Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Экспрессивная алалия. — М.: «Институт общегуманитарных исследований», В






Ковшиков В. А.

Экспрессивная алалия. — М.: «Институт общегуманитарных исследований», В. Секачев, 2001. — 96 с.

Научный редактор: канд. психол. наук, доц. Г.М. Сумченко.

В данном учебном пособии последовательно и полно представлены все разделы учения об одной из самых тяжелых и стойких форм патологии речевой деятельности — экспрессивной алалии.

Свойственный ей симптомокомплекс языковых и неязыковых расстройств оказывает отрицательное влияние не только на речевую коммуникацию, но в определенной мере и на развитие познавательной деятельности, а нередко препятствует достижению значимых для формирующейся личности потребностей и стремлений.

Пособие адресовано студентам дефектологических факультетов с целью научить анализировать характер патологии и находить оптимальные пути ее преодоления. Материал изложен согласно программе спецкурса и с учетом того, что ко времени изучения темы «Алалия» студенты уже имеют достаточную специальную подготовку.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................... 4

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКСПРЕССИВНОЙ АЛАЛИИ И КРАТКАЯ ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКА 5

2. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ................................................... 9

3. ЭТИОЛОГИЯ......................................................................................................................... 16

4. ХАРАКТЕР ПОВРЕЖДЕНИЯ РЕЧЕВОГО АППАРАТА.............................................. 26

5. МЕХАНИЗМ.......................................................................................................................... 33

6. СИМПТОМАТИКА.............................................................................................................. 62

7. КЛАССИФИКАЦИЯ............................................................................................................ 83

8. ТЕЧЕНИЕ............................................................................................................................... 84

9. ДИАГНОСТИКА И ПРОГНОЗ........................................................................................... 90

10. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 92

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................................... 103


ВВЕДЕНИЕ

Экспрессивная алалия[1] (по другой терминологии — моторная алалия, афазия развития, врожденная афазия и проч.) — одна из тяжелых и стойких форм патологии речевой деятельности. Многие дети с алалией не овладевают языком и остаются неговорящими или почти неговорящими даже ко времени поступления в школу.

Свойственный им сложный симптомокомплекс языковых и неязыковых расстройств оказывает отрицательное влияние не только на речевую коммуникацию, но в определенной степени и на развитие познавательной деятельности, некоторых сторон личности, а нередко препятствует достижению значимых для формирующейся личности потребностей и стремлений.

Эти факты говорят о том, что студенту-дефектологу необходимы разносторонние и глубокие знания об этой форме патологии речевой деятельности, чтобы в будущей практической работе уметь анализировать характер патологии и находить оптимальные пути ее преодоления.

Пособие адресовано студентам логопедического отделения; при соответствующей подготовке оно может быть использовано и студентами других отделений дефектологического факультета.

Материал излагается согласно программе спецкурса и с учетом того, что ко времени изучения темы «Алалия» студенты уже овладели необходимыми сведениями по ряду учебных дисциплин, которые позволяют усвоить эту тему.

Сделана попытка представить в основном современное состояние предмета обсуждения. Во многих разделах пособия описываются разные точки зрения на экспрессивную алалию, дается их оценка. Автор настоящей работы либо присоединяется к определенной точке зрения, либо предлагает свою, основанную на результатах его экспериментальных исследований и клинических наблюдений.

Значительное внимание уделено лингвистическому аспекту изучения алалии — одному из наиболее распространенных в настоящее время и перспективных.

Объектами описания намеренно были выбраны дети дошкольного возраста; лишь в некоторых разделах говорится о детях-школьниках. Это объясняется тем, что алалия, как правило, наиболее ярко проявляется у дошкольников и начать знакомство с ней лучше всего именно у детей этого возраста.

Экспрессивная алалия часто существует в структуре различных неврологических и психопатологических расстройств, которые могут оказывать своеобразное влияние на языковые расстройства, скрывая их истинное лицо. Это повлияло на некоторую избирательность в представлении материала: принимая во внимание, что главная задача спецкурса — ознакомить студентов с основными сведениями об экспрессивной алалии, которые должны помочь им ориентироваться в чтении литературы и в будущей практической работе, акцент сделан на описании случаев алалии, при которых не наблюдается сильно выраженных неврологических, психопатологических и других неязыковых расстройств.

Автор выражает глубокую признательность научному редактору и рецензентам, а также сотрудникам бывшей кафедры психопатологии и логопедии ЛГПИ им. А.И. Герцена за их советы, направленные на улучшение пособия. Автор благодарит сотрудников специальных и массовых учреждений, в которых проводились исследования, за создание благоприятных условий работы, а также студентов дефектологического факультета, помогавших проводить некоторые эксперименты.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.