Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






VII. 1. Теория заимствований и влияний






 

Гипотеза Т.Бенфея о миграции сказочных и басенных сюжетов и их едином – древнеиндийском источнике. Перевод Т.Бенфеем древнеиндийского сборника мифов, сказок, басен – «Панчатантры». В «Предисловии» к этому переводу Т.Бенфей высказал мысль, что «Панчатантра» в древности получила известность в странах Ближнего Востока, затем в Греции, а позднее – в Италии, Испании, потом и в странах средней Европы. Вследствие этого многие писатели названных стран заимствовали те или иные «мотивы» древнеиндийских сказок, легенд, басен и положили их в основу своих произведений, и это, по Т.Бенфею, определило так или иначе особенности их собственного творчества.

В «Предисловии» Бенфей указал и на пути культурных общений разных народов тех времен, которые способствовали все более широкому знакомству с произведениями древнеиндийского творчества и тем самым возможному переходу («миграции») их мотивов из одних национальных литератур в другие. При этом ученый исходил из того положения, что развитие литературы вообще определяется заимствованием мотивов одной национальной литературой из других литератур на основе исторически возникающих между ними «контактов» и что установление таких заимствований и таких контактов является основной задачей литературоведения.

Развитие теории заимствований и вытекающей из нее «миграции» мотивов из одних национальных литератур в другие. Увлечение этой теорией в русском литературоведении второй половины ХIХ в. Теория самозарождения (полигенезиса) мотивов как преодоление «бенфеизма» и основание для проведения типологических параллелей. В «Поэтике сюжетов» А.Н.Веселовский указывает, что в древнем безымянном творчестве разных народов сходство «мотивов» возникает не потому, что они заимствуют их друг у друга в процессе своего культурного общения. Это сходство возникает потому, что разные народы проходят аналогично стадии своего общественного развития, вследствие чего у них возникают аналогичные социальные отношения, а отсюда и сходство их интересов, их воззрений на жизнь, которые, выражаясь в словесном творчестве, порождают сходство его мотивов. «Мотивы не заимствуются, а самозарождаются в определенных условиях общественной жизни древних родов, племен, народностей» (А.Н. Веселовский).

Разграничение А.Н.Веселовским сюжета и мотива. «Мотивы» словесных произведений, по его мнению, представляют собой «простейшие повествовательные единицы», и «сюжеты» этих произведений - определенные «комбинации мотивов». Поэтому, по мнению ученого, если сходные «мотивы» могут «самозарождаться», то сходство «сюжетов» как определенных сочетаний мотивов дает исследователю право предполагать их заимствование творчеством одного народа из творчества другого и при этом выявлять те пути культурных общений, на которых такие заимствования могли произойти. Но, как и в жизни людей в реальной действительности, особенности отношений, действий, переживаний персонажей в литературных произведениях определяются сущностью их национально-исторической жизни, зависят от их общественных характеров. Иначе говоря, не «мотивы» сюжетов произведений определяют характерные свойства их персонажей, а, наоборот, персонажи с характерными свойствами своей жизни связываются между собой определенными «мотивами», на которых строятся литературные сюжеты. Заимствование мотивов, понимаемое не как их внешнее, подражательское усвоение, но как наполнение их собственным, новым содержанием, вытекающим из миросозерцания заимствующего творца - в меру сходства или различия его национально-общественного миросозерцания с подобным же миросозерцанием того автора, у которого он заимствует свои мотивы.

Развитие теории заимствования французскими компаративистами конца XIX и первой половины XX века (работы Ж.Текста, Ф.Бальдансперже, П.Азара, П. ван Тигема, Ж.Карре). В отличие от Т.Бенфея и А.Н.Веселовского, которые изучали в основном устное народное творчество и безымянную средневековую литературу, французские компаративисты XX века обратились к исследованиям личного, собственно художественного творчества, западноевропейских народов по преимуществу начиная с эпохи Возрождения. При этом они уже не могли довольствоваться понятием «заимствования», не менее важным стало понятие литературных «влияний».

Теория соотношения «влияния» и «заимствования». Определение П. ван Тигемом того, что может быть в литературных произведениях предметом влияния и заимствования: «литературные жанры и формы искусства, стили или способы выражения», «сюжеты, темы, типы или легенды», «идеи или чувства» (П. ван Тигем). Эти стороны и аспекты содержания и формы литературных произведений могут, по мнению теоретика-компаративиста, в одинаковой мере и оказывать влияние на произведения других, иностранных писателей, и заимствоваться из их произведений. Значит, это - две стороны одного процесса. По ван Тигему, влияние - это вместе с тем и заимствование, и без него оно не может происходить, равно как и наоборот. Мысль ван Тигема о том, что иностранные литературные «влияния» могут помогать писателям в развитии и оформлении их собственной «манеры мыслить и чувствовать». Безосновательность возведения подобных случаев в ранг общего закона художественного творчества. В каждой национальной литературе есть писатели, произведения которых невозможно «объяснить» «влияниями» иностранных литератур. Творческая самостоятельность художников.

Перечисление ван Тигемом того, чем, с одной «точки зрения», произведение может оказать «влияние», а с другой «точки зрения», что в нем самом может оказаться заимствованным. Примеры сочетания в одних произведениях и идейного влияния произведений иностранного писателя, и формального заимствования из них (Пушкин и Байрон). Наличие формального заимствования без идейного влияния (Пушкин и Шекспир). Наличие идейного влияния без формальных заимствований (Ж.Ж.Руссо и Л.Н.Толстой).

Позитивистская по своим устремлениям французская школа компаративистики интересовалась литературным обменом в его фактографических, поддающихся конкретному анализу границах отдельных тем, мотивов, жанров. Критика методов французской школы, предрасполагающих к фрагментарности исследования, касающихся в основном внешней истории произведения; термина «влияние», отводящего реципиенту пассивную роль. Решающее значение в процессе влияния и заимствования «манеры мыслить и чувствовать» испытывающего влияние писателя. Г.Н.Поспелов о писателе как о субъекте восприятия, его активности, проявляющейся в интересе к идейному содержанию произведения, его переосмыслении. Понятие объекта «влияния» - произведения, которые отвечают в какой-то мере своим содержанием интересам и запросам других писателей. При изучении влияний необходимо иметь в виду, что, во-первых, компаративистика не должна ограничиваться одной констатацией влияния, а, во-вторых, любой факт влияния показателен не сам по себе, но в контексте литературного процесса, имеет историко-типологическую основу.

Вопрос о последовательности возникновения международных литературных контактов в работах компаративистов: сначала у писателя той или иной страны и эпохи «самозарождается» определенное идейное содержание; затем он, по своей инициативе, усваивает произведение писателя другой страны, а часто и эпохи, заключающее в себе в какой-то мере аналогичное содержание, и это помогает ему лучше осознать и углубить свои собственные замыслы; далее, в процессе творческого выражения своего содержания, он может заимствовать те или иные принципы художественной формы или у того же писателя, или - что часто бывает - у писателей других стран и эпох, применяя эти принципы в соответствии с особенностями содержания своего произведения, с соответствующими изменениями этих принципов.

Генезис, структура и функционирование произведения: сравнительно-литературные аспекты. Инонациональные влияния, их роль в творческой истории произведения, подчеркиваемая автором традиционность жанра, темы («Сонет» А.С.Пушкина). Соотношение понятий и терминов: влияние и заимствование; творческое усвоение (переработка, трансформация) произведения-источника; подражательность, эпигонство (в частности, массовая повествовательная литература ХХ в., где господствуют жанрово-тематические каноны: криминальный, «розовый» романы, фэнтези и др.). Ценностная шкала литературных произведений (классика, беллетристика, массовая литература; градация внутри каждого из этих рядов), влияние литературной моды, нередко идущей из-за рубежа.

Творческая активность «принимающей стороны» (если это подлинное искусство), создание писателем нового художественного единства - не только в эпоху индивидуально-авторских стилей, но и в традиционалистском искусстве. Заимствование элементов образного мира: персонажей, сюжетов, деталей. Применение композиционных приемов, введенных в литературу иностранным писателем.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.