Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация научно-исследовательской работы в семестрах






ПОЛОЖЕНИЕ О

 

Научно-исследовательской работе магистрантов

Для направления

 

080100.68 «Экономика»

 

КЕМЕРОВО

 


Составитель: Старикова Л.Н., профессор кафедры ОРЭ, д.социол. н., профессор

 

Рассмотрено и одобрено на заседании Ученого совета экономического факультета Рассмотрено методической комиссией экономического факультета
   
Протокол №     Протокол №    
от «   » января   г. от «   » января   г.
Секретарь Ученого совета факультета   Председатель УМК
_______________ / Морозова Е.А. / ______________ / Козлова О.Н. /
                                       

Настоящее Положение подготовлено в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. 12-ФЗ, Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 2 августа 1996 г. № 125-ФЗ, Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 27 декабря 2002 года, Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) высшего профессионального образования по направлению 080100 – «Экономика», утвержденным приказом Минобразования России от 20.05.2010 № 543, приказом Минобрнауки России № 62 от 22 марта 2006 г. «Об образовательной программе высшего профессионального образования специализированной подготовки магистров», Положением о магистратуре: КемГУ-СМК-ПДД-6.2.3-2.1.6-115. Версия 01/Дата введения: 14.01.2013 г.

Общие положения

 

1.1.Магистр экономики - это широко эрудированный специалист, владеющий методологией и методикой научного творчества, современными информационными технологиями, имеющий навыки анализа и синтеза разнородной экономической информации, способный самостоятельно решать научно-исследовательские задачи, разрабатывать и управлять проектами, подготовленный к научно-исследовательской, аналитической и педагогической деятельности. Тесная интеграция образовательной, научно-исследовательской, научно-практической и научно-педагогической подготовки, предусмотренная Государственным образовательным стандартом ВПО по направлению 080100 – Экономика, позволяет подготовить магистров, владеющих всеми необходимыми компетенциями, способных к решению сложных профессиональных задач, организации новых областей деятельности.

1.2.В соответствии с Государственным образовательным стандартом ВПО по направлению 080100 – Экономика, основная образовательная программа магистранта состоит из образовательной и научно-исследовательской составляющих.

В соответствии с п.9.6. Положения о магистратуре[1], научно-исследовательская работа студента-магистранта (М3.НИР. Практики) включает:

научно-исследовательскую работу в семестре (М3.Н.1),

научно-исследовательскую практику (М3.П.1),

научно- производственную практику (М3.П.2)

производственную практику (М3.П.3)

педагогическую практику (М3.П.4)

и подготовку магистерской диссертации (М4).

При этом учитывается специфика магистерской программы, что фиксируется в учебном плане программы и индивидуальных планах магистрантов (Приложение 12-С Положения о магистратуре/КемГУ).

Организация научно-исследовательской работы в семестрах

 

2.1. Цель научно-исследовательской работы в 1 семестре – подготовить студента-магистранта, как к самостоятельной научно-исследовательской работе, основным результатом которой является написание и успешная защита магистерской диссертации, так и к проведению научных исследований в составе творческого коллектива.

2.2.Научно-исследовательская работа в 1 семестре выполняется студентом-магистрантом под руководством научного руководителя.

Направление определяется в соответствие с избранной магистерской программой и темой магистерской диссертации.

2.3.Задачи научно-исследовательской работы в 1 семестре – дать навыки выполнения научно-исследовательской работы и развить умения:

• вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

• формулировать и разрешать задачи, возникающие в ходе выполнения научно-исследовательской работы;

• выбирать необходимые методы исследования (модифицировать существующие, разрабатывать новые методы), исходя из задач конкретного исследования (по теме магистерской диссертации или при выполнении заданий научного руководителя в рамках магистерской программы,);

• применять современные информационные технологии при проведении научных исследований;

• обрабатывать полученные результаты, анализировать и представлять их в виде законченных научно-исследовательских разработок (отчета по научно-исследовательской работе, тезисов докладов, научной статьи, курсовой работы, магистерской диссертации);

• оформлять результаты проделанной работы в соответствие с требованиями ГОСТ Р 7.0.11-2011 «Диссертация и автореферат диссертации. Структура и правила оформления» (Дата введения 01.09.2012.), ГОСТ Р 7.0.5-2008 Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления, ГОСТ 7.80-2000. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись;

• дать другие навыки и умения, необходимые магистранту данного направления, обучающемуся по конкретной магистерской программе.

2.4. Кафедра, на которой реализуется магистерская программа определяет специальные требования к подготовке магистранта по научно-исследовательской части программы.

К числу специальных требований относится:

• владение современной проблематикой данной отрасли знания;

• знание истории развития конкретной научной проблемы, ее роли и места в изучаемом научном направлении;

• наличие конкретных специфических знаний по научной проблеме, изучаемой магистрантом;

• умение практически осуществлять научные исследования, экспериментальные работы в той или иной научной сфере, связанной с магистерской программой (магистерской диссертацией).

Например, уметь структурировать исследуемую проблему для ее описания на вводную, основную и заключительные части;

- уметь оптимально распределять материал по разделам при оформлении результатов НИР;

- учиться излагать письменно и устно результаты своего исследования в различных формах: 1) очень кратко (аннотация на 0, 5 стр. или в течение 1 мин.); 2) кратко (статья или тезисы доклада на 3, 5 стр. или за 5 мин.); 3) относительно кратко (автореферат на 20-25 стр. или до 15 мин.); 4) достаточно подробно (диссертация на 100-150 стр. или пленарный доклад до 1 часа); 5) очень подробно (монография на 200-400 стр.);

• умение работать с конкретными программными продуктами и конкретными ресурсами Интернета и т.п.

2.5. Научно исследовательская работа во 2 и 3 семестрах может осуществляться в следующих формах:

• выполнение заданий научного руководителя в соответствие с утвержденным планом научно-исследовательской работы;

• участие в межкафедральных семинарах, теоретических семинарах (по тематике исследования), а также в научной работе кафедры;

• выступление на конференциях молодых ученых, проводимых на экономическом факультете, в других вузах, а также участие в других научных конференциях;

• подготовка и публикация тезисов докладов, научных статей;

• подготовка и защита курсовой работы по направлению проводимых научных исследований (если такая форма научной работы предусмотрена в индивидуальном плане магистранта);

• участие в реальном научно-исследовательском проекте, выполняемом на кафедре в рамах бюджетных и внебюджетных научно-исследовательских программ (или в рамках полученного гранта), или в организации – партнере по реализации подготовки магистров;

• подготовка и защита магистерской диссертации.

Перечень форм научно-исследовательской работы в каждом семестре для магистрантов первого и второго года обучения может быть конкретизирован и дополнен в зависимости от специфики магистерской программы.

Руководитель магистерской программы устанавливает обязательный перечень форм научно-исследовательской работы (в том числе необходимых для получения зачетов по научно-исследовательской работе в семестре) и степень участия в научно-исследовательской работе магистрантов в течение всего периода обучения.

2.6. Цель, задачи и организация работы спец. семинара:

2.6.1. Цель семинара – выработать у магистрантов компетенции и навыки научно-исследовательской работы в процессе подготовки магистерской диссертации.

2.6.2. Основные задачи семинара:

- проведение профориентационной работы среди студентов, позволяющей им выбрать направление и тему исследования;

- обучение студентов навыкам академической работы, включая подготовку и проведение исследований, написание научных работ;

- обсуждение проектов и готовых исследовательских работ студентов;

- выработка у студентов навыков научной дискуссии и презентации исследовательских результатов.

Конечная задача семинара – сделать научную работу студентов постоянным и систематическим элементов учебного процесса, включить их в жизнь научного сообщества так, чтобы они смогли детально освоить технологию и «кухню» научно-исследовательской деятельности.

2.6.3. Организация работы семинара.

В начале каждого семестра составляется примерный план и график работы магистрантского семинара. В работе семинара принимают участие все магистранты программы, их научные руководители, а также преподаватели, аспиранты и студенты (по желанию).

В первом семестре организуется 2-3 семинара, на которых магистрантов знакомят с принципами и методами работы, проводят демонстрационные заседания, привлекая для этого преподавателей, аспирантов или магистрантов второго года обучения.

Начиная со второго семестра, семинары проводятся ежемесячно. На первых семинарах обсуждается актуальность выбранных тем магистерских диссертаций, исследовательских проблем и теоретико-методических подходов к их решению. Последующие семинары посвящены обсуждению результатов научно-исследовательской практики, теоретических наработок магистрантов, подготовке исследовательских методик.

Семинары второго года обучения нацелены на представление более комплексных исследовательских проектов магистрантов, промежуточных результатов магистерских диссертаций.

При необходимости возможна организация дополнительных заседаний (обсуждение внеплановых исследований; предложение рассмотреть какую-либо тему со стороны преподавателей, аспирантов и т.д.).

Формы проведения семинара могут быть различными (традиционный вариант: выступление докладчика, его ответы на вопросы слушателей, обсуждение; мозговой штурм; выступление нескольких содокладчиков и т.д.).

Ведущим семинара является научный руководитель магистерской программы. Отдельные заседания могут проводить научные руководители магистрантов, другие преподаватели или аспиранты.

2.7. Помимо указанных выше форм научно-исследовательской работы, результатом научно-исследовательской работы в 1-м семестре является:

· утвержденная тема диссертации и план-график работы над диссертаций с указанием основных мероприятий и сроков их реализации;

· постановка целей и задач диссертационного исследования;

· определение объекта и предмета исследования;

· обоснование актуальности выбранной темы и характеристика современного состояния изучаемой проблемы;

· характеристика методологического аппарата, который предполагается использовать, подбор и изучение основных литературных источников, которые будут использованы в качестве теоретической базы исследования.

2.7.1. Результатом научно-исследовательской работы во 2-м семестре является:

· обзор литературы по теме диссертационного исследования, который основывается на актуальных научно-исследовательских публикациях и содержит анализ основных результатов и положений, полученных ведущими специалистами в области проводимого исследования. Основу обзора литературы должны составлять источники, раскрывающие теоретические аспекты изучаемого вопроса, в первую очередь научные монографии и статьи научных журналов;

· оценка их применимости в рамках диссертационного исследования, а также предполагаемый личный вклад автора в разработку темы;

· подготовка публикации;

· выступление на семинаре магистрантов;

· выступление на научной студенческой конференции;

· подготовка первой главы магистерской диссертации.

 

2.7.2. Результатом научно-исследовательской работы в 3-м семестре является:

· сбор фактического материала для диссертационной работы, включая разработку методологии сбора данных, методов обработки результатов;

· оценка их достоверности и достаточности для завершения работы над диссертацией;

· подготовка второй главы диссертации;

· выступление на научном семинаре;

· подготовка и публикация статьи или тезисов конференции.

 

2.7.3. Результатом научно-исследовательской работы в 4-м семестре является подготовка окончательного текста магистерской диссертации.

2.8. Содержание научно-исследовательской работы студента-магистранта в каждом семестре указывается в плане/отчете магистранта (Приложение 12-С положения о магистратуре/КемГУ).

План разрабатывается научным руководителем магистранта, утверждается на заседании кафедры и фиксируется по каждому семестру в отчете по научно-исследовательской работе в индивидуальном плане магистерской подготовки[2].

4. По результатам выполнения утвержденного плана НИР в семестре, студенту-магистранту выставляется итоговая оценка («зачтено» / «незачтено»).

Результаты научно-исследовательской работы должны быть оформлены в письменном виде (отчет) и представлены для утверждения научному руководителю.

Отчет о научно-исследовательской работе магистранта с визой научного руководителя должен быть представлен на кафедру. Кроме этого, магистрант должен в конце каждого семестра публично доложить о своей научно-исследовательской работе на заседании кафедры.

Магистранты, не предоставившие в срок отчета о научно-исследовательской работе и не получившие зачета, к сдаче экзаменов и предзащите магистерской диссертации не допускаются.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.