Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деятельности






 

Организация проектной деятельности учащихся предусматривает использование самых различных средств (методов, приемов, технологий, форм), обеспечивающих положительную мотивацию детей, понимание сущности деятельности, подготовку детей к ее выполнению, стимулирующих активность, творчество учащихся, их самореализацию, адекватную самооценку.

Педагог применяет традиционные методы: рассказ, убеждение, пример, демонстрацию, упражнение, поощрение и др. Невозможно обойтись без беседы, дискуссии, создания проблемной ситуации, мысленного эксперимента и др. В ходе проектной деятельности целесообразно использовать приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, проблемного обучения и других технологий.

Отметим наиболее важные и своеобразные педагогические средства, которые используются при организации проектной деятельности детей.

Прежде всего, педагогу необходимо продумать «запуск проекта», обеспечивающий добровольное и заинтересованное включение учащихся в проектную деятельность. Это может быть создание проблемной ситуации, обсуждение практической задачи, жизненно важной для детей, рассказ о привлекательной перспективе, обращение авторитетных лиц с предложением принять участие в решении социально важных задач и др.

Важнейшим приемом в проектной деятельности является вопрос. Вопросы педагога, детей друг к другу сопровождают весь процесс проектной деятельности. При этом важно, чтобы педагог добивался самостоятельного мнения, ответа на вопрос самими детьми.

Выделяют основополагающий вопрос, интересный для детей, не имеющий однозначного ответа, но мотивирующий детей к познавательной деятельности, поиску. Такой вопрос может стать основой запуска проекта.

По ходу выполнения проекта педагог может использовать различные вопросы, назовем наиболее типичные из них:

– закрытые, предполагающие однозначный ответ «да», «нет»;

– открытые, которые начинаются со слов: где, когда, кто, сколько;

– альтернативные вопросы с союзом «или», дающие право выбора учащемуся, например, в случае затруднения;

– оценочные, когда дети высказывают мнение о предложенной идее (Кому понравилась данная идея? Что понравилось в этом варианте решения проблемы? и т. п.);

– проблемные, требующие установления причино-следственных связей (Почему ты выбрал этот вариант? Почему нужно это сделать? Почему не получилось? И т. д.);

– уточняющие, позволяющие конкретизировать информацию, выяснить детали (С кем можно посоветоваться? К кому обратиться за помощью? И др.);

– резюмирующие, подводящие к итогу, окончательному решению (Я правильно поняла, что...?).

Другим важным приемом является «звездочка обдумывания». Суть его заключается в постановке учителем и детьми вопроса, который в свою очередь разбивается на подвопросы и определяет систему действий учащихся. Теоретическое и практическое решение этих вопросов позволяет приблизиться к решению главной проблемы. По существу проектная деятельность – это система «звездочек обдумывания», последующих практических и соответствующих познавательных действий учащихся.

Невозможно осуществить работу над проектом без «мозгового штурма», когда учащиеся индивидуально и в группе осуществляют поиск проблем, способов их решения, отбирают лучшие варианты, идеи, защищают, обосновывают свою точку зрения.

В сборе и обработке информации в процессе проектной деятельности помогают графические способы: кластер, сравнительная карта, концептуальная таблица, причинная карта, список факторов, список положительных и отрицательных аргументов.

Приведем некоторые примеры, предложенные М.Б. Лебедевой и О.Н. Шиловой[31].

Кластер. Вопрос: Какие факторы влияют на рост растений? На схеме представлена система запросов, которые можно использовать при поиске информации.

 

 

Рис. 4. Кластер «Факторы, влияющие на рост растений»

Концептуальная таблица. Вопрос: Какие социальные проблемы существуют в большом городе (табл. 11)?

 

Таблица 11

Концептуальная таблица

«Социальные проблемы большого города»

Социальные проблемы Категория населения
Подростки Работающие взрослые Пенсионеры
Культурный Досуг Клубы по интересам Клубы выходного дня Специальные клубы и кружки
Организация общения Молодежные группировки ­­__ __
Занятия спортом Спортивные площадки Время занятий (только вечернее или выходные дни) Специальные тренеры, специальные программы
Организация среды проживания Привлечение к работам по благоустройству Товарищества собственников жилья Товарищества собственников жилья

 

Причинная карта. Вопрос: Почему принято говорить о глобальном экологическом кризисе?

Рис.5. Причинная карта «Глобальный экологический кризис»

Список факторов, относящихся к проблеме. Вопрос: Почему в нашем обществе существуют национальные проблемы?

Факторы.

Наша страна многонациональная, в ней живут рядом представители разных наций и национальностей.

Люди плохо знают о национальных особенностях и традициях разных наций.

В стране отсутствует интернациональное воспитание.

Национальные проблемы существуют в любом обществе и всегда.

Разные народы живут в разных экономических условиях.

Перед поиском информации важно составить как можно более длинный список факторов, в дальнейшем можно отобрать существенные и несущественные факторы или провести их ранжирование.

Таблица 12

Список положительных и отрицательных аргументов:

«Почему нужно знать историю малой Родины?»

Аргументы ЗА Аргументы ПРОТИВ
Чтобы бережно относиться к памятникам культуры Достаточно знать историю страны, история малой Родины – это лишь часть истории страны
Чтобы лучше понимать историю страны  
Чтобы быть способным рассказать об истории родного края  

 

При проектном обучении не менее важно выбрать форму представления результатов работы. Это могут быть видеофильм, книга, макет, журнал (устный или письменный), спектакль, выступление агитбригады, оформление помещений, школьного двора, создание спортивной площадки и т. д. Форма представления проекта определяется его темой, целью, содержанием, общим замыслом автора.

В ряде случаев возникает необходимость письменного оформления учащимися результатов проектной деятельности (для пропаганды опыта проектной деятельности, для участия в конкурсе, для заочного ознакомления с проектом, предварительной экспертизы проектной деятельности и др.). Можно предложить следующую структуру оформления проекта:

– титульный лист (название учебного заведения, класс, автор, название проекта, научный руководитель, место, год выполнения проекта);

– оглавление (перечень частей проекта);

– краткая аннотация;

– эпиграф;

– введение;

– основная часть (главы, разделы, параграфы и т. д.);

– заключение;

– список используемых источников и литературы;

– приложение.

Общие рекомендации могут быть дополнены в зависимости от жанра проекта, например:

– консультанты;

– жанр проекта;

– график работы (дата, содержание, ответственные);

– оценка содержания проекта (отзыв);

– предполагаемый иллюстративный ряд к проекту;

– оценка оформления проекта (отзыв);

– материально-техническое обеспечение проекта;

– оценка презентации проекта (отзыв) и др.

Педагогу целесообразно иметь методический паспорт проекта (см. Приложение 1).

Презентация и защита проекта является одним из значимых этапов для детей. Это эффективное средство самореализации ребенка, формирования у него уверенности в своих силах, мотивации учения, способом стимулирования его дальнейшей исследовательской деятельности. Важно подобрать наиболее доступный и в то же время яркий вариант представления каждым ребенком своих достижений. Если это групповой проект, то необходимо показать вклад каждого в общий результат. Презентация результатов проектной деятельности может проходить при участии тех людей, кому они будут полезны, кем будут востребованы. В любом случае важно пригласить родителей детей, друзей, всех желающих.

Управление проектной деятельностью школьников предполагает отбор специальных средств оценивания и анализа ее результатов. Весь процесс проектной деятельности пронизывают оценивание, анализ и рефлексия, которые могут осуществляться в процессе постановки вопросов, при сравнении запланированного и полученного результата, при выборе и защите идей, действий, способов выполнения работы. Кроме того, педагог подбирает и вместе с детьми определяет возможные и доступные для детей методы и приемы аналитической и рефлексивной деятельности на завершающем этапе проектной деятельности (подробно см. в разделе).

Целесообразно осуществлять оценку и анализ проекта в нескольких аспектах:

– личностное развитие участников проектной деятельности (освоение новых способов деятельности, приобретение универсальных учебных действий);

– социальная значимость проектной деятельности (кому принес пользу проект, что улучшилось от его реализации);

– соотношение запланированного и реально достигнутого результата с точки зрения практического продукта проектной деятельности;

– презентация и защита проекта.

Так, например, для самооценки, оценки экспертами презентации и защиты проекта можно предложить следующий оценочный лист (табл. 13).

Таблица 13






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.