Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды балансов






Виды и формы бухгалтерских балансов

Помимо классического бухгалтерского баланса различают:

Баланс доходов и расходов предприятия — финансово- экономический документ, самостоятельно разрабатываемый предприятием на год или квартал с целью обеспечить сбалансированность и согласованность движения материальных и финансовых ресурсов, производственное и социальное развитие предприятия, наиболее полно удовлетворить интересы коллектива. Баланс доходов и расходов характеризует финансовые взаимоотношения предприятия с кредиторами; содержит расчет доходов, расходов, платежей в бюджет, распределения чистой прибыли, формирования фондов и резервов предприятия;

Баланс брутто — бухгалтерский баланс, который включает в себя регулирующие статьи. Баланс-брутто используется для научных исследований и совершенствования информационных функций баланса;

Баланс нетто — бухгалтерский баланс без регулирующих статей. Баланс-нетто позволяет определить реальную стоимость имущества предприятия;

Вступительный баланс — первый баланс, который составляется в начале деятельности предприятия. В активе такого баланса отражается состав имущества предприятия, полученного при его организации, а в пассиве — источники его возникновения. Обычно перед составлением вступительного баланса проводится инвентаризация и оценка имеющегося имущества;

Заключительный баланс — отчетный документ о производственно-финансовой деятельности предприятия за определенный период времени. Заключительный баланс составляется на основе проверенных бухгалтерских записей;

Консолидированный баланс — сводная бухгалтерская отчетность о деятельности и финансовых результатах материнского и дочерних обществ в целом. Из консолидированного баланса исключается взаимный оборот дочерних компаний;

Ликвидационный баланс — бухгалтерский отчетный баланс, характеризующий имущественное состояние предприятия на дату прекращения его существования как юридического лица. Ликвидационный баланс показывает величину и источники средств, а также состояние расчетов предприятия после окончания ликвидационного периода;

Оборотный баланс — бухгалтерский баланс, который содержит данные о движении имущества (дебетовые и кредитовые обороты) за отчетный период, а также остатки средств и источников образования имущества на начало и конец периода. Оборотный баланс используется в качестве промежуточного рабочего документа при составлении вступительного, заключительного и ликвидационного балансов;

Предварительный баланс — бухгалтерский баланс, составляемый заранее на конец отчетного периода с учетом ожидаемых изменений в составе имущества предприятия. При этом используются фактические и ожидаемые данные о хозяйственных операциях;

Пробный баланс — проверка правильности учета средств компании путем ежемесячного балансирования активов и пассивов;

Промежуточный баланс — баланс, подготавливаемый до завершения финансового года;

Промежуточный ликвидационный баланс (в Российской Федерации) — баланс, содержащий состав имущества ликвидируемого юридического лица; перечень предъявленных кредиторами требований и результаты их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией;

Разделительный баланс — документ, по которому при разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам. Разделительный баланс должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами;

Сальдовый баланс — бухгалтерский баланс, который характеризует имущество хозяйствующего субъекта и источники образования имущества по состоянию на определенную дату в денежной оценке. Сальдовый баланс составляется путем подсчета остатков по счетам;

Сводно-консолидированный баланс — бухгалтерский баланс, который составляется путем объединения балансов юридически самостоятельных предприятий, взаимосвязанных между собой экономически. Такие балансы используются холдинговыми компаниями;

Сводный баланс — бухгалтерский баланс, который составляется путем объединения отдельных заключительных балансов. Сводные балансы используются министерствами, ведомствами и концернами.

По форме отображаемой информации балансы классифицируются как:

§ статические (составляют на основе моментальных показателей, рассчитанных на определенную дату);

§ динамические (составляют как на определенную дату, так и в движении — в виде интервальных показателей (оборотов за отчетный период), например, оборотно-сальдовый баланс, шахматный оборотный баланс).

 

Особенности составления и оценки статей баланса.

Баланс составляется в основной и упрощенной формах. Различия между ними сводятся к порядку детализации статей. Основной баланс состоит из двух частей: актива и пассива, включающих в общей сложности 5 разделов. При его формировании бухгалтеру необходимо руководствоваться ПБУ 4/99.

Что касается первого раздела баланса, то по строке 1150 справедливо указывать остаточную стоимость основных средств, нематериальных активов, финансовые вложения, доходные вложения в материальные ценности и другое. По строке основных средств отражаются остатки на 31 декабря по 01, 08 и 07 счетах.

В составе доходных вложений в материальные ценности по строке 1160 баланса обычно указывают основные средства, приобретенные только с одной целью – сдача их в аренду или лизинг. Именно поэтому они учитываются на 03 счете. Если вдруг фирма найдет другой способ использовать данное имущество в своих личных интересах, тогда его сразу нужно будет переводить в разряд основных средств, числящихся на 01 счете.

Финансовые вложение отражаются в балансе в строке 1170 на основе 58 счета – это обязательно выгодное вложение фирмы, подразумевает получение дохода. К ним относятся предоставление процентного займа и никак не подходит выдача беспроцентного займа. Финансовые вложения могут быть краткосрочными и долгосрочными,

Прочие внеоборотные активы в балансе отражаются по строке 1190 при наличии, например, дебетовых остатков 97 счета.

Во втором разделе находят свое отражение наиболее ликвидные активы компании – оборотные активы.

Чем их больше, тем быстрее фирма может расплатиться по своим долгам. Запасы – это товары, материалы. Они указываются в балансе за минусом резерва под обесценение. НДС по приобретенным ценностям отражается в балансе как остаток по 19 счету, т.е. именно входящий НДС, которой будет в будущем принят к вычету.

Дебиторская задолженность (в балансе это строка 1230) – это долг контрагентов перед вашей компанией. Он может быть выражен как в денежной, так и в натуральной форме. В балансе дебиторская задолженность указывается за минусом резерва по сомнительным долгам.

Далее переходим к третьему разделу баланса, где отражены собственные капиталы компании. Это данные 80, 81, 82, 83, 84 счетов бухгалтерского учета. Уставный капитал (строка 1310) или уставный фонд формируют все компании на свое усмотрение, но не менее законодательно установленных нормативов. Резервный фонд создается в течении нескольких лет и должен составлять не менее 5% от уставного капитала. Расходоваться он может исключительно на покрытие убытков.

Одними из самых существенных показателей пассива баланса являются 4 и 5 разделы – долгосрочные и краткосрочные обязательства (строки 1540 и 1430). Данные формируются на основе 66, 67, 76 счетов и других.

Приложения и пояснения к балансу
К бухгалтерскому балансу необходимо подготовить отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, отчет об изменении капитала, а также при необходимости отчет о целевом использовании денежных средств. Помимо названных форм к бухгалтерскому балансу составляют пояснения.

Упрощенная бухгалтерская отчетность
От сдачи данных приложений освобождаются субъекты малого предпринимательства. Они сдают упрощенную форму баланса. Данная форма отличается от основной меньшей детализацией, количеством строк, отсутствием пояснений и различными кодами строк.

Возможные ошибки
На практике выявляется ряд ошибок при составлении баланса. Перечислим их.

1. Отражение выданных беспроцентных займов и их учет в качестве финансовых вложений.

2. Отражение в балансе только оплаченную часть уставного капитала.

3. Дебиторская и кредиторская задолженности зачтены между собой при отсутствии реального соглашения о взаимозачете.

Эти и ряд других ошибок можно и нужно исправить.

Порядок исправления ошибок
Исправление существенных ошибок регламентируется ПБУ 22/2010. Решающий фактором при исправлении является период выявления ошибки - до утверждения отчетности участниками организации или после. Исправление ошибки сопровождается бухгалтерской справкой, где отражается период допущения ошибки, причины, проводки по исправления, какие строки отчетности это затронуло.
Если ошибка выявлена до утверждения отчетности, то исправления делают 31 декабря сторнировочными записями и отражением недостающих. Если ошибка выявлена после подписания, то исправляют в текущем периоде, например, 1 января или на дату выявления ошибки.

Определение актива баланса и состав его статей.

Актив баланса — часть бухгалтерского баланса предприятия, отражающая в денежном выражении материальные и нематериальные ценности, принадлежащие предприятию, их состав и размещение (табл. 1).

Таблица 1. Актив бухгалтерского баланса (сокращенный)

Номер раздела Наименование разделов Группа статей
I Внеоборотные активы Нематериальные активы Основные средства Долгосрочные финансовые вложения Незавершенное строительство
Итого по разделу 1  
II Оборотные активы Запасы Дебиторская задолженность Денежные средства
Итого по разделу II  
Баланс  

В разделе I актива баланса «Внеоборотные активы» представлены все долгосрочные активы хозяйствующего субъекта: нематериальные активы, основные средства, долгосрочные финансовые вложения, капитальные вложения.

Статьи группы «Нематериальные активы» оцениваются в балансе по остаточной стоимости. Остаточная стоимость данной группы активов определяется как разность между первоначальной (восстановительной) стоимостью и величиной начисленного износа.

Также оцениваются статьи группы «Основные средства», за исключением статьи «Земельные участки». Износ по этому виду активов не начисляется.

По статьям группы «Финансовые вложения» отражаются вложения денежных средств и другого имущества в другие хозяйственные органы на срок более одного года; по статье «Капитальные вложения» — фактические затраты в незавершенном строительстве.

В разделе II актива баланса «Оборотные активы» отражаются текущие активы, объединенные в несколько групп. В группе «Запасы» отдельными статьями представлены оборотные активы сферы производства. Сырье и материалы оцениваются в балансе по фактической заготовительной себестоимости. Затраты в незавершенном производстве могут быть оценены по нормативной себестоимости, по сумме прямых затрат или по фактической производственной себестоимости. В этом же разделе отражаются и предметы обращения: готовая продукция и товары отгруженные, расходы будущих периодов, которые должны оцениваться по фактической себестоимости.

Вторую группу текущих активов представляют краткосрочные финансовые вложения в другие организации. Группа «Денежные средства» представлена статьями «Касса», «Расчетные счета», «Валютные счета», «Прочие денежные средства».

В этом же разделе актива отражается и дебиторская задолженность как других организаций и лиц, так и работников данного хозяйствующего субъекта.

11.Определение пассива баланса и состав его статей.

Пассив баланса — часть бухгалтерского баланса, отражающая в денежном выражении собственные и заемные источники формирования имущества организации (табл. 2).

Таблица 2. Пассив бухгалтерского баланса (сокращенный)

Номер раздела Наименование разделов Группа статей
III Капитал и резервы Уставный капитал Добавочный капитал Резервный капитал Прибыль прошлых лет Непокрытый убыток прошлых лет Нераспределенная прибыль отчетного года Непокрытый убыток отчетного года
  Итого по разделу III  
IV Долгосрочные обязательства Заемные средства Прочие пассивы
  Итого по разделу IV  
V Краткосрочные обязательства Заемные средства Кредиторская задолженность Доходы будущих периодов Резервы предстоящих расходов
  Итого по разделу V  
  Баланс  

В разделе III баланса «Капитал и резервы» самостоятельными статьями отражены собственные источники образования имущества: уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал. В этом же разделе приведена нераспределенная прибыль предприятия прошлых лет и отчетного года.

Статьи раздела IV баланса «Долгосрочные обязательства» характеризуют задолженность перед банками по кредитам и займам, полученным от других организаций на срок более одного года.

Раздел V баланса «Краткосрочные обязательства» объединяет несколько групп краткосрочной задолженности: заемные средства, кредиторская задолженность, резервы предстоящих расходов, доходы будущих периодов.

 

13.Реальность баланса.

Под реальностью баланса понимают соответствие оценок его статей объективной действенности. Правдивость и реальность баланса – неоднозначные понятия. Баланс может быть правдивым, но нереальным.

Существующие теории балансовых оценок можно свести к трем группам: объективных оценок, субъективных оценок и книжных оценок.

Теория объективных оценок основана на принципе продажных цен, которые могли бы быть установлены при продаже имущества на момент составления баланса. Эти цены объективны, так как покупателей не интересует, кто и почему реализует свое имущество. Неудобством этого подхода являются возможности значительного колебания цен в течение года и диспаритет цен. Кроме того, существуют ресурсы, которые в следствии их уникальности, не имеют рыночной стоимости.

Теория субъективных оценок основана на том, что стоимость средств зависит от индивидуальных условий, в которых находится организация. Один и тот же предмет может иметь разную стоимость у разных организаций и даже в одной и той же организации в различные периоды ее работы. Это связано не только с коньюктурой рынка, но и с тем, что предприятия по-разному оценивают альтернативы развития, действуют в разных условиях. В рамках этой теории понятие стоимость и связано с понятием ценности, незаменимости, полезности.

Теория книжных оценок базируется на той оценке, по которой средства числятся в учете (в книгах). Для товарно-материальных ценностей, основных средств это будут затраты на приобретение или строительство, для долгов – их номинальная оценка. Товарно-материальные ценности и основные средства должны оцениваться по затратам на приобретение, долги по номинальному размеру, материальные активы по стоимости приобретения, вложение в ценные бумаги, котировки которых постоянно публикуются оцениваются как разница между учетной стоимости и резервом под обесценение вложений в ценные бумаги, причем это касается только баланса, стоимость ценных бумаг на счетах не изменяется, государственные ценные бумаги могут оцениваться в балансе по номинальной стоимости и т.д.

Ни одна из рассмотренных теорий не дает однозначного решения вопроса об оценке, и не способна служить основой полной реальности бухгалтерского баланса, поэтому приходится довольствоваться реальностью относительной, т. е. соответствием оценок баланса определенным нормативным документам, действующим в настоящее время.

 

14.Преемственность баланса.

Преемственность баланса - возможность использования заключительного баланса отчетного года в качестве вступительного для следующего года; возможность сопоставления данных балансов смежных отчетных периодов.

Преемственность баланса в организации, существующей несколько лет, выражается в том, что каждый последующий баланс должен вытекать из баланса предыдущего. Преемственность баланса заключается также в единообразии методов оценок и составления.

Условия, обеспечивающие преемственность балансов:

1) однородность статей - сохранение состава и содержания статей отчетности, ПБУ 4/99

2) Изменение принятых содержания и формы бухгалтерского баланса допускается в исключительных случаях, например при изменении вида деятельности. Организацией должно быть обеспечено подтверждение обоснованности каждого такого изменения. Существенное изменение должно быть раскрыто в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших это изменение. ПБУ 4/99

3) фиксированная продолжительность отчетных периодов: год и квартал

4) неизменность валюты: ПБУ 4/99 отчетность в рублях (не учитывается потеря покупательной способности валюты в связи с инфляцией)

5) постоянство учетной политики предприятия в т.ч. методов оценки имущественных статей: ПБУ 1/98, при изменении учетной политики данные прошлых периодов приводятся в отчетности в сопоставимом виде.

Расхождения вступительного и заключительного баланса должны объясняться в пояснительной записке, это м

 

взаимосвязь бухгалтерского баланса с отчетом о прибылях и убытках

Показатели форм бухгалтерской (финансовой) отчетности взаимодействуют между собой. Рассмотрим взаимосвязь формы № 1 «Бухгалтерский баланс» с формой № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Экономические ресурсы формируются за счет разности между доходами и расходами организации за отчетный период. Если доходы превышают расходы, то объем ресурсов (актив или пассив) растет. Если расходы превышают доходы, то объем ресурсов и источников их формирования уменьшается. В первом случае организация получает прибыль, во втором – убыток.

Связь между отчетом о прибылях и убытках и бухгалтерским балансом раскрывается постулатом Пизани.

Согласно этому постулату разность между величиной собственного капитала на конец и начало отчетного периода, отраженная в пассиве бухгалтерского баланса, образует прибыль, которая должна быть равна разности между доходами и расходами отчета о прибылях и убытках. Бухгалтерский баланс показывает статику, а отчет о прибылях и убытках – динамику хозяйственной деятельности организации.

В научном мире идет дискуссия о том, что важнее: бухгалтерский баланс или отчет о прибылях и убытках. Так, знаменитый американский экономист Ирвинг Фишер считал, что ресурсы организации – это следствие потока капитала, поэтому отчет о прибылях и убытках – причина, а бухгалтерский баланс – следствие, поскольку он лишь отражает наличие ресурсов.

Американский бухгалтер Д. Р. Скотт, напротив, исходил из того, что обороты, а значит, и прибыль – это только результат эффективности использования ресурсов, следовательно, бухгалтерский баланс – это причина, а отчет о прибылях и убытках – следствие.

 

 

Фальсификация и вуалирование бухгалтерских балансов

Искажения бухгалтерской отчетности бывают существенные и несущественные, преднамеренные и непреднамеренные и другие.
Среди преднамеренных ошибок бухгалтерской отчетности можно выделить ошибки не противоречащие законодательству и ошибки противоречащие законодательству.
К первой группе ошибок относится вуалирование баланса.
Вуалирование баланса – противоположность его правдивости, т.е. недостоверное отображение состояния средств, искажение результатов работы организации путем приукрашивания отдельных сторон ее деятельности.
Вуалирование не всегда умышленно, иногда это следствие незнания или неряшливости составителей баланса, но в большинстве случаев делается преднамеренно.
Вуалированием баланса могут быть:

1) отражение ценностей в балансе не на тех статьях, где следует. Так, для «уменьшения» дебиторской задолженности часть ее записывают в статью «Прочие оборотные активы»;
2) сальдирование кредиторской и дебиторской задолженности;
3) списание недостач за счет выявленных излишков;
4) неправильное создание резервов;
5) не списание на издержки расходов, относящихся к отчетному периоду;
6) включение в баланс чужого имущества;
7) составление баланса, не вытекающего из счетных записей или основанного на записях в учете, в основу которых положены неправильные или даже фальшивые документы.

Ко второй группе ошибок относится фальсификация баланса.
Фальсификация баланса - это совокупность приемов, направляющих экономическую информацию по ложному пути (подмена одних показателей другими, создание превратного представления о состоянии предприятия, качественных результатах его деятельности и т.д.).
Обычно фальсификация баланса используется для привлечения инвестиций (завышаются доходы для подъема биржевой стоимости акций либо искажаются данные баланса, на основе которых рассчитываются показатели ликвидности и финансовой устойчивости). При этом, как правило, присутствует большое количество настораживающих признаков:
1) необычно высокие процентные ставки годовых;
2) инвестиции, не представляющие обычного делового интереса;
3) использование лазеек для уклонения или уменьшения налогов;
4) действия, сопровождающиеся банкротствами;
5) поиск инвесторов для выплаты имеющихся долгов и т.п.

 

 

Этапы составления годового баланса

 

№ п/п Этапы составления промежуточной бухгалтерской отчетности Этапы составления годового бухгалтерского отчета
1. Уточнение распределения доходов и расходов между смежными отчетными периодами (месяц, квартал и т. д.) В соответствии со ст. 12 Закона «О бухгалтерском учете» проводится годовая инвентаризация всех статей баланса, после чего остатки Главной книги декабря месяца корректируются на результаты инвентаризации (октябрь-декабрь прошлого года)
2. Проверка записей на счетах бухгалтерского учета и их соответствие счетам Главной книги Осуществляется проверка расчетов со всеми субъектами рынка (покупатели, поставщики, банки и др.), возникают сторнировочные записи, которые отражаются в Главной книге декабря прошлого года (работа проводится в январе-феврале текущего года)
3. Исправление выявленных ошибок Уточняется оценка (переоценка) имущественных статей баланса, заключительными записями декабря образуются разные оценочные резервы (по сомнительным долгам, на снижение стоимости материальных ценностей, ценных бумаг и др.)
4. Закрытие счетов учета затрат, формирование себестоимости готовой продукции и реализованной продукции (работ и услуг) нарастающим итогом с начала года Уточняется распределение доходов и расходов, прибылей и убытков между двумя смежными календарными годами
5. Выявление промежуточного финансового результата от продажи продукции (работ и услуг) на счете 90 «Продажи» Выявляется окончательный (годовой) финансовый результат путем всех частных результатов (то есть определяется чистая прибыль, закрываются следующие счета финансовых результатов: 90, 91, 99)
№ п/п Этапы составления промежуточной бухгалтерской отчетности Этапы составления годового бухгалтерского отчета
6. Выявление промежуточного финансового результата от прочих операций, не относящихся к обычным видам деятельности, и отражение их на счете 91 «Прочие доходы и расходы» Составляется итоговая оборотная ведомость по счетам Главной книги, охватывающая все исправительные и дополнительные записи, которая является основой для составления формы № 1 и 2
7. Выявление промежуточной (с начала года) чистой прибыли (непокрытого убытка) на счете 99 «Прибыли и убытки» В соответствии с ПБУ 7/98 «События после отчетной даты» и ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности» различного вида уточнения вносятся в Главную книгу (декабря) или отражаются в пояснительной записке к годовому отчету
8. Составление Главной книги на конец промежуточного отчетного периода  

 

 

Аналитическое использование бухгалтерского баланса при оценке финансового состояния предприятия.

В качестве основного документа для проведения оценки финансово-экономического состояния предприятия традиционно используется бухгалтерский баланс.

Экономический анализ финансово – хозяйственной деятельности начинается с оценки финансового состояния по данным бухгалтерского баланса. Согласно нормативным документам баланс в настоящее время составляется в оценке нетто. Итог баланса дает ориентировочную оценку суммы средств, находящихся в распоряжении предприятия. Эта оценка является учетной и не отражает реальной суммы денежных средств, которую можно выручить за имущество, например, в случае ликвидации предприятия. Текущая «цена» активов определяется рыночной конъюнктурой и может отклоняться в любую сторону от учетной, особенно в период инфляции.

Анализ проводится по балансу с помощью одного из следующих способов:

- Анализ непосредственно по балансу без предварительного изменения состава балансовых статей;

- Строится уплотненный сравнительный экономический баланс путем агрегирования некоторых однородных по составу элементов балансовых статей;

- Производится дополнительная корректировка баланса на индекс инфляции с последующим агрегированием статей в необходимых экономических разрезах.

Непосредственно из аналитического баланса можно получить ряд важнейших характеристик финансового состояния организации. К ним относятся:

1. Стоимость иммобилизованных (внеоборотных) активов или недвижимого имущества, равная итогу раздела I баланса (строка 190);

2. Стоимость мобильных (оборотных) средств, равная итогу раздела II баланса (строка 290);

3. Стоимость материальных оборотных средств (строка 210);

4. Величина собственных средств организации, равная итогу раздела IV баланса (строка 490);

5. Величина заемных средств, равная сумме итогов разделов V и VI баланса (строка 590 + строка 690);

6. Рабочий капитал, равный разнице между оборотными активами и текущими обязательствами (итог раздела II, строка 290 – итог раздела VI строка 690).

Анализируя сравнительный баланс, необходимо обратить внимание на изменение удельного веса величины собственного оборотного капитала в стоимости имущества, на соотношения темпов роста собственного и заемного капитала, а также на соотношение темпов роста дебиторской и кредиторской задолженности. При стабильной финансовой устойчивости у организации должна увеличиваться в динамике доля собственного оборотного капитала, темп роста собственного капитала должен быть выше темпа роста заемного капитала, а темпы роста дебиторской и кредиторской задолженности должны уравновешивать друг друга.

Следующей аналитической процедурой является вертикальный анализ – иное представление финансового отчета в виде относительных показателей. Такое представление позволяет увидеть удельный вес каждой статьи баланса в его общем итоге.

Таким образом, можно выделить две основные черты вертикального анализа:

- Переход к относительным показателям позволяет проводить сравнительный анализ предприятий с учетом отраслевой специфики и других характеристик;

- Относительные показатели сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые существенно искажают абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затрудняют их сопоставление в динамике.

Горизонтальный анализ баланса заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения).

Трендовый анализ – часть перспективного анализа, необходим в управлении для финансового менеджмента. Строится график возможного развития организации. Определяется среднегодовой темп прироста и рассчитывается прогнозное значение показателя. Это самый простой способ финансового прогнозирования. Сейчас на уровне отдельной организации расчетным периодом времени является месяц или квартал.

В общих чертах признаками «хорошего» баланса являются:

1. Валюта баланса в конце отчетного периода увеличилась по сравнению с началом;

2. Темпы прироста оборотных активов выше, чем темпы прироста внеоборотных активов;

3. Собственный капитал организации превышает заемный и темпы его роста выше, чем темпы роста заемного капитала;

4. Темпы прироста дебиторской и кредиторской задолженности примерно одинаковые.

Таким образом, анализ динамики валюты баланса, структуры активов и пассивов организации позволяет сделать ряд важных выводов, необходимых как для осуществления текущей финансово – хозяйственной деятельности, так и для принятия управленческих решений на перспективу.

 

Искажения в бухгалтерской отчетности

Искажение (ошибка) в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности означает неверное отражение и представление данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности из-за нарушения установленных правил организации и ведения бухгалтерского учета, а также формирования показателей бухгалтерской отчетности. Различают два вида искажений: преднамеренные и непреднамеренные.

Преднамеренное искажение данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности является результатом преднамеренных действий (или бездействия) персонала организации. Они совершаются в корыстных целях для введения в заблуждение пользователей бухгалтерской отчетности.

Непреднамеренное искажение данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности является результатом непреднамеренных действий (или бездействия) персонала организации. Оно может быть следствием арифметических или логических ошибок в учетных записях, ошибок в расчетах, недосмотра в отношении полноты учета, неправильного отражения в учете фактов хозяйственной деятельности, неправильной оценки наличия и состояния имущества.

Искажения бухгалтерской отчетности могут быть:

существенными, способными повлиять на достоверность бухгалтерской отчетности в столь сильной степени, что квалифицированный пользователь бухгалтерской отчетности может сделать на основе такой отчетности ошибочные выводы или принять ошибочные решения;

несущественными, не способными повлиять на решения пользователей бухгалтерской отчетности.

Ошибки могут носить случайный или систематический характер.

Случайные ошибки, как правило, встречаются в производственно-коммерческой деятельности и отражаются в учете только один раз.

Систематические ошибки возникают в том случае, когда определенный тип хозяйственной операции регулярно отражается с отступлением от общепринятой методики. Такие ошибки направленно искажают финансовую отчетность

ассмотрим возможные преднамеренные искажения в ведении бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской отчетности. К ним относятся:

• манипуляция учетными записями – умышленное использование неправильных бухгалтерских проводок или сторнировочных записей в целях искажения данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

• фальсификация бухгалтерских документов и записей – оформление заведомо ложных неправильных или фальшивых документов и записей на счетах бухгалтерского учета, искажающих показатели бухгалтерской отчетности;

• уничтожение результатов хозяйственных операций – сторнировочные записи, аналогичные по содержанию и суммам основным бухгалтерским проводкам;

• неадекватные записи в учете – отражение финансовой информации в системе счетов в неполном объеме;

• необычные операции – разовые сделки и хозяйственные операции регулирующего или вынужденного характера, платежи за работы и услуги, которые представляются излишними или чрезмерными.

Перечисленные виды умышленных искажений предполагают ответственность за их совершение как гражданскую, так и административную, а в особых ситуациях – уголовную.

Персонал проверяемого экономического субъекта, в том числе его руководство, несет ответственность:

• за возникновение непреднамеренных и преднамеренных искажений бухгалтерской отчетности;

• за непринятие мер по предупреждению возникновения подобных искажений;

• за неустранение или несвоевременное устранение последствий искажений.

Методами выявления ошибок в периодизации служат:

• инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами организации;

• получение подтверждений от партнеров организации;

• инспектирование – проверка записей, документов или материальных активов.

Исправлять ошибки в бухгалтерском учете нужно в том периоде, в котором они обнаружены (п. 11 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности). Это касается ошибок, допущенных и в текущем, и в прошлом году. Особое правило предусмотрено для случаев, когда ошибка отчетного периода обнаружена по окончании года, но до утверждения бухгалтерской отчетности за него. Тогда исправления вносятся записями декабря отчетного года.

Исправление возможно:

• корректурным способом;

• способом дополнительных записей;

• способом сторнировочных бухгалтерских записей.

Сущность корректурного способа заключается в зачеркивании ошибочной записи и в случае необходимости в написании правильного текста или суммы. Исправление должно быть подтверждено подписью ответственного лица. Этот способ применяется тогда, когда ошибка сделана в одном регистре и обнаружена до подсчета итогов, следовательно, до их перенесения в Главную книгу.

Способ дополнительных записей применяется тогда, когда фактически разнесенная в учетные регистры сумма меньше правильной. На эту разницу делается дополнительная проводка. Способ используется тогда, когда ошибка повторяется в нескольких учетных регистрах или выявлена после подсчета итогов в регистрах или Главной книге.

Бухгалтерская справка об исправительных проводках составляется при выявлении фактов неправильного отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. В этой справке фиксируют факт неправильного отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета и, кроме того, обосновывают необходимость произведенных в учетных регистрах исправительных записей. Такая справка в данном случае исполняет роль первичного документа, на основании которого осуществляют записи в учетных регистрах.

Бухгалтерская справка об исправительных проводках должна соответствовать требованиям, предъявляемым к первичным документам (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету и отчетности в Российской Федерации), и содержать следующие обязательные реквизиты:

• наименование документа (бухгалтерская справка);

• дату составления;

• содержание операции (подробное описание неправильно отраженной операции, содержание неверно произведенной записи, обоснование причин неверной записи и способа ее исправления на счетах бухгалтерского учета, содержание исправительной записи);

• измерители операции (в денежном и при исправлении записей об операциях, связанных с движением товарно-материальных ценностей, – натуральном выражении);

• наименование должностей лиц, ответственных за бухгалтерский учет данной операции (главный бухгалтер, бухгалтер);

• личные подписи должностных лиц и их расшифровки.

В случае установления ошибок прошлых лет исправления в бухгалтерскую отчетность прошлых лет не вносятся. Исправление выявленных искажений в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности производится в году их обнаружения. Исправления ошибок в бухгалтерском учете и отчетности подтверждаются подписью ответственных лиц с указанием даты исправления.

Исправительные записи в бухгалтерском учете осуществляются одним из двух способов:

1) неправильно сделанная в предыдущем периоде бухгалтерская запись сторнируется и производится правильная запись;

2) производится дополнительная запись на сумму, не отраженную на счетах бухгалтерского учета.

Схемы построения отчета о прибылях и убытках.
Если цели предоставления элементов финансовой отчетности едины для всех предприятий, то способы их отражения в отчетности могут различаться.
Для отчета о прибылях и убытках МСФО предусматривает две модели: первая классифицирует расходы в соответствии с их происхождением (по характеру затрат), вторая – в соответствии с их функциями (по функциям затрат). Классификация расходов по их происхождению означает, что такие статьи, как заработная плата, амортизация, расходы на приобретение материалов и другие представляют собой однородные издержки. Применяется, как правило, на небольших предприятиях. Функциональная схема распределения затрат предполагает разбиение затрат на классы в соответствии с их функциями: себестоимость реализации, коммерческие и управленческие расходы. Является наиболее распространенной.
Отчеты могут иметь две формы – вертикальную форму отчета или горизонтальную форму счета. При составлении отчета о прибылях и убытках в вертикальной форме расходы и доходы располагаются друг под другом, что облегчает расчет конечного и промежуточного финансового результата. При составлении отчета по горизонтальной форме счета расходы располагают слева, а доходы - справа.
Отчеты могут быть многоступенчатыми или сокращенными. При многоступенчатом способе расчет конечного финансового результата производится с исчислением промежуточных показателей финансового результата.
В основу российской модели построения отчета о прибылях и убытках положен метод функции затрат. При составлении отчета используется многоступенчатый способ.

 

Отчет об изменениях капитала и порядок его составления

Отчёт об изменениях капитала (форма № 3) — отчёт, в котором раскрывается информация о движении уставного капитала, резервного капитала, добавочного капитала, а также информация об изменениях величины нераспределённой прибыли (непокрытого убытка) организации и доли собственных акций, выкупленных у акционеров. Кроме того, в этой форме указывают корректировки в связи с изменением учетной политики и исправлением ошибок. это документ, являющийся пояснением к бухгалтерскому балансу. Бланк отчета об изменениях капитала содержит 3 раздела и «шапку». «Шапка» отчета заполняется аналогично бухгалтерскому балансу или отчету о прибылях и убытках. Форма 3 отражает данные за 3 года: отчетный, предыдущий отчетному, и предшествующий предыдущему.

В первом разделе бланка раскрывается полная информация о движении капитала организации (уставного, резервного, добавочного), данные об изменении нераспределенной прибыли и стоимость собственных акций, которые были выкуплены у участников.

Сведения в данном разделе отражаются за три года (отчетный и два предыдущих), исключение составляют случаи, когда фирма осуществляет свою деятельность менее трех лет.

Во втором разделе бланка отчета отражаются корректировки сумм чистой прибыли (непокрытого убытка) и иных статей собственного капитала, которые возникли в результате изменений в учетной политике или исправлении допущенных ошибок. Раздел заполняется, если менялась учетная политика организации или были исправлены ошибки в предыдущих отчетных периодах.

Третий раздел бланка (3600) отражает полную информацию о чистых активах организации по состоянию на 31 декабря отчетного 2014 г., на 31 декабря предыдущего года и на 31 декабря предшествующего предыдущему. Он используется акционерными обществами и обществами с ограниченной ответственностью. Чтобы рассчитать сумму чистых активов необходимо из суммы всех активов, которые принимаются к расчету, вычесть сумму пассивов, принимаемых к расчету.

Аналогично прочим отчетам бухгалтерской отчетности, в круглых скобках бланка отчета об изменениях капитала приводятся отрицательные данные.

Пояснительная записка и порядок ее составления.

Цель пояснительной записки в том, чтобы предоставить пользователям дополнительную информацию о финансово-хозяйственной деятельности организации. В пояснительной записке можно:

· расшифровать отдельные показатели отчетности;

· раскрыть порядок их формирования;

· проанализировать их в динамике и во взаимосвязи.

Пояснительную записку удобно формировать по разделам. Например, структура пояснительной записки может быть такой:

1. Общие сведения.

2. Основные положения учетной политики организации для целей бухгалтерского учета и налогообложения.

3. Расшифровка отдельных показателей отчетности.

4. Информация об аффилированных лицах.

5. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации.

6. Решения учредителей по итогам отчетного года.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.