Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изображение головы живой модели






После рисования гипсовых голов, когда были освоены закономерности строения формы и пространственных положений головы, приступаем к рисованию головы живой модели.

В отличие от гипсового слепка живая модель имеет ряд индивидуальных особенностей: цвет глаз, кожи, волос, форму головы, частей лица и многое другое. Гипсовый слепок неподвижен, а натурщик в процессе позирования может невольно изменить позу и выражение лица. Поэтому при рисовании живой модели нужно внимательно ее изучить, чтобы составить представление о ее анатомическом строении и конструкции. Для этого полезно разглядеть голову натурщика со всех сторон, тогда лучше будет осознана видимая форма.

Для рисования головы рекомендуется выбирать натуру с более выразительными формами, которые необходимо подчеркнуть соответствующим освещением.

Рис. 3.29. Этапы рисования головы живой модели

Независимо от точки зрения на натуру рисующий должен чувствовать ее в целом. Например, глядя на натуру спереди, нужно представлять ее с тыльной стороны, в профиль и в трехчетвертном повороте.

Очень часто студенты ошибочно считают, что профильное положение головы самое легкое в построении. Наоборот, чтобы при профильном положении правильно, на нужном месте, нарисовать ухо, глаз, скулу, необходимо представлять местонахождение невидимых в этом положении, но соответствующих им парных форм и мысленно увязать с ними изображаемые видимые.

Без чувства целостности формы, без осознания ее конструкции весь процесс рисования сведется к механическому копированию натуры.

Последовательность рисования головы живой натуры остается такой же, как при рисовании гипсовой головы. Законы построения формы головы остаются неизменными. Однако при построении головы живой модели необходимо помнить, что в основе ее пластики заложена структура не только костей черепа, но и расположенных на нем мышц.

Рассмотрим этапы рисования головы живой модели.

Первый этап (рис. 3.29, а). Начинаем рисунок, как всегда, с композиционного размещения изображения на листе бумаги. Намечаем ракурс головы и основные пропорции.

Второй этап (рис. 3.29, б). Уточняем конструктивное построение формы головы, взаимосвязь деталей (лба, носа, скул, подбородка, глаза) с общей формой. Определяем взаимосвязь парных частей головы. Не стоит на этом этапе увлекаться мелкими деталями (ресницами, роговицей, морщинками и др.). Сходство достигается не проработкой отдельных деталей, а точностью определения пропорциональных отношений.

Третий этап (рис. 3.29, в). Уточняем пропорции и прорисовываем важные детали, от которых зависит сходство с натурой (глаза, нос, рот, уши, характер прически). Мы должны передать особенности пластики лба, носа, скул, глаз и т.д. Разбиваем рисунок на свет и тень. Затем усиливаем контрасты светотени на основе тональных отношений. В зависимости от освещения ярче будет освещена выступающая часть формы: верхняя поверхность носа, скулы, лоб, выступающая часть подбородка. Затененными будут глазницы, нижняя поверхность носа, нижняя часть подбородка, складка под нижней губой. Верхняя губа всегда темнее нижней.

Четвертый этап (рис. 3.29, г). Уточняем и одновременно смягчаем форму деталей лица, все более приближая их к натуре. Проводим дальнейшую тональную проработку формы, находим нюансы света и тени. Следует внимательно сравнивать рисунок с натурой, а детали подчинять целому, стремясь придать рисунку законченность и целостность.

Этюд головы человека в технике гризайли

Прежде чем приступить к живописному этюду головы, начинающему полезно выполнить один или несколько этюдов головы в технике гризайли.

Гризайль (франц. grisaille, gris — серый) — это живопись, выполненная оттенками одного цвета, когда изображение создается на основе тональных отношений (тонов различной степени светлоты) преимущественно серой или коричневой краски (рис. 3.30).

Цель этого задания — научиться передавать форму головы с помощью

Рис. 3.30. Н. Тырса. Портрет Анны Ахматовой

светотеневых отношений, чтобы впоследствии перейти к более сложной задаче — изображению головы в цвете. Это задание можно считать переходным от рисунка к живописи.

Лепка формы головы с помощью кисти отличается от передачи карандашом.

В рисунке анализируется конструкция головы и условно передается ее цветовая характеристика. Форма и конструкция могут передаваться иногда линейно, без фона.

В технике гризайли форма головы изображается не отдельно от фона, а обязательно вместе с тем окружением, в котором она находится.

Для одноцветной живописи лучше использовать темно-коричневые (сепия, умбра жженая, марс коричневый) и черные акварельные или гуа-шевые краски. При работе гуашью используют белила. Не следует брать яркие краски (красные, оранжевые, зеленые и т.д.), так как в этом случае изображение теряет выразительность и остроту.

Фоном для головы может быть гладкая драпировка спокойного серого или коричневого цвета. Желательно, чтобы форма головы четко «читалась» на фоне. А освещение подчеркивало бы объем и характер натуры.

Выполнение этюда головы в технике гризайли также основывается на знании ее анатомического строения, конструкции и пропорций.

Работа над этюдом начинается с композиционного размещения рисунка на листе. Затем намечаем общий объем головы и шеи, сверяя движение и общие пропорции по серединной линии. Производим конструктивное построение формы головы. Подробная деталировка и разбор светотеневых характеристик форм головы в рисунке для живописи не обязательны, все это появится позже, когда кистью будут прорабатываться детали головы. Сейчас важно, чтобы рисунок был основой, выявляющей общую конструкцию головы и ее отдельных форм.

На следующей стадии выполняем прокладку тоном. Пишем обобщенно, не увлекаясь деталями.

Лучше начать с теней, потому что они сразу определят форму головы и дадут некий тональный камертон. Когда проложены теневые места, тогда появляется необходимость в решении фона, так как без него трудно угадать на белом листе теневую часть: она будет казаться излишне темной.

Для первой тоновой прокладки не следует брать краску в полную силу, иначе этюд получится слишком темным.

Следующий этап — конкретизация и уточнение формы головы. Прорабатываем переходы от света к тени, детали лица. Увлекаясь деталями, не забывайте о цельности восприятия натуры. Все детали должны быть связаны между собой и с общей формой головы.

Последовательность работы над этюдом головы в технике гризайли представлена на рис. 3.31.

Работа над живописным этюдом головы человека

После того как выполнены этюды головы одним тоном, можно переходить к живописи цветом.

Живопись головы человека строится на общих основах создания живописного произведения. Задачи изображения головы сводятся к передаче ее строения, лепке формы цветом, выявлению индивидуальных особенностей натуры.

В живописном этюде необходимо передать цветовое богатство человеческого тела и его связь с окружающей средой.

Для того чтобы живопись головы не свелась только к срисовыванию внешних черт и раскраске локальными цветами, целесообразно начинать с кратковременных этюдов головы, в которых удобно решать конкретные задачи (см. рис. 14 на цв. вкл.).

В таких быстрых этюдах решаются задачи компоновки головы, цельного видения, звучности цветовых отношений, нахождения колористического единства головы с фоном и т.д. Подобные этюды тренируют глаз, помогают приобрести живописные и пластические знания.

После кратковременных этюдов можно перейти к продолжительным заданиям, где изучение головы будет более углубленным.

Выполнение живописного этюда головы также можно разделить на этапы: выбор модели; определение задач для данной постановки; выбор точки зрения; выполнение предварительного рисунка; нахождение основных цветовых отношений; прописывание деталей, обобщение и завершение работы.

В рисунке под живопись надо тонкими линиями передать конструктивное строение головы, ее положение в пространстве, наметить границы светотени.

Работа над этюдом, как всегда, ведется от общего к частному. Сначала определяем общие тональные и цветовые отношения больших плоскостей, а затем небольшими мазками прописываем форму деталей и опять обобщаем все на заключительном этапе для достижения цельности.

Рис. 3.31. Последовательность работы над этюдом головы (гризайль)

Начинать работу цветом лучше с самого темного места. Сравнивая тени с освещенными частями лица, легче будет найти полутона. Научиться видеть тень в свете — трудная задача. Часто начинающие делают тени головы тем же цветом, что и свет, только утемняя его черной краской. Тени на лице прозрачны и не скрывают естественного цвета лица.

Следует обращать внимание на образование на голове рефлексов от одежды и фона, а также на то, что цвет лица и одежды всегда принимает оттенок, дополнительный к цвету фона.

Знания и навыки, полученные при выполнении живописных этюдов головы человека, помогут грамотно подойти к декоративному ее решению средствами цветной графики.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.