Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






к проекту Федерального закона






Пояснительная записка

«О внесении изменений в Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов»

После вступления страны в ВТО споры вокруг проблемы генетически-модифицированных продуктов не только не утихают, но после принятия Правительством страны Постановления от 23 сентября 2013 г. № 839
" О государственной регистрации генно-инженерно-модифицированных организмов, предназначенных для выпуска в окружающую среду, а также продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы" еще больше обострились.

Появляется опасение, что уже в самом ближайшем будущем и вовсе могут быть устранены все ограничения для производства и продажи трансгенных или генетически-модифицированных продуктов (ГМО) в России.

В тоже время одним из заявленных принципов осуществления генно-инженерной деятельности в стране является обеспечение безопасности граждан и окружающей среды. Этот принцип является базовым, и любые испытания и выпуск ГМО в окружающую среду должны в первую очередь обеспечивать безопасность жизни и здоровья граждан и окружающей среды.

Несмотря на то, что лоббисты ГМО всячески пытаются внедрить во властные структуры миф о том, что использование достижений генной инженерии якобы позволяет повышать эффективность сельскохозяйственного производства, решая таким образом проблему продовольственной безопасности, нельзя не принимать во внимание обстоятельство, что существует большое количество авторитетных исследований, доказывающих небезопасность использования ГМО в продуктах питания.

При этом эксперты отмечают продолжающуюся полномасштабную экспансию в стране продукции с содержанием ГМО, потенциально опасной для здоровья человека либо безвредность которой для человека не подтверждена наукой.

Как и во всем мире, отношение в России к продукции с ГМО поэтому двоякое. Одна часть населения уверена, что ГМО абсолютно безопасны и их можно употреблять в пищу. Другая часть считает, что они небезопасны, поскольку нет достаточного количества исследований, доказывающих обратное. Согласно соцопросам, настороженно к ГМО относятся порядка 60 процентов россиян. Причем речь идет как о простых гражданах, так и о научном мире.

При этом уже сейчас в России официально разрешено к использованию для производства продуктов питания 18 линий ГМО (три сорта сои, шесть — кукурузы, четыре — картофеля, по одному сорту сахарной свеклы и риса, а также пять видов генетически-модифицированных микроорганизмов).

В тоже время в мире этот показатель еще выше - уже больше 100 линий генетически-модифицированных объектов, которые используются при производстве продуктов питания. А если учесть, что после вступления в ВТО наметился рост объемов поступления пищевых продуктов из-за рубежа, в том числе и содержащих ГМО, то стране грозит потеря контроля над ситуацией.

При том, что до последнего времени нельзя было использовать в сельском хозяйстве даже генетически модифицированные семена, запрет на применение которых по сути снимается с 1 июля 2014 года.

В тоже время большинство стран Европы приостановило посадку ГМ-культур на своих землях.

С другой стороны, хотя по-прежнему действует принятое в 2007 году положение, обязывающее производителей маркировать продукцию, в которой содержится более 0, 9 процента ГМО, данное требование также, как правило, не выполняется.

Роспотребнадзор регулярно выявляет наличие генетически-модифицированных компонентов, в том числе в детском питании, прежде всего в продукции пяти крупнейших транснациональных компаний.

Не спасает ситуацию и предусмотренная Постановлением Правительства № 839 норма, что перед посадкой ГМО агрокомпании должны будут провести их госрегистрацию в одном из ведомств: Россельхознадзоре, Минздраве, Росздравнадзоре или Роспотребнадзоре - в зависимости от того, в каких целях выращиваются растения.

Как стало известно, Минсельхоз совместно с другими заинтересованными ведомст­вами лишь приступает к разработке методики по оценке потенциальных рисков, которые могут возникнуть при выпуске ГМО - растений, животных и микроорганизмов - в окружающую среду. На ее разработку явно недостаточно оставшегося до 1 июля 2014 года времени.

Учитывая согласительные письма, которые давала Россия перед вступлением в ВТО, на деле их госрегистрация сведётся к одобрению тех видов организмов, которые, как правило, запатентованы в США (основном производителе продукции с ГМО).

Также нельзя не учитывать имеющийся опыт: засеивая землю ГМ-семенами, хозяйст­во «подсаживается» на конкретного производителя этих семян, модифицированные растения полностью вытесняют с земель своих менее стойких натуральных сородичей, а ГМ-растения, как правило, становятся бесплодными - из их семян на будущий год ничего не вырастает. В результате агропредприятия и фермеры вынуждены покупать все наборы семян заново, увеличивая свою зависимость от импорта семян.

При этом ГМО–семена действуют как захватчики-агрессоры. Опыт их использования подтверждает, что если они посеяны рядом с традиционными растениями, то уже через пару лет полностью захватывают территорию своих безобидных соседей.

Тем не менее, СМИ наполнены материалами, что люди не выживут без ГМО при росте населения, недостатке земельных угодий и наметившемся дефиците воды.

С этим аргументом трудно согласиться, учитывая не используемые в стране площади для сельскохозяйственного производства и имидж страны, как свободного от ГМО пространства. Страна может потерять нишу производителя экологически чистых продуктов питания. Это вполне реально, так как наше сельское хозяйство сегодня в значительной степени освобождено от ГМО.

В тоже время, если на территории ЕС создано 174 зоны, свободные от ГМО (Австрия, Греция, Польша и Швейцария полностью свободны от ГМО), то в России на сегодня такую продукцию формально запрещено выращивать лишь в 14 регионах.

Поэтому назрела острая необходимость формирования правовой базы, направленной на усиление контроля за оборотом генно-модифицированной продукции и введения полного запрета на ввоз в Россию подобных продуктов.

Полный запрет на использование трансгенов в России, пусть и на определенное время в сложившихся обстоятельствах нужен, несмотря на тот момент, что отдельные образцы генетически модифицированных продуктов уже используются и признаны безопасными. Именно на время, необходимое для создания системы контроля, которая могла бы по различным критериям оценивать каждый продукт.

Предусматриваемое введение запрета на оборотоспособность пищевых продуктов, материалов и изделий, содержащих ГМО, должно способствовать и введению в наше правовое поле принципов предосторожности и трассируемости, широко используемых в правоприменительных системах экономически развитых стран.

Принцип предосторожности заключается в предположении о том, что если существует научная неопределенность относительно риска и последствий, то превентивные запретные меры уже будут оправданы. Объектом регулирования является не сам продукт, а процесс его производства и дальнейшего использования. Ключевое направление правового регулирования отношений на основе данного принципа заключается в невозможности полного исключения риска, но иногда запрет является единственно правильным решением при отсутствии полной уверенности в безопасности того или иного продукта для людей и биоразнообразия. А в случае с перспективами широкого применения ГМО это очевидно.

Сейчас этот принцип отражен в международном экологическом праве, а также в аграрном и экологическом праве Европейского Союза. При этом в России в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» схожий принцип устанавливается только в отношении потенциально опасных видов деятельности для окружающей среды, видов растений и животных, тогда как на обеспечение здоровья человека его действие не распространяется.

Введение принципа трассируемости в нашу правовую систему необходимо для решения другой задачи. В настоящее время действует норма законодательства, обязывающая маркировать ГМО-содержащую продукцию только при превышении доли ГМО 0.9 процента в продукте.

Однако точно подсчитать долю ГМО в продуктах, реализуемых в России, в принципе сложно в силу отсутствия необходимых технологий расчета. Не ясно, каким образом определять это самое процентное соотношение – 0, 9. В силу этого нельзя стопроцентно доверять и официальным данным о доле ГМО-продукции на российских прилавках, не превышающей 1 процент. И здесь стоит обратиться к данным самого Роспотребнадзора, указывающего на то, что от 80 до 90 процентов продукции, содержащей ГМО, в РФ по-прежнему просто не маркируется.

В тоже время сейчас правоприменительная практика Европейского Союза уже базируется на широком применении инструмента трассируемости ГМО в совокупности с его маркировкой по всей пищевой и реализационной цепочке.

По законодательству ЕС «трассируемость» означает способность обнаружить ГМО и продукты, произведенные из них, на всех стадиях размещения продукции на рынке.

Отслеживание требуется всюду по цепи производства пищевой продукции и кормов. Эта мера имеет две главных цели: сначала сообщить потребителям через обязательную маркировку о составе этого продукта, и, во-вторых, создать «безопасную сеть», основанную на отслеживании этих продуктов на всех стадиях производства и размещения на рынке.

Требования трассировать ГМО существенно облегчают изъятие продукции, причинившей вред здоровью людей, животных и состоянию окружающей среды, включая экосистемы, а также обеспечивают мониторинг за потенциальными рисками воздействия ГМО на здоровье человека и окружающую среду. Трассируемость способствует предоставлению точной информации о продукте хозяйствующим субъектам и потребителям с целью реализации ими права выбора продуктов.

Введение полного запрета на ввоз ГМО содержащих пищевых продуктов будет способствовать ускорению введения в нашей стране методик, позволяющих контролировать каждый ингредиент любого ввозимого в страну продукта и достоверно установить, содержит он ГМО или нет, и, если содержит, то в каком количестве.

Действие инструмента трассируемости реализуется путем присвоения идентификационных номеров и кодов генно-инженерно-модифицированным организмам. Этот код является «уникальным идентификатором», потому что он позволяет легко определить конкретный ГМО, внесенный в реестр по результатам исследования и регистрации.

Хозяйствующие субъекты, деятельность которых связана с выпуском (независимо от формы такого выпуска) на рынок продукции, произведенной и/или с использованием ГМО, обязаны письменно информировать последующих производителей в цепи производства или обработки данного продукта, что продукт получен из/или с использованием ГМО.

Таким образом, до момента появления научных исследований, которые однозначно установят отсутствие причинно-следственной связи между выпуском генно-инженерно-модифицированных организмов и их возможным негативным воздействием на здоровье человека и окружающую среду, должны быть ограничены оборот пищевой продукции с использованием ГМО и производство ГМО для целей их использования в пищевых продуктах и кормах для сельскохозяйственных животных.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.