки (второе полугодие). Отвечая на вопрос взрослого, может передать содержание ранее рассказанной ему сказки. 4. Улучшается качество и согласованность общих и мелких движений — ходьба, бег, лазание, бросание, работа пальцами (четкость, точность выполнения движений). Ребенок перешагивает через палку, приподнятую над полом на 25—28 см (первое полугодие) и на 30—35 см (второе полугодие), влезает на гимнастическую стенку высотой в 1, 5 метра, бросает мяч в цель на расстоянии 80—100 см (первое полугодие), бросает и ловит большой мяч на расстоянии 70—100 см (второе полугодие). Выполняет много сложных манипуляций руками (с одеждой, игрушками). 5. В своих действиях ребенок отображает не только то, что видит часто, но и то, что видел случайно. Игра делается более сложной и самостоятельной (использование стула в виде коня, поезда). Появляются новые виды деятельности - от простого манипулирования карандашом переходит к элементарному рисованию, от механического складывания кубиков — к попытке строить знакомые предметы. Дольше сосредотачивается на игре, но еще легко отвлекается. Начинаются игры с другими детьми даже с некоторым распределением ролей, но дети еще плохо умеют согласовывать свои действия, часто возникают конфликты. Нужна регулирующая помощь взрослых. Дети максимально связаны наличной ситуацией – тем, что они непосредственно воспринимают. Все их поведение является полевым, импульсивным; ничто из того, что лежит вне этой наглядной ситуации, их не привлекает. В раннем возрасте наблюдаются элементарные формы воображения. Поскольку память становится как бы продолжением и развитием восприятия, еще нельзя говорить об опоре на прошлый опыт. Раннее детство забывается так же, как и младенчество. Важная характеристика восприятия в этом возрасте – его аффективная окрашенность. Мышление – наглядно-действенное. Память – непроизвольна.
4 года Начало дошкольного периода. Потребность в движении весьма велика. Ребенок бегает, прыгает, балансирует, шумит. Иногда демонстрирует силу, пытаясь поднять и понести тяжелый предмет. Интенсивное развитие и включение памяти в процесс формирования личности определяет ее позицию доминирующей в дошкольном возрасте функции. С развитием памяти связано появление устойчивых образных представлений, выводящих на новый уровень мышление. Развитие памяти обуславливает новый уровень развития восприятия и других психических функций.
5-6 лет Интерес ребенка 5-ти лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления ребёнка о Я-реальном и Я-идеальном дифференцируются более четко. Формирование произвольной памяти. К этому периоду жизни у ребенка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребенка может являться фактором, позитивно влияющем на его успешность среди сверстников. Использует 2500-3000 слов. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы ребенка; развитие произвольности и волевых качеств; развивается соподчинение мотивов; появляется интерес к арифметике и чтению; запоминание становится целенаправленным; развивается коммуникативная и планирующая функция речи; развивается самоинструктирование; у ребенка появляются устойчивые чувства и отношения; формируются «высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические. На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость. Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т.е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений. Основная линия развития мышления переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода – к словесному мышлению.

 


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.