Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сибирская свадьба






Сибирская свадьба // Липинская В. А. Старожилы и переселенцы: Русские на Алтае. XVIII - начало XX века.- М., 1996.- С. 198-211; С. 218-225.

СИБИРСКАЯ СВАДЬБА

 

Свадьба - самое поэтическое празднество в жизни каждого человека, память о котором не изглаживается со временем. Поэтому наши современники, пожилые люди, с увлечением рассказывают о свадьбах начала XX в. Сохранилось и несколько подробных описаний, сделанных в XIX в.

Обряды, которые выполняли по ходу торжества, включали элементы, различные по месту и времени возникновения, что находило отражение, в первую очередь, в способах заключения брачных союзов. Корреспондент газеты " Сибирь", написавший в 1887 г. статью о сибирских свадьбах, разделил их на три группы. " Брачные союзы, - писал он, - бывают трех видов: это, во-первых, браки с согласия родителей и обоюдного согласия брачующихся, затем браки " убегом" и, в-третьих, так называемые браки сибирские, " сводные". Первые два брака санкционированы законом и церковью, браки же " сводные" заключены без всякого посредничества церкви и власти официального закона" 1.

Корреспондент отметил то основное, что в дореволюционное время разделяло свадебную обрядность русского населения страны на две части: собственно народную свадьбу, своими корнями уходившую в далекое прошлое, и церковный обряд венчания, усиленно насаждавшийся властями со времени принятия христианства. Венчание было обязательно для всех придерживавшихся официального православия.

Наиболее подробное описание народной крестьянской свадьбы старожилов принадлежит талантливому исследователю, уроженцу Алтайского края С. И. Гуляеву 2. Он показал общую структуру ритуала и его основные моменты: сватанье, сговор, смотрины, баня, девичник, бранье, скручивание, пир у жениха, блины у тестя, отводины.

Хотя положение молодежи было неодинаково у разных групп русского населения Алтайского округа, однако общим было требование соблюдения чести, порядочности, скромности. Это находило отражение в сложившихся представлениях о " хорошей невесте" и " хорошем женихе". Было принято, чтобы выбор жениха и невесты обсуждался родными, которых собирали " на совет". Подыскивая невесту, прежде всего интересовались ее родом, как говорили, " выбирали по природе" или " глядели в корень". Рассматривали до 3-4-го поколения (" колена"). Следили, чтобы в семье не было воров и суразов 3 - так называли незаконнорожденных детей.

Внебрачная связь у старожилов Алтая считалось одним из самых больших проступков. Вопрос о наказании за нее решался на сельском сходе. Провинившуюся заставляли мести улицу или надевали ей на голову корзину и водили в таком виде по селу, после чего она не смела показываться людям. Если женщина родила сураза, то даже ее внучка считалась плохой невестой. Родители строго контролировали поведение молодежи, особенно девушек. Молодые люди никогда не ходили друг к другу домой, что запрещалось существовавшими тогда правилами деревенской морали, и до сватовства не оставались наедине. Пожилая женщина из с. Коробейникова говорила: " Тогда раньше было, парень с девкой не пойдет по деревне. Если нужно пошататься, то чтоб родители не знали. Стыд имели, совесть".

В молодой снохе стремились получить хорошую сильную работницу. Поэтому ценились состояние здоровья, трудолюбие, ловкость, чистоплотность невесты. Девушка должна быть к тому же смирна, скромна, тихого нрава.

Родители, имевшие взрослых дочерей, также предъявляли определенные требования к женихам. Учитывали деловые качества молодого человека и его родни. Мерилом этого считалось хорошее хозяйство и достаток. Некрасивая внешность и плохой характер искупались богатством. Родители стремились выдать дочь в более зажиточную семью. C. Лопатин из д. Екатериненской пытался жениться на богатой девушке. Несмотря на личные достоинства и обаяние жениха, несмотря на просьбы невесты, различия в социальном положении стали препятствием для этого брака.

Не последнюю роль при выборе жениха и невесты играла одежда. Она выявляла и трудолюбие девушки, так как шилась в основном ее руками, и зажиточность родителей той и другой стороны, так как зажиточные могли приобрести покупные ткани, обратиться к " модисткам" - портнихам.

Молодежь брачного возраста одевали не только лучше других членов семьи, но и определенным образом. В костюме были такие детали, которые сразу позволяли узнать, женатый парень или холостой, отличить девушку от молодой замужней женщины.

Девушки заплетали одну косу, женщины - две; девушки ходили с непокрытой головой, женщина должна была закрывать волосы.

Одежда молодежи у " поляков" выделялась яркостью и красочностью. Девушки часто подкалывали к платку цветы (летом живые, зимой искусственные) или затыкали их за корсаж юбки. Молодые парни носили яркие вязаные носки с густыми кистями, выпущенными поверх сапог (накищивали сапоги). Им шили штаны из покупного брючного сукна, плиса, бархата. Рубахи из тонкого полотна, кашемира, атласа вышивали на груди и по рукавам. У " поляков" и других русских, живших в соседстве с алтайцами и казахами, вышивали также и штаны.

Личная одежда и приданое составляли часть материального обеспечения будущей семьи. Особое значение это имело для девушки, которой в доме мужа предстояло обходиться только тем, что она принесет с собой. Поэтому готовить приданое начинали рано: девочки с 6-7 лет трудились неустанно до самого дня свадьбы. Вещи складывали в девичий сундук: платье на все времена года, различные рукоделия, скатертки, полотенца, которыми украшали избу, и постель, состоявшую из войлочных потников, перьевой перины, подушек с чехлами. Смотр приданого и перевоз его в дом жениха являлись важным эпизодом свадебного обряда.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.