Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коллективное творческое дело






 

 

В отрядах детских лагерей отдыха издавна проводятся дела, игры и мероприятия, называемые КТД. Они не имеют прямого отношения к методике КТД, а лишь являются отдельными её техниками. Сводятся они к тому, что отряд разбивается на творческие группы (4-6 или 5-9 человек, в зависимости от вида КТД) и группам выдаются задания, далее группы выдают результат в заданной форме. Задачи дел могут быть разными. Это может быть творческий конкурс, подготовка к общелагерному мероприятию (например КВН) и т.д.... Формы тоже могут быть разными. Их разнообразие ограниченно лишь фантазией вожатых. Общее для всех КТД - наличие детских творческих групп. С учетом возрастных характеристик детей подобные мероприятия проводятся в полном объеме на старших отрядах, в упрощенной форме на средних отрядах, на младших отрядах вообще не проводятся (разве только как групповая рефлекторная репродукция (как процесс отраженного воспроизведения задания - например зачитывается отрывок какого-нить произведения, а группа детей изображают действующих лиц и объектов(деревья, ветер, речка и т.д.)), хотя скорее всего это уже не КТД, но некоторые считают иначе). Подводя итог, заметим, что по смыслу правильней было бы называть данную разновидность деятельности в лагере КТИ (коллективно-творческой игрой), оставив название КТД указанной выше методике, но тем не менее продолжим…


Как провести КТД у себя в отряде?

Проводится в группе мало знакомых людей и уже в созданном коллективе. В течение дня можно провести несколько КТД, но с чередованием разных видов творческой деятельности детей. Обязательным условием является темп проведения. Время от начала до конца КТД обычно примерно 40-45 минут. По видам КТД делятся на: художественные (театральные, музыкальные), познавательные, оформительские, экологические и т.д.


Структура КТД (общий вид, в целом может не соблюдаться)

  1. Настрой группы. Песни, игры, комплекс упражнений, помогающих творчески раскрыться.
  2. Разбивка. Выделяют случайную разбивку и по симпатиям. Случайная разбивка: по голосам животных, по цвету одежды, по росту, по дням рождения и т.д. Разбивка по симпатиям: по желанию выбирается несколько человек, которые по цепочке должны набрать себе команду.
  3. Раздача задания. Общая идея дела одна, а задания разные, например, всем участникам предлагается исполнить популярную песню, но в стиле романса, оперы, тяжелого рока, варьете и т.д.
  4. Подготовка выступления. Время от раздачи задания до начала проведения 15 – 20 минут.
  5. Жеребьевка. Для установления очередности выступления.
  6. Выступления групп. Перед началом всего дела разыгрывается игровая идея, которая продолжается перед каждым выступлением в форме творческого представления ведущих. Особое внимание обратить на поддержку выступающих аплодисментами, добрую атмосферу.
  7. Подведение итогов. Награждение проводится по номинациям (звонкий соловей, танцующие звезды и т.д.) в виде вручения грамот, памятных призов, медалей.
  8. Анализ дела. Может быть групповым или индивидуальным, когда каждый из участников высказывает свое мнение.


В свою очередь выполнение группой задания можно разбить на два этапа:

  • Разработка задания.
  • Реализация задания.

При выполнении задания желательно выделение в группе таких ролей, как организатор и исполнитель. Организатор, как человек структурирующий деятельность (на первом этапе он выступает в роли ведущего (капитана), позже - разводящего). Короче организатор - это человек, который умеет разбить работу на этапы, сформулировать задачи, распределить и проконтролировать выполнение задач, принять оперативные решения по модернизации структуры выполнения дела. А исполнитель - человек, который может реализовывать поставленные задачи.

Эти классификации позволяют вожатому (при работе с группой) понять, кто какую роль уже умеет играть и в процессе смены помочь ребятам освоить новые для них роли.


Естественно, работу с любым отрядом придется начинать с собственных предложений. Для этого существуют такие правила:

  • Все, что вы собираетесь предложить детям, должно быть разработано ЗАРАНЕЕ
  • Участвуют в предложенном мероприятии ВСЕ
  • Вожатые всегда находятся рядом и принимают активное участие
  • Обязательно достижение какого-либо результата, сопровождающегося награждением лучших и отличившихся

Все творчески, иначе – зачем?

Вот несколько советов того, как можно объединить различные интересы, сделать так, чтобы задуманное вожатым стало достоянием каждого:

  • Вожатый должен быть сам убежден в правильности выбора, тогда он сможет «заразить» отряд своей идеей;
  • Задуманное должно соответствовать интереса детей данного возраста;
  • Подготовка должна создавать радость в работе, стимулировать поиск различных решений;
  • КТД должно стать полем для самовыражения ребенка;
  • Любая разумная идея должна быть услышана;
  • Каждый ребенок должен найти для себя место.

Начните с театральных постановок, спортивных эстафет и конкурсов, викторин. Но имейте в виду, что в педагогической терминологии это будет обозначаться не КТД, а творческая или коллективная игра. Позже, если вы сумеете УВЛЕЧЬ детей, то сможете впоследствии ПРИВЛЕЧЬ их к самостоятельной организации коллективных творческих мероприятий.

Но существует и «спасительный» вариант КТД. Эти мероприятия будут и коллективными, потому что участие принимает весь отряд или вся дружина, и творческими, потому что придется многое придумывать, разрабатывать, организовывать. Вожатый лишь предлагает задачу, тему и осуществляет контроль и помощь в осуществлении дела.

Классификация таких КТД:

  1. Дружинные В целом составляют план смены, объединены тематической направленностью сезона. Разрабатываются педагогическим составом заранее. Промежуток между ними 1-2 дня (в зависимости от содержания). Участвует вся дружина или определенные возрастные группы (1-3 отряды, 4-6 и т.д.). Примеры: Поиск клада, концерты, Захват флагов, Музей, Зоопарк и т.д.
  2. Отрядные Проводятся ежедневно, 1-2 в отрядное время. В «чистом» виде встречаются редко.

По структуре:

  • Линейные Шаговое развитие сюжета. Явные цели: нарисовать зашифрованное письмо, собрать информацию, поставить номер (РВС, поиск талантов, общественный праздник)
  • Конкурсные Представляют собой подборку конкурсов, объединенных одним лозунгом, одной темой. От тематических отличаются тем, что могут проводиться в любой день. («Моя семья», «Крестики-Нолики», «Кто во что горазд»)

По содержанию:

  • Тематические Проводятся в подвязке к тематическим дням (конкурс пар в День Любви, «Универсальный солдат» в день Зарницы). По сути любой вид может являться тематическим: от познавательных, до спортивных. По структуре могут быть линейными или конкурсными.
  • Нетематические КТД представляет собой набор конкурсов не связанных единой идеей (в лагере не приветствуются).


Как вожатому разработать КТД

  1. определение темы: помните, что смена посвящена определенной тематике, кроме того, каждый день – тематический. Следовательно, не нужно судорожно выжимать свой мозг, придумывая КТД, провести которые не будет возможности. Черпайте идеи из легенды дня. Например, на «Зарницу» можно создать массу КТД разных видов, не упускайте из внимания и день любви, день ужасов, день Нептуна…
  2. определение возраста участников: так вы определитесь с примерным содержанием;
  3. постановка цели и задач (в воспитательном КТД – только задачи);
  4. выбор структуры, места проведения (для конкурсного КТД – минимум 7 конкурсов);
  5. составление содержания (подборка конкурсов, поиск сценариев, вопросов для викторины и т.д.);
  6. выбор варианта награждения.


Особенности проведения

  1. Для младшего возраста (6 - 9 лет) Лимит времени – 20-30 минут, линейное или спортивно-конкурсное. Небольшие викторины, «Вечера загадок», конкурсы сказок и историй, театр экспромтом.
  2. Для среднего возраста (10 – 13 лет) 30-40 минут, вид любой. Перемежать спортивные и интеллектуальные конкурсы.
  3. Для старшего возраста (13 – 16 лет) До 60 минут. И серьезные, и шутливые. НО: все должно требовать повышенной самоотдачи (большое проявление творческих способностей, интеллекта, трудовых навыков)

 

Рассмотрим примерный план разработки игры - КТД.

Выберите тип КТД:

  1. Бегалка
  2. Постановка
  3. Рисовалка
  4. Музыкалка
  5. Писалка
  6. Рукотворчество
  7. Думалка

1. Бегалка (2 часа)

Выберите тип: “войнушка”, по станциям, охота.

а) “Войнушка”

- Какая цель играющих?

  • взять флаг противника;
  • всех убить;
  • дойти до обозначенной территории всей группой.

- Как убить врага?

  • сорвать виры;
  • схватить определенное количество человек и др.

- Можно ли брать в плен и как?

- На каких условиях оживляются убитые?

  • переход в другую команду;
  • начисление штрафных очков.

- Есть ли своя территория или она общая?

- Как подаются сигналы к началу и к окончанию игры?

- Как подводятся итоги?

б) По станциям

- Какова цель игры?

  • дать или проверить знания по истории,
  • на ловкость;
  • на смекалку;
  • просто развлекательная.

- Сколько станций?

  • советуем около 5.

- Придумайте задания на каждую станцию.

- Сколько руководителей задействовано?

  • не на всех станциях могут быть руководители;
  • на некоторых необходимо несколько руководителей.

- Как передвигаются группы?

  • по стрелкам;
  • по запискам;
  • по карте.

- Выход команд:

  • одновременно с разных пунктов
  • с одного пункта в одно или разное время.

- Подведение итогов.

в) Охота

Группа детей ловит руководителя.

- На одного или нескольких зверей, птичек, рыбок охотятся?

- На каких именно?

- Какова цель охоты?

  • собрать тайное послание;
  • собрать ингредиенты для лекарства;
  • соревнования между охотниками.

- Какие правила ловли зверя? • Выберите нужное:

  • зверь оставляет след;
  • убегает на виду;
  • его ищут.

• Правила пленения зверя:

  • просто найти;
  • схватить определенным числом человек;
  • прицепить что-то к зверю и т.д.

• Как бегают охотники?

  • произвольной группой;
  • определенным числом человек;
  • охотники ограничены в движениях.

- Придумайте финал и подведение итогов:

  • изготовление лекарства;
  • награждение;
  • праздник.

2. Постановка (2 - 6 часов)

- Серьезные или развлекательные?

- Сами придумывают сценарий или берут готовый?

- Дополнительные условия:

  • дано название;
  • дана озвучка;
  • даны фразы, которые должны быть включены в постановку.

- Если постановка без слов, то:

  • ставиться ли она под сопровождение (музыкальное, шумовое)?
  • есть ли сюжет?

- Придумайте заставку и форму дела:

  • “Кинофестиваль”;
  • “Забытая сказка”;
  • “Вечер жанров”.

- Подведение итогов. Финал.

3. Рисовалки (30 минут - 1, 5 часа)

- Цель дела:

  • обучение рисованию;
  • самовыражение в цвете;
  • создание общего рисунка.

- Используется в рисунках форма или рисунок абстрактный?

- Рисуют по одному или группой?

- Сформулируйте задание:

  • рисунок под музыку, рассказ и пр.
  • вольная цветопись;
  • изображение кого-либо или чего-либо.

- Этот этап последний или есть продолжение? - Вариант заданий на продолжение

  • дорисовать до...
  • собрать в общую композицию;
  • рисовалка - начало другого дела.

- Продумайте финал.

4. Музыкалки (1 - 2 часа)

- Серьезная или развлекательная?

- Познавательная или нет?

- Деятельность участников:

  • слушание и обсуждение;
  • написание отзыва или рассказа под музыку;
  • постановка;
  • сочинение своих песен.

- Придумайте форму дела:

  • фестиваль музыкальных групп;
  • концерт;
  • вечер песни;
  • клипы;
  • рассказы по музыке;
  • балет.

- Придумайте финал.

5. Писалки (1, 5 - 3 часа)

- Серьезные или развлекательные?

- По одному или группам?

- Что пишется?

  • рассказ;
  • стихи;
  • статья;
  • разъяснения.

- Дополнительные условия:

  • написание под музыку;
  • обязательное включение каких-либо фраз;
  • продолжить авторское;
  • написание чего-либо после ряда заданий (мастерская);
  • издание журнала;
  • сборная “солянка” словесных игр.

- Какая форма дела?

- Финал.

6. Рукотворчество (1 - 2 часа)

- Из чего творим?

  • из ниток;
  • бумаги;
  • природных материалов.

- Что творим?

  • рисунок;
  • объемное;
  • абстрактное.

- Сформулируйте задание:

  • изобразить коллектив/человека;
  • изображение на вольную тему;
  • изображение определенной фигуры;
  • можно изображать ограниченное число предметов.

- Цель дела:

  • подарок;
  • украшение;
  • самовыражение.

- Придумайте финал.


7. Думалка (1 - 2 часа)

- Выберите тип:

а)узнавалки (“Путешествия”);

б)рассуждалки (ТРИЗ, Академии, Вечер разгаданных и неразгаданных тайн);

в)вопрошалки-отвечалки(Интеллектуальный хоккей).

а) Узнавалки

1. Выберите тему.

2. Когда узнают новое?

  • сразу;
  • сначала группа готовит свою часть, потом представляет другим.

3. В какой форме?

б) Рассуждалки

1. Выберите тему рассуждение. Сформулируйте вопросы или истории, которые должны будут объяснить.

2.По группам или индивидуально? Если в группах, то в постоянных или нет?

3. Каждой группе один и тот же вопрос или разные?

4. Как подводится итог каждому вопросу, делу?

в) Вопрошалки-отвечалки

1. Выбрать тему:

  • общая для всех;
  • у каждой команды своя.

2. Вопросы готовят:

  • проводящий;
  • команды;
  • и тот, и другие.

3. Каков порядок ответа на вопросы:

  • кто быстрее догадался;
  • по системе:
    • • по кругу;
    • •змейка/атака в произвольном порядке;
    • • веером.
  • думает одновременно вся команда или по этапам (см. «Интеллектуальный хоккей»).

4. Итоги.


Осталось лишь добавить, что типы игр КТД этим списком не ограничиваются, а определяются лишь только наличием творческих групп, выполняющих задания. При дальнейшем же упрощении условий до просто групп мы получаем уже более общее понятие - " Командные игры".


Отрядные КТД оргпериода

Проведите КТД с детьми в первый или второй день смены. Оно должно быть очень интересным, иначе потом ребята будут неохотно откликаться на отрядные дела. Лучше, если оно будет небольшое, на час.

Например: ': сейчас мы с вами отправимся в космос. У нас есть 5 космических кораблей. Каждый из вас вытянет билет на один из них. (Все вытягивают заранее заготовленные " билеты" пяти разных цветов). А теперь займите свои места, сядьте по цветам. Мы летим на другую планету'.

В ходе этого полета экипажи кораблей выполняют различные задания. После объявления очередного задания не забудьте сказать, сколько времени вы отпускаете для его выполнения. Можно выбрать жюри и в конце игры объявить победителей и вручить призы.

Задания могут быть такими:

  • Придумать название вашего космического корабля и каждому члену экипажа - должность, на самом деле не существующую 3 минуты.
  • Нарисовать свой корабль (оценивается участие всех) 5 мин.
  • Сочинить стихотворение-девиз вашего экипажа. Известны последние слова: ракета - летит, комета - метеорит (3-4 мин).
  • Восстановить записи бортжурнала. (Каждому экипажу дать листочек с первой и последней строчкой. Например, первой команде, " И вот, наконец, все сборы окончены, и мы... И мы благополучно пролетели стратосферу". Второй команде: " И мы благополучно пролетели стратосферу... Никто не знал, что будет дальше." и т.д.). Должен получиться общий связный рассказ (7-8 мин.).

'Невесомость' - конкурс капитанов. Капитаны садятся в ряд. Их задача - передать друг другу мячик или апельсин сначала руками, затем ступнями, коленями, подбородками. Если мячик упал - виноватый выходит из игры или получает штрафные баллы.

Мы прилетели на другую планету, и попали на праздник. Придумать этот праздник и показать, как его празднуют (10-15 мин.). Дальше - подведение итогов. В жизни загородного лагеря творческий конкурс - одна из самых распространенных и популярных форм работы. Уже стали классикой такие отрядные дела, как: " Конкурс актерского мастерства", " Конкурс градостроителей из песка", " Конкурс поделок из природного материала", " Конкурс шумовых оркестров", " Конкурс врунов имени барона Мюнхгаузена" и др. Во всех этих делах детям нужно проявить не столько илу и ловкость, сколько фантазию, воображение, находчивость, особый оригинальный взгляд на вещи. В силу того творческий конкурс - не только приятное для детей времяпрепровождение, но и " замечательное педагогическое средство, способствующее формированию творческих способностей личности". Но таким средством творческий конкурс станет лишь в том случае, если он грамотно организован. При организации этого и любого другого творческого конкурса всегда необходимо помнить о десяти главных компонентах успеха:

  • Интересные задания.
  • Красивое оформление.
  • Материальное обеспечение.
  • Музыкальное сопровождение.
  • Находчивый ведущий.
  • Компетентное жюри.
  • Эмоциональные зрители.
  • Исполнительные помощники.
  • Подготовленные команды.
  • Призы для победителей.


Последовательность ваших действий будет такой:

  • Прежде всего, вы готовите заранее все то, что должно быть приготовлено. Рисуете, вырезаете, придумываете, надписываете задания, расставляете скамейки или стулья, оформляете " сцену" и " зал". * Определяетесь в ведущем и жюри, достаете или изготовляете награды. Из всего перечисленного самое трудное - придумать задания. Задания должны быть одинаковыми по направленности и сложности. * Если одним достанется; " Изобразите памятник жертвам обжорства", а другим: " Попрыгайте, как кузнечики", - это будет неравноценно. Предлагайте только те задания, которые будят воображение, раскрепощают полет мысли.
  • Следующее, что вам надо сделать, - это собрать всех будущих участников конкурса и зрителей, т.е. ваш отряд, и обратиться к ним с речью. Этим вступительным словом вы должны создать у ребят эмоционально положительное отношение к предстоящему делу. Только не начинайте свое обращение словами: " Дорогие ребята, сейчас мы проведем интересное мероприятие". Уж лучше скажите: " А что, народ, давненько мы с вами не веселились". А еще лучше поиграйте в одну из так называемых " Игр с эстрады".
  • А когда по блеску в детских глазах вы поймете, что ребята вдохновились и рвутся в бой, нужно создать микроколлективы, т.е. группы, которые в дальнейшем будут соревноваться между собой. Способов образовать такие группы существует десятки. От выстраивания всех в одну шеренгу и расчета на " первый-второй" или " первый-четвертый" до разрезания двух или четырех открыток на части с раздачей этих частей участникам и дальнейшей работой по собиранию фрагментов в целое. Но если в отряде уже существуют стабильные группировки (звенья, экипажи, палаты, фракции), можно разрешить соревноваться и таким командам, Лучше всего, если участниками будет весь отряд, он же будет потом и коллективным зрителем.
  • Время подготовки должно быть коротким - от 5-ти до 20-ти минут, а, сколько именно, вы должны объявить заранее. Ваша задача на этапе подготовки - курсировать от команды к команде, узнавая, как идут дела, морально поддерживая и оказывая в случае крайней необходимости идейную помощь.
  • Как только все будут готовы, начнется кульминация всего дела - показ. Но и здесь не спешите, усадите всех, подогрейте еще одной краткой речью, проведите жеребьевку и представьте жюри, даже если оно будет олицетворено в вашей единственной персоне. И лишь после соблюдения этих " формальностей" начинайте просмотр. Паузы, которые неизбежно возникают между выступлениями, естественно, заполняете, например, шуточными комментариями.
  • После выполнения всеми первого задания можно предложить второе, третье... Вполне возможно, что у ребят останутся силы и желание продолжить, но помните: сладкого всегда должно чуть-чуть не хватать.
  • А когда все завершится, стихнут смех и аплодисменты, вы, как организатор и ведущий, произнесите еще одну речь. В ней вы выразите слова благодарности всем участникам, кого-то отметите особо и этого " кого-то" одарите " скромной наградой". Но итоги можно подвести и по-другому: каждая команда определяет внутри себя самого активного, самого находчивого - эти ребята и будут особо поощрены. А если у вас были зрители, то можно утвердить " приз зрительских симпатий" и вручить его тому, кто доставил наблюдателям со стороны больше всего радостных минут. А можно использовать сразу все формы чествования.
  • На заключительном слове и вручении подарков можно было бы поставить точку. Но тогда кто будет расставлять мебель, убирать оформление? Поэтому ваш творческий конкурс будет считаться оконченным лишь после коллективного приведения места действия в порядок. Если вы этого не сделаете, обязательно какая-нибудь простыня или полотенце окажутся " утерянными", и в конце смены при сдаче белья у вас обнаружится недостача, за которую придется рассчитываться из собственной зарплаты.

Вот теперь действительно все.

" Успех в любом деле зависит от мелочей! " По тому алгоритму можно организовать и десятки других творческих конкурсов: " Конкурс инсценированных анекдотов", " Вечер рекордов Гиннеса", " Конкурс непрофессионального мастерства", " Аукцион талантов", " Конкурс витражистов", " Кинофестиваль", " Конкурс частушечников", " Дурэстафета", " Конкурс рекламного плаката", " Мультлото", " Конкурс " Маленькая Марианна", " Парад космических войск", " Конкурс видеоклипов", " Комический цирк", " Конкурс рисованных фильмов", " Сказочный винегрет", " Конкурс танцевальных импровизаций", " Вечер в клубе детективов", " Конкурс инсценированной колыбельной песни", и просто " КВН".

Если вы предварительно почитаете что-нибудь о конкурсах, например пособие " Сто творческих конкурсов", составленное С. Афанасьевым и С. Комориным и т.д., ваши познания о творческих конкурсах будут еще более глубокими.


И еще, не делайте из игры просто аттракцион! Ваши силы будут потрачены впустую. Если ребенка только развлекать, не побуждать творчески созидать самому, то наша ненасытная поросль все равно останется недовольной. А когда дети в лагере сами участвуют в процессе созидания, то они любят плоды трудов своих.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.