Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оставаться там, где Господь поставил






Вопрос: Нужны ли человеку-христианину его земные дела или надо стремиться только к обретению молитвы и стремлению к Богу, не заботясь о земном?

Схиархимандрит Гавриил: Каждый должен делать то, к чему его призывает Бог. Есть люди, которые вступают на монашеский путь в очень юном возрасте. Я недавно встретился с послушником, которому 16 лет. В то же время среди моих знакомых монахов и монахинь немало людей, у которых был опыт семейной жизни, есть дети, внуки, но они в какой-то момент почувствовали это призвание и оставили все, приняли монашество. Однажды я видел на Афоне среди монахов два поколения одной семьи — отца и сына. В одной из женских обителей я также встретил двух монахинь — мать и дочь. Каждый человек должен всегда оставаться на том месте, куда Господь его поставил, пока Бог его сам не призовет.

Вопрос: Нужно ли человеку искусство для самовыражения и самосовершенствования? Или христианину вообще ничего в искусстве земное не нужно? Живопись, архитектура, литература, дизайн — есть ли это выражение только слабостей человека?

Схиархимандрит Гавриил: Искусство значило и продолжает значить очень многое в жизни человека. Прежде всего, Церковь много почерпнула в искусстве и продолжает использовать искусство в своих целях. Это все очень хорошо видно в самой церкви, особенно во время литургии:. архитектура, иконография, живопись, пение, музыка. Это, как Евангелие, которое может читаться на разных языках, но содержание всегда одно и то же. Если вы спрашиваете моего совета, то я никогда не буду советовать христианину посвятить свою жизнь искусству ради самого искусства, чтобы только самовыражаться в искусстве. Но я не способен давать какие-то советы.

Первый этап — фундамент всей духовной жизни

Вопрос: Вы сказали, что каждая следующая ступень молитвы не исключает предыдущих, то есть молитва благодарения не исключает прошения. Как переход на последующую ступень влияет на предыдущие?

Схиархимандрит Гавриил: Вы совершенно правильно поняли. Как раз, говоря о возрастах молитвы, я не имею в виду этапы духовной жизни, потому что переход из одного этапа на другой не предполагает оставление предыдущего этапа. Первый возраст — именно исполнение заповедей евангельских — остается базой, фундаментом для всей духовной жизни.
Евагрий как раз для объяснения этого состояния цитирует апостола Павла, который был призван на небо и, достигнув состояния видения Бога, продолжал даже в таком состоянии подвергать свое тело глубокой аскезе. Он никогда не говорил, что это ему больше не нужно. Вот это состояние третьего возраста, высшего возраста духовной жизни, вовсе не означает, что это какое-то постоянное состояние человека, что в него однажды прибыл и в нем остаешься навсегда.

Завтра мне предстоит участвовать в конференции, посвященной наследию преподобного Исаака Сирина. Преподобный Исаак Сирин как раз выражает эту мысль. Бог посещает человека, как птица, которая посещает своих птенцов, опускаясь на них, чтобы их обогреть и укрыть. Один из святых отцов говорит, что когда такое случается, когда Бог тебя посещает, то перестань читать Псалтырь, забейся в угол, чтобы ничего не видеть и не слышать, уступи место действия Богу. Когда Господь отойдет, когда Господь уйдет, то продолжай молитву.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.