Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возрастные особенности учащихся и коллективная изобразительная деятельность






При выборе формы и методики организации совместной работы учащихся не менее важно учитывать их готовность к коллективной деятельности. Готовность определяется возрастными особенностями и уровнем приобретенного опыта общения учеников, который во многом зависит от их возрастной предрасположенности к общению.

Возрастные особенности младших школьников и подростков накладывают специфические черты на методику ведения совместной художественной деятельности на уроках изобразительного искусства. Поэтому, несмотря на разработанность методики проведения коллективных занятий, остается актуальной проблема эффективного использования совместной деятельности на уроках изобразительного искусства в разных возрастных группах. Рассмотрим, с одной стороны, какие возрастные особенности младших школьников и подростков следует учитывать при организации коллективной деятельности учащихся, а с другой — определим, какие качества личности развиваются в коллективной деятельности, способствуя ее совершенствованию и активизации коллективного творчества учащихся.

Перечислим основные возрастные особенности младшего школьника, влияющие на его художественный интерес и активность в изобразительной деятельности:

— высокая эмоциональность;

— целостность восприятия;

— развитое воображение;

— конкретно-образное мышление;

— высокий уровень проявления индивидуальности и самостоятельности в работе;

— увлеченность процессом деятельности;

— низкая направленность интереса на качество результата;

— легкое переключение с одного вида деятельности на другой;

— быстрая утомляемость от однообразной работы.

 

В связи с рассматриваемой проблемой можно все возрастные, характеристики разделить на две основные группы. В первую группу входят параметры, затрудняющие совместные действия: высокий уровень самостоятельности, низкая направленность интереса на результат, быстрая утомляемость от однообразной деятельности. Во вторую — положительно влияющие на коллективную деятельность: высокая эмоциональность, целостность восприятия, раз-витое воображение, конкретно-образное мышление, легкое переключение с одного вида деятельности на другой, увлеченность процессом работы.

Если учесть, что ведущий вид деятельности в этом возрасте —. учебная (школьник стремится получить персональную оценку ее результата, и единственным авторитетом для него является учитель), то коллективная изобразительная деятельность может выйти за круг интересов младшего школьника. Но чтобы этого не произошло и процесс развития культуры общения и взаимообмена эмоционально-интеллектуальным опытом был активным, необходимо создать условия, которые бы способствовали заинтересованности младших школьников в совместной деятельности на уроках изобразительного искусства.

Для того чтобы становление потребности в общении у младшего школьника происходило активно, коллективная деятельность на первом этапе должна быть высоко эмоциональной, способствовать проявлению творческого воображения, легко осуществимой, что обеспечивает положительное отношение к ней индивида. Сознание значимости личного вклада в общий результат совместной изобразительной деятельности также способствует интересу к коллективному творчеству. Организация занимательных игровых ситуаций и использование приемов художественно-педагогической драматизации (урок-сказка) в ходе работы над совместным результатом сближает изобразительное творчество с игрой, вызывая живой интерес к коллективной деятельности. Высокое качество результата совместного труда в сравнении с уровнем индивидуальной работы постепенно меняет отношение к сотрудничеству в изобразительной деятельности и все больше заинтересовывает младшего школьника в совместной деятельности.

Рассматривая возрастные особенности младших школьников и известные формы организации коллективной деятельности, можно сделать вывод, что совместно-индивидуальная форма коллективного изобразительного творчества является наиболее приемлемой для работы с детьми начальных классов. Она наиболее проста по организации. В процессе совместно-индивидуальной

деятельности легче проследить и оценить работу каждого ученика, к тому же эта форма позволяет постепенно обогащать опыт общения детей, ведя их от совместно-индивидуальной деятельности через работу в паре, в малой группе и далее к совместно-взаимодействующей деятельности.

В отличие от младших школьников, у которых интерес к изобразительному творчеству высок, у подростков он значительно ниже. Основной причиной является развитие объективной оценки собственных способностей, неудовлетворенность низкими результатами художественной деятельности. Подростковый кризис в изобразительном творчестве вызван конфликтом между притязаниями (желаниями) и возможностями.

Ведущим видом деятельности в этом возрасте является общение. Именно общение, по мнению многих педагогов-исследователей, занимающихся проблемами художественного интереса подростков, может стать эффективным средством сохранения интереса учащихся к изобразительному творчеству на долгие годы.

Если результат индивидуальной деятельности зачастую не удовлетворяет подростка, то результат коллективного труда превосходит все его ожидания; успех способствует положительному эмоциональному отношению к занятиям изобразительным искусством.

В отличие от индивидуальной деятельности коллективное изобразительное творчество, как правило, имеет практический и общественно значимый результат. Несомненное достоинство совместной деятельности — продуктивное общение, что очень важно для учащихся подросткового возраста, так как, с одной стороны, для этого возраста общение является ведущим видом деятельности, а с другой — реализуется направленность интереса подростков на практически значимый результат. Таким образом, коллективное творчество в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства удовлетворяет все возрастные амбиции подростка: во-первых, ему дана возможность общаться со сверстниками; во-вторых, найдено соответствие между подростковыми «хочу сделать» и «могу сделать»; в-третьих, результат его труда социально и практически значим.

Наиболее актуальными в подростковых классах становятся формы совместной работы, позволяющие общаться в процессе деятельности. а не только в ее начале или в конце. Общение подростков в ходе совместной изобразительной работы обретает новый характер, коллективное творчество заставляет их четко формулировать мысли и излагать их доступно для других; подростки развивают логическое мышление, позволяющее обосновывать свою идею, защищать проект и результат работы.

Для сохранения интереса учащихся старших классов к коллективной изобразительной деятельности сама деятельность должна обеспечить скорейший переход подростков от репродуктивной работы к творчеству. Творческий характер коллективной изобразительной деятельности проявляется во всем, не только в совместном поиске форм и средств изображения, но и в поиске новых форм общения. Подростки сами разрабатывают сценарии деловых игр, в которых отлаживаются системы взаимосвязи между группами и отдельными учениками. Ролевые позиции в деловых играх позволяют учащимся преодолевать границы своих реальных возможностей и становиться смелее, решительнее в процессе экспериментирования с изобразительными материалами, в поиске новых форм и средств изображения, что в конечном счете отражается на произведении изобразительного творчества.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что наиболее актуальными для подростковых классов являются более сложные формы совместной деятельности: совместно-последовательная и совместно- взаимодействующая. В старших классах учащиеся- -подростки самостоятельно комбинируют различные формы совместной деятельности, добиваясь максимальной активности каждого из участников коллективного творчества:

Таким образом, знания возрастных особенностей учащихся дают учителю возможность подобрать такую форму и методику организации коллективной деятельности, которая бы не препятствовала проявлению индивидуальных способностей учащихся — как изобразительных, так и организаторских, и делала бы художественную деятельность посильной, содействуя успеху в совместном творчестве.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.