Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оренбуржье в прошлом






Скифы, сарматы и тайны " миров"...

 

В первом тысячелетии до нашей эры, примерно четыре тысячи лет назад, на просторах Южного Приуралья простиралась бескрайняя Великая Степь. Здесь обитали кочевые племена сарматов и скифов. Они разводили скот, выращивали пшеницу. Памятниками их многовековой истории являются многочисленные курганы (" мары") - огромные холмы земли над захоронением воина. Некоторые курганы сохранились до наших дней. Археологами открыты сотни курганов около города Орска, в Илекском и Шарлыкском районах. В скифских могилах скрыто множество украшений из чистого золота. Кочевники были умелыми ювелирами. В кургане у села Прохоровка Шарлыкского района в 1911 году археологи нашли серебряную чашу, датируемую началом третьего века до нашей эры и другие предметы, свидетельствующие о развитии торговых связей. На оружии скифов археологи находят украшения в виде зверей и птиц. Предметы старины, найденные археологами в курганах, хранятся в краеведческих музеях Оренбуржья. Скифскую материальную культуру ярко выделяет среди других культур так называемый звериный стиль или, по-другому, искусство звериного стиля. Это изображения на различных предметах животных, птиц, а также их частях (голова, когти, клювы и т.д.). Животные и реальные, и фантастические, а то и причудливо соединение того и другого (как грифон).Чем скифский звериный стиль отличается от изображения зверей других эпох? Когда мы говорим о скифском искусстве звериного стиля, возникает вопрос: разве зверей и птиц не изображали раньше? На память приходят пещеры палеолита с изображениями на стенах мамонтов, диких лошадей, бизонов … Видно, скифское искусство на то и скифское, что отличается от всего предыдущего. Чем же?

Во-первых, скифские звери отличаются от других способом изображать тело животного и отдельные его части. Рога оленя, клювы хищных птиц, голова хищника и т.д. составлены как бы из отдельных плоскостей, которые углами сходятся друг с другом. Получаются острые грани с ребрами, а в итоге создается картина игры света и тени на плоских поверхностях. Представим себе воина со щитом, на котором изображена золотая пантера или золотой олень. Под лучами солнца олень горит! Вот воин чуть повернул щит, и новыми бликами засиял олень, подобный живому …

Во-вторых, для скифского звериного стиля было характерно выделение какой-либо одной части тела, ее преувеличение. Рога у оленей, например, нереально большие. Они разветвляются по всей длине спины и заканчиваются только у хвоста. Глаз хищной птицы изображен так, что он имеет размеры чуть ли не всей головы. Неестественно велики когти хищников – и зверей, и птиц. Явно видно стремление художника выделить ту или иную часть зверя.

В-третьих, в этом искусстве часто встречаются изображения различных животных, птиц на крупах, лопатках оленей, хищников. А когти хищников часто заканчиваются головами хищных птиц. Это что-то вроде перевоплощения одного животного в другое.

В-четвертных, скифские звери и птицы очень редко составляют какие-либо сюжетные композиции, вроде пасущегося стада оленей и т.д. Звери и птицы сами по себе. Они оторваны от окружения и не связаны с каким-либо действием. Вот лежит олень, стоит кабан, летит птица, у каждого «свое дело» и ни до кого им нет дела.

В-пятых, в скифском зверином стиле было популярно изображать не целое животное или птицу, а их части – голову лося, оленя, грифона, когти хищной птицы и т.д. Эта черта – заменять частью целое – была распространена в искусстве скифов и сарматов.

Отмеченные выше особенности не все сразу присутствуют у всех изображений. Где-то одни признаки выступают ярко, где-то другие.

Вот таковы основные черты скифского искусства звериного стиля. Выделить их можно, а вот выяснить, зачем, куда сложнее. Поскольку тут приходится вторгаться в малознакомы дебри взглядов самих создателей, а создатели нам ничего не оставили, кроме самих изображений.

 

 

Тема дипломной работы: «Ансамбль декоративных тарелок по мотивам искусства сарматов».

Актуальность темы основывается на необходимости изучения произведений искусства народов-предков и их популяризация.

Состав работы в материале: 5 изделий, представляющих собой единую композицию. Они объединяются следующими признаками:

1. Темой, которая раскрывается путём использования стилизованных изображений изделий сарматских мастеров в мотивах оформления тарелок;

2. Композицией ансамбля: (если спросят) единством стиля; целостности, которая достигалась путём решения вопросов сомасштабности; взаимодействия центра и второстепенных элементов, их ритмическая организация, равновесие.

3. Использованием общих приёмов формования и декорирования;

4. Оформлением элементов ансамбля на формате (планшет, обтянутый тканью).

Кроме этого в состав дипломной работы входит – пояснительная записка и проект.

В основу работы над проектом были взяты стилизованные изображения произведения прикладного искусства сарматских мастеров. Особое внимание уделялось тому факту, что различные произведения имеют разнообразную степень стилизации – от относительно близких к реалиям мотивов до изображений почти знаковых, что роднит их с современными формами графического дизайна. Попытка наиболее полно передать образ сарматских мотивов, во многом повлияла на форму подачи дипломной работы – изобразительные мотивы выполнены в виде ансамбля тарелок. В центральной части каждой из них расположены …..

В основу замысла легли впечатления от изображений процесса археологических раскопок. Когда в окружении песка и высохшей земли, светятся на солнце шедевры древних мастеров - ещё более усиливается впечатление от их великолепия и появляется ощущение связи времён.

Отсюда возникла идея использования приёма использования контрастов. Противопоставляются шероховатые, матовые поверхности фона и блестящие поверхности рельефов. Золото, как материал, из которого были изготовлены аналоги используется в обрисовке силуэта изображений, являясь своего рода связующей нитью.
Изделия были выполнены из металла и, соответственно, особенности его обработки оказали влияние на характер данных изделий. Для того, чтобы передать их художественный образ и пластические особенности в керамическом материале, были использованы приёмы стилизации, характерные для керамических изделий.

Кроме того, если центральная тарелка содержит изо-е, близкое к аналогу, в следующих формах, по движению от центра степень преобразования увеличивается.

 

 

II Дипломная работа «Ансамбль тарелок по мотивам искусства сарматов».

2. 1 Описание работы

 

В итоговою аттестационную работу на тему: «Ансамбль декоративных тарелок по мотивам искусства сарматов» входят: 5 керамических тарелок представляющих собой единую композицию. Они объединены темой, композицией, единым видом формования и декорирования.

Центральная тарелка украшена объёмным рельефным изображением оленя с прорезными элементами, декорирована гравировкой, фактурными элементами и росписью по обожжённому черепку. Тарелки, расположенные рядом с центральной, оформлены двухступенчатым рельефным и контрельефным изображением стилизованным до знака, также украшены фактурой и росписью. Боковые изделия содержат прорезные изображения оленя и барана но, в отличие от центральной, уже на плоской поверхности тарелки. Кроме этого в состав дипломной работы входит – пояснительная записка и проект.

Данная работа может использоваться в качестве оформления интерьера как жилого, так и общественного помещения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.