Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие закономерности психологического развития (модально-специфические, модально-неспецифические).






 

Специальная психология, изучая протекание процесса психического развития в особых условиях, выделяет три группы закономерностей. Это – общие закономерности, характеризующие как нормальное, так и нарушенное развитие, определяющие их главные черты. Кроме того, выделяются так называемые модально - неспецифические закономерности, или особенности, типичные для всех или нескольких видов нарушенного развития.

И, наконец, выделяются модально-специфические закономерности, т.е. особенности развития, характерные только для какого-то одного вида дизонтогенеза.

Характеризуя общие, или главные закономерности психического развития, следует подчеркнуть, что развитие связано, прежде всего, с позитивными качественными изменениями, появление которых знаменует очередную фазу или стадию этого процесса. Процесс развития необратим и не прерывен. Кроме того, общим законом развития является механизм иерархиезации — соподчинения. Более молодые и более совершенные функции включают в свой состав, подчиняют себе более «старые», тем самым, создавая условия для взаимного развития.

Еще одной важной стороной развития является его неравномерность, или гетерохронность. В этом отношении законом нормального развития следует считать сочетания неравномерности со своевременностью формирования тех или иных структур. В психологии разновременность формирования разных сторон психики называется сензитивными периодами.

Т.о. можно дать общее определение психического развития, как процесса поступательных, непрерывных, необратимых качественных изменений в отражении внешнего и внутреннего мира, обеспечивающих все более эффективную саморегуляцию внешней предметной и внутренней психической деятельности, а также повышающих их результативность в плане усвоения социально-исторического опыта.

Существуют и специфические закономерности, представляющие собой не какой-то особый ряд закономерностей, а лишь особую форму существования и проявления главных законов развития, их специфическую ответную реакцию на неблагоприятные условия.

Модально - неспецифические – ряд особых закономерностей, свойственных всем группам детей с отклонениями в развитии независимо от характера основного нарушения (т.е. качества, которые наблюдаются у всех групп детей с отклонен. в развитии, это то общее, что есть между ними, и одновременно то, что их отличает от нормально развивающихся).

Модально неспецифические закономерности - к их числу можно отнести свойственное для всех форм дизонтогенеза замедление скорости приема и переработки поступающей информации, характерное не только для нарушенных анализаторных систем, что вполне естественно, но и для сохранных. Практически для всех групп детей с отклонениями в развитии типично, хотя и в разной степени и по разным причинам, снижение уровня познавательной активности, что дополнительно замедляет развитие познавательных процессов. Помимо этого, для разных групп детей с отклонениями в развитии вполне характерны разнообразные формы речевых нарушений и затруднения в формировании процесса речевого опосредования, что сказывается на темпах формирования высших психических функции. В связи с этим вполне естественно то, что для всех групп днзонтогенеза характерны трудности в сфере общения в разной степени и по разным причинам.

Модально - специфические – особенности, свойственные какой-то одной группе детей с отклонениями в развитии (напр., особенности псих. развития детей с нарушениями слуха).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.