Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Вступление






ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СРАВНИТЕЛЬНОГО И СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО СПЕЦКУРСУ

 

 

КАЗАНЬ - 2014


Печатается по рекомендации Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского (Приволжского) федерального университета

УДК 82.09

ББК 83

А62

 

Аминева В.Р.

Теоретические основы сравнительного и сопоставительного литературоведения: учеб. пособие. Казань: КФУ, 2014. – 105 с.

 

 

Курс «Теоретические основы сравнительного и сопоставительного литературоведения» нацелен на углубление литературоведческой подготовки студентов-филологов, формирование представлений о формах и закономерностях межлитературного процесса, овладение практическими навыками сравнительного и сопоставительного анализа художественных текстов, а также расширение общегуманитарного кругозора.

Пособие предназначено для студентов, магистрантов и аспирантов филологических специальностей вузов. Оно содержит конспекты лекций, вопросы и задания для самостоятельной работы, список рекомендуемой литературы, вопросы для подготовки к зачету.

 

©Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2014

© В.Р.Аминева, 2014

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ  
   
ПРОГРАММА КУРСА  
I. ВСТУПЛЕНИЕ  
II. СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ  
III. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ НА ЗАПАДЕ В ХХ ВЕКЕ  
IV. ПОНЯТИЯ «НАЦИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА», «РЕГИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА», «ЗОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА», «МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА»  
V. ПЕРИОДИЗАЦИЯ МЕЖЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА  
VI. ФОРМЫ МЕЖЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА  
VI. 1. Типология контактных связей  
VI. 2. Типологические схождения как форма межлитературного процесса  
VII. ФОРМЫ КОНТАКТНЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ЛИТЕРАТУРАМИ  
VIII. 1. Теория заимствований и влияний  
VIII. 2. Взаимодействие литератур Востока и Запада (краткий обзор)  
VIII. 3. Перевод как форма контактных связей  
VIII. 4. Восприятие и интерпретация творчества писателя иностранными читателями и критиками.  
VIII. 5. «Чужое слово» в литературном произведении  
VIII. 6. Жанры «вторичной» литературы как предмет компаративистики  
VIII. ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ И ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС  
IX. УНИВЕРСАЛИИ СЛОВЕСНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИСКУССТВА КАК СПОСОБ СИСТЕМАТИЗАЦИИ МЕЖЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА  
X. ТЕКСТ, КОНТЕКСТ, ИНТЕРТЕКСТ В КОМПАРАТИВИСТСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ  
XI. ВОСТОК – ЗАПАД: ДИАЛОГ КУЛЬТУР (ТЕОТЕРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ)  
ХII. СОПОСТАВИТЕЛЬНОЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ  
   
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ  
ТЕМА 1. Национальное своеобразие пейзажа в литературном произведении.  
ТЕМА 2. Национальное своеобразие портрета.  
ТЕМА 3. Своеобразие психологизма в произведениях русских и татарских писателей.  
ТЕМА 4. Иноязычная речь в художественном тексте  
ТЕМА 5. «Чужое» слово в тексте  
ТЕМА 6. Национальное своеобразие комического в литературном творчестве  
ТЕМА 7. Трагическое в литературе: инвариантное и вариативное  
ТЕМА 8. Традиционные образы и мотивы в национальных литературах: сопоставительный анализ  
ТЕМА 9. Концепты национальной литературы  
ТЕМА 10. Художественное пространство и время как сфера проявления национальной специфики текста  
   
ЛИТЕРАТУРА  
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА  
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА  
СЛОВАРИ, БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ УКАЗАТЕЛИ  
   
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ  
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПЕРСОНАЛИЙ  
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Сравнительное и сопоставительное изучение литератур – важнейшие направления современной филологии. Курс «Теоретические основы сравнительного и сопоставительного литературоведения» нацелен на углубление литературоведческой подготовки студентов-филологов, формирование представлений о формах и закономерностях межлитературного процесса, овладение практическими навыками сравнительного и сопоставительного анализа художественных текстов, а также расширение общегуманитарного кругозора.

Задачи курса состоят в расширении и систематизации знаний слушателей о проблематике сравнительного и сопоставительного литературоведения, истории данного научного направления, применяемых в современной компаративистике (отечественной и зарубежной) методах и методиках, важнейших принципах взаимодействия национальных литератур и т.д. В качестве результата изучения курса предполагается формирование у студентов и магистрантов представлений о методах и приемах компаративистики, ее статусе как раздела литературоведения и метода анализа художественного текста, о структуре национальной литературы по отношению к мировому литературному процессу; умение исследовать ту или иную национальную литературу в плане взаимодействия с другими литературами в разные периоды их развития.

 

 

I. ВСТУПЛЕНИЕ

 

Диалог, «сравнение», «сопоставление» как наиболее общие принципы культуры и жизни. М.М.Бахтин писал о том, что «...текст живет, только соприкасаясь с другим текстом (контекстом). Только в точке этого контакта текстов вспыхивает свет, освещающий и назад и вперед, приобщающий данный текст к диалогу»[1]. Сравнение как основа метода. Лежащие в основе сравнения механизмы «тождества» и «различения» своего и чужого. В.Н.Топоров о том, что «соотнесение-сравнение того и этого, своего и чужого составляет одну из основных и вековечных работ культуры, ибо сравнение, понимаемое в самом широком плане (как и любой перевод - с языка на язык, с пространства на пространство, с времени на время, с культуры на культуру), самым непосредственным образом связано с бытием человека в знаковомпространстве культуры, которое имеет своей осью проблему тождества и различия, и с функцией культуры»[2]. Общенаучное моделирующее значение сравнения. Использование принципа сравнения при изучении социальных наук, культурологии, искусствознания, литературоведения и лингвистики. Исследование взаимодействия различных искусств с литературой, осуществляемое с помощью сравнительного метода. Применение приемов компаративного анализа при изучении эпох, авторов и произведений внутри одной и той же национальной литературы.

Определение предмета, целей и задач сравнительного литературоведения в работах отечественных и зарубежных компаративистов (А.Н.Веселовского, В.М.Жирмунского, Н.И.Конрада, Б.Г.Реизова, А.Димы, Д.Дюришина и др.).

Термин «сравнительное литературоведение» возник во Франции по аналогии с термином Ж.Кювье «сравнительная анатомия». Синонимы, обозначающие данное (или сходное) направление литературоведения: сравнительно-историческое изучение литератур, сравнительное литературоведение, литературоведческая компаративистика (от лат. comparativus - сравнительный); соответствующие иноязычные термины: litte rature соmрагe e (фр.); vergleichende Literaturwissenschaft, vergleichende Literaturgeschichte (нем.); comparative literature (англ.); letteratura comparata (ит.); literatura comparada (исп.) и др.

Актуальность сравнительного литературоведения в условиях тесного взаимодействия национальных литератур, глобализации культуры в современном мире.

Место компаративистики в системе литературоведения, близость ее проблематики с исторической и теоретической поэтиками, общим литературоведением.

Важнейшие научные центры компаративистики, отечественные и зарубежные. Рубрика «Новое в сравнительном литературоведении» в «Вестнике Московского университета» (серия 9. Филология), знакомящая с новыми тенденциями в современном сравнительном литературоведении.

Задания для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте диалог, «сравнение», «сопоставление» как наиболее общие принципы культуры и жизни.

2. Как определяются предмет, цели и задачи сравнительного литературоведения в работах отечественных и зарубежных компаративистов (А.Н.Веселовского, В.М.Жирмунского, Н.И.Конрада, Б.Г.Реизова, А.Димы, Д.Дюришина и др.)?

Литература:

Русская литература в межнациональных связях и взаимодействиях: Коллективная мтонография. Изд-е 2-е доп. и исп. – Казань, 2006. – С. 6 – 32.

Сравнительное и сопоставительное литературоведение: Хрестоматия / Составители: В.Р.Аминева, М.И.Ибрагимов, А.З.Хабибуллина. – Казань, 2001. – С.7 – 149.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.