Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ закупок по поставщикам






ОАО «КИМ» работает с достаточно большим количеством поставщиков сырья и материалов, поэтому представим их в виде следующего реестра (таблица 2.3).

 

Таблица 2.3 – Реестр основных поставщиков сырья и материалов в ОАО «КИМ»

Наименование поставщика Город Наименование закупаемого сырья  
ИП " Пармон" Витебск п/эт пакеты  
ООО " Параметрсервис" Минск тесьма (светоотраж. полотно)  
ООО " Курскхимволокно" Курск нить п/а  
РУПП " Гронитекс" Гродно пряжа х/б  
ЧУТП " Эльна" Могилев нить латексная  
ТЧОП " СтройАкваПлюс" Минск тесьма светоотражающая  
ООО " Белхимсеть" Минск парафин  
ООО " Максилайт" Курск нить п/а  
ИП Навродцкий Витебск п/эт пакеты  
РУП " Витпласт" Витебск п/эт пакеты  
ИП Данилюк О.В. Витебск полотно трикотаж., пряжа х/б  
ЗАО " Красный перевал" Ярославль пряжа х/б  
ОАО " Черниговское Химволокно" Чернигов нить эластичная  
ПО " Беларуськалий" Солигорск соль повареная  
ООО " Протонинвест" Смоленск тесьма эластичная  
РУП " Светлогорское ПО " Химволокно" Светлогорск нить п/э  
 
ОАО " Полесье" Пинск пряжа п/ш  
ООО " Союзтекстиль" Ногинск нить п/а, эластичная  
ООО " Тодекс ХХI" Москва тесьма эластичная  
ООО " Химический альянс" Минск хим. продукция  
ООО " Союз" Могилев тесьма эластичная  
ОАО " Лента" Могилев тесьма эластичная  
СООО " Пигмент Запад" Минск красители, хим. продукция  
ООО " Лейбл-экспресс" Минск этикетки  

Источник: собственная разработка на основе реестра поставщиков сырья (материалов) в ОАО «КИМ»

 

Поставки осуществляются на основе контрактов, основными пунктами которого являются: предмет контракта, цена и общая сумма, условия платежа, условия и сроки поставки, качество и комплектность, упаковка и маркировка товара, ответственность, форс-мажорные обстоятельства, арбитраж, прочие условия, порядок отгрузки, тара, ответственность, форс-мажорные обстоятельства, арбитраж, прочие условия.

Поставка товара производится поставщиком в соответствии с письменными заявками покупателя, то есть ОАО «КИМ», согласованными с поставщиком. По письменному согласованию сторон поставки могут быть изменены. Транспортные расходы оговариваются в каждом конкретном случае. Предприятие работает со многими партнёрами по безналичному расчету с отсрочкой платежа.

Проанализируем закупки основных видов сырья по самым крупным поставщикам, используя таблицу 2.4.

Таблица 2.4 – Объемы закупок основных видов сырья за 2, 3 и 4 кварталы 2006 года по поставщикам

Наименование поставщика Наименование закупаемого сырья Ед. измер. Объемы закупок 2006 г. Всего Доля в общем объеме, %
2 кв. 3 кв. 4 кв.
ОАО " Полесье" пряжа п/ш тонн         53, 1
ЗАО " Красный перевал" пряжа х/б тонн         44, 4
ИП Данилюк О.В. полотно трикотажное тонн 0, 6 0, 2 0, 5 1, 3 18, 1
ООО " Курскхимволокно" нить п/а тонн 4, 5 5, 2 5, 3   19, 2
ЧУТП " Эльна" нить латексная тонн 3, 6 3, 6 4, 8    
ОАО " Черниговское Химволокно" нить эластичная тонн 4, 6 5, 6 10, 2 20, 4 48, 6
ООО «ПТО Арготекс» нить капроновая тонн 3, 3 2, 1 2, 4 4, 5 16, 9
ТЧОП " СтройАкваПлюс" тесьма светоотражающая тыс. м         30, 2
ООО " Союз" тесьма эластичная тыс. м         41, 5
СООО " Пигмент Запад" красители тонн 5, 3 5, 2 4, 3 14, 8 61, 2

Источник: собственная разработка на основе планов закупок сырья и материалов

Т.к. на каждый вид сырья приходится не один, а несколько поставщиков, то рассмотрим наиболее основных.

Из таблицы 2.4 видно, что ОАО «Полесье» является самым крупным поставщиком п/ш пряжи, что составляет 53, 1% от общего объема закупаемого сырья, а саамы крупным поставщиком х/б пряжи является ЗАО «Красный перевал», его доля составляет 44%. Поставку полотна трикотажного осуществляет ИП Данилюк О.В., его доля в общем объеме составляет 18, 1%.

Поставками наибольшего количества различных видов нитей занимаются российские предприятия такие как ООО " Курскхимволокно, ЧУТП " Эльна", ОАО " Черниговское Химволокно", ООО «ПТО Арготекс».

Тесьму же поставляют белорусские предприятия - ТЧОП " СтройАкваПлюс", ООО " Союз", они поставляют 30, 2 и 41, 5% тесьмы соответственно. Самым крупным поставщиком красителей является белорусское предприятиеСООО " Пигмент Запад", его доля в общем объеме поставки красителей занимает 61, 2%.

Все эти поставщики сырья сотрудничают с ОАО «КИМ» на протяжении долгого времени. За это время налажены устойчивые, надежные связи и проверена добросовестность партнеров.

Так как важным аспектом в закупке сырья и материалов является цена на это сырьё, то проанализируем цены закупаемой пряжи по поставщикам. Данные представлены в таблице 2.5

Для упрощения анализа данных закупочные цены российских поставщиков были переведены в белорусские рубли и исчислен НДС.

 

 

Таблица 2.5 – Закупочные цены на пряжу х/б, бел.руб.

   
Беларусь

 

Импорт
Линей-ная плот-ность № пряжи Барановичи РУП " БПХО" Гродно РУПП " Гронитекс" Кобрин ПТФ «Ру-чайка» Могилев ЗАО СП " Сопотекс" ОАО " Новочебоксарская фабрика " Пике" (предоплата) Кострома ООО ТД " Кохлома"
Ярославль ЗАО " Красный Перевал"

 

Ногинск ООО " Союзтекстиль" Московская обл. " БПФ" Балашиха
              предоплата свыше 25 т от 5 до 25 т до 5 т   не работают с РБ
    без НДС без НДС без НДС без НДС без НДС без НДС без НДС без НДС без НДС
72*1 14/1                      
50*1 20/1 6060, 7490 5620, 5798                  
29*1 34/1 хл.пэф.льн                      
29*1 34, 5/1 хл.пэф.цв.                      
29*1 34, 5/1 6240, 7560                    
29, 4*1 34/1                     5928-7653
25*1 40/1 6640, 7730                   6002-7803
25*1 40/1хл.пэ.цв       6460 6588              
25*1 40/1хл.пэ.льнСур                      
25*1 40/1 цв.                      
25*1 40/1отбел.                      
20*1 50/1хл.пэф.меланж 6730- 7280                    
20*1 50/1хл.виск                      
20*1 50/1 6850, 8380                   6303-8103
18, 5*1 54/1 8510, 6960                    
18, 5*1 54/1пэф-хл-цв                      
15.4*1 65/1                     6828-8403
18, 5*1 54/1 хл-пэф.цв.                      
15, 4*1 65/1 пэф-виск                      
11, 8*1 85/1 сур                      
18, 5*1 54/1хл-виск-льн                      
29*2 34/2                      
25*2 40/2                     6977-8103
25*2 40/2 хл-пэф       7901-8035              
25*2 40/2 хл.пэф.цв 8400-8500                    
25*2 40/2хл.пэльн.сур                      
18, 5*2 54/2 хл-лен                      
18.5*2 54/2                      
18, 5*2 54/2 хл-лен                      
18, 5*2 54/2хл.виск.лен                      
18.5*2 54/2 пэф.хл.льн                      
15.4*2 65/2                     7428-8929
15, 4*2 65/2 хл.пэф цв.                      
15, 4*2 65/2 цв.                      
11.8*2 85/2                      
11.8*2 85/2 цв.                      
10*2 100/2                      

 

Из таблицы 2.5 видно, что из списка поставщиков как белорусских, так и российских, только одна фирма делает скидки от приобретенного объема сырья, это российская фирма ЗАО «Красный перевал».

Так как ОАО «КИМ» берет на себя все транспортные расходы, независимо от поставщика, то можно осуществлять закупки до 5 тонн у белорусских поставщиков, а свыше 5 тонн – у российских. Но также необходимо учитывать транспортные расходы, связанные с доставкой.

Чаще всего закупка пряжи у российских поставщиков производится в связи с доставкой готовой продукции в эти города и чтобы машина назад не шла пустая, её загружают пряжей, это делается для уменьшения транспортных расходов.

Так как поставка пряжи осуществляется каждый день, либо через день, то для экономии расходов на закупку можно приобретать сырьё большими партиями (более 5 т) у ЗАО «Красный перевал», тем самым, закупая пряжу через больший промежуток времени. Но это не всегда можно осуществить, потому что машина с готовой продукцией, которая идет в Ярославль, часто не превышает 5 т. Чтобы это осуществить, необходимо искать партнеров по сбыту в этом городе, тем самым, используя машины большей вместимости.

Например, пряжу (25*1)40/1хл.пэ.льн.сур. поставляют три белорусские фирмы: РУПП «Гронитекс», ПТФ «Ручайка» и ЗАО СП «Сопотекс». Цены на этот вид сырья заметно отличаются и составляют 9733, 8700 и 7617 бел.руб. соответственно. Если же объем предложения пряжи ЗАО СП «Сопотекс» нас удовлетворяет, то партнерство с этой фирмой необходимо усиливать. Если же нет, то лучше закупать сырьё большими объёмами, но по более высоким ценам, для уменьшения постоянных издержек на единицу закупаемого сырья.

Поставку некоторых разновидностей пряжи осуществляют единичные поставщики, поэтому цены на закупку довольно высокие, возможно это также связано с отсутствием конкуренции между поставщиками по этим разновидностям сырья. В связи с этим, ОАО «КИМ» должен искать новых партнёров, для создания конкуренции между ними, и, следовательно, более выгодного положения для себя.

Определим рейтинг некоторых поставщиков, поставляющих пряжу х/б.

Для определения рейтинга поставщиков специалистам отдела закупок ОАО «КИМ» было предложено по пятибалльной шкале оценить основные критерии поставщиков, представленные в табл.2.6

 

Критерии Коэф. значимости Оценка поставщиков, балл  
РУП " БПХО" РУПП " Гронитекс" ЗАО " Сопотекс" ООО ТД " Кохлома" ЗАО " Красный перевал"  
 
Эксперт №1  
1. Ритмичность поставки 0, 3            
2. Условия расчета 0, 05            
3. Ассортимент 0, 1            
4. Качество товара 0, 15            
5. Цена 0, 05            
6. Место положения 0, 1            
Экперт №2  
1.Ритмичность поставки 0, 3            
2. Условия расчета 0, 05            
3. Ассортимент 0, 1            
4. Качество товара 0, 15            
5. Цена 0, 05            
6. Место положения 0, 1            
Экперт №3  
1. Ритмичность поставки 0, 3            
2. Условия расчета 0, 05            
3. Ассортимент 0, 1            
4. Качество товара 0, 15            
5. Цена 0, 05            
6. Место положения 0, 1            

Источник: собственная разработка на основе ответов экспертов

 

Рассчитаем рейтинг поставщиков на основании ответов эксперта №1:

Р1 (РУП " БПХО")=4*0, 3+4*0, 05+4*0, 1+5*0, 15+3*0, 05+3*0, 1=3

Р2(РУПП " Гронитекс")=4*0, 3+5*0, 05+4*0, 1+5*0, 15+4*0, 05+3*0, 1=3, 1

Р3(ЗАО " Сопотекс")=5*0, 3+4*0, 05+4*0, 1+5*0, 15+4*0, 05+4*0, 1=3, 45

Р4(ООО ТД " Кохлома")=4*0, 3+5*0, 05+2*0, 1+4*0, 15+4*0, 05+1*0, 1=2, 55

Р5(ЗАО " Красный перевал")=4*0, 3+4*0, 05+3*0, 1+5*0, 15+4*0, 05+1*0, 1=2, 75

Рейтинг поставщиков на основании ответов эксперта №2 (рассчитано аналагично):

Р1 (РУП " БПХО")=3, 05

Р2(РУПП " Гронитекс")=3, 35

Р3(ЗАО " Сопотекс")=3, 45

Р4(ООО ТД " Кохлома")=2, 1

Р5(ЗАО " Красный перевал")=2, 8

Рейтинг поставщиков на основании ответов эксперта №3 (рассчитано аналагично):

Р1 (РУП " БПХО")=3, 15

Р2(РУПП " Гронитекс")=3, 35

Р3(ЗАО " Сопотекс")=3, 4

Р4(ООО ТД " Кохлома")=2, 55

Р5(ЗАО " Красный перевал")=2, 85

Общая сумма по всем экспертам:

Р1 (РУП " БПХО")=3+3, 05+3, 15=9, 2

Р2(РУПП " Гронитекс")=3, 1+3, 35+3, 35=9, 8

Р3(ЗАО " Сопотекс")=3, 45+3, 45+3, 4=10, 3

Р4(ООО ТД " Кохлома")=2, 55+2, 1+2, 55=7, 2

Р5(ЗАО " Красный перевал")=2, 75+2, 8+2, 85=8, 4

Из расчетов видно, что первое место среди поставщиков пряжи х/б занимает могилёвское ЗАО «Сопотекс», второе – гродненское РУПП «Гронитекс», третье место занимает барановическое РУП «БПХО», а четвёртое и пятое места заняли российские фирмы ЗАО «Красный перевал» и ООО ТД «Кохлома» соответственно.

 

 

3 Прогнозирование рынка закупок ОАО «КИМ»

Рынок – явление сложное, многоструктурное, динамичное и по своим масштабам достаточно обширное. Поэтому получить достоверную информацию о нем достаточно сложно, а спрогнозировать изменения, которые ожидаются в будущем, с большой долей вероятности, практически невозможно. Для глубокого и детального изучения рынка, а также разработки прогнозов его дальнейшего развития используют различные математические, статистические, экспертные, фактографические и другие методы анализа.

Спрогнозировать рынок закупок ОАО «КИМ» попытаемся, используя построение дерева целей и экспертный метод прогнозирования.

Сущность экспертных методов прогнозирования состоит в организованном сборе суждений и предположений специалистов (экспертов) по рассматриваемому вопросу с последующей обработкой ответов и приведению их к виду, наиболее удобному для формирования прогноза. Эти методы прогнозирования достаточно просты и популярны.

Построим дерево целей для ОАО «КИМ».

Как видно из рисунка 3.1, для расширения рынка закупок ОАО «КИМ» необходимо более тщательное его изучение, а также укрепление финансового состояния предприятия.

Для тщательного изучения рынка необходимо периодически проводить маркетинговые исследования. Однако стоит вопрос, кем их осуществлять. Предприятию необходимо оценить, может ли оно позволить себе иметь в составе маркетинговой службы подразделение, функции которого бы являлась организация и проведение маркетинговых исследований ранка закупок. Однако следует учесть, что иногда предприятию невыгодно самостоятельно проводить масштабные исследования, требующие участия высококвалифицированных специалистов, специальных программ ЭВМ, проведение больших опросов. Возможно, лучшим вариантом является передача этих функций специализированным фирмам. Так как при этом: во-первых, нет необходимости создавать многочисленный коллектив специалистов, владеющих приемами сбора информации и экономического и статистического анализа, обеспечить их соответствующим оборудованием; во-вторых, специализированные фирмы имеют опыт исследовательской деятельности в конкретных областях маркетинга, необходимые связи и т.п.; в-третьих, многие такие фирмы располагают специальными банками программ и моделей.

 

Рисунок 3.1 – Дерево целей

Источник: собственная разработка

 

В связи с неустойчивым финансовым состоянием, предприятие стремится работать с поставщиками, согласными предоставлять отсрочку платежа. Для укрепления финансового состояния, как видно из таблицы 3.1, предприятию необходимо более эффективно использовать основные фонды, ужесточить контроль за эксплуатационными расходами, не допускать неоправданных непроизводительных расходов либо, по возможности, их минимизировать. Для более эффективного решения этой задачи специалистам предприятия, занимающимся этими вопросами, необходимо детально проанализировать сложившуюся ситуацию на предприятии, выявить причины, повлекшие ухудшение финансового состояния. Возможно, необходимо обновить парк оборудования на менее энергоемкий, обеспечить выполнение мероприятий по энергосбережению, рационально использовать трудовые ресурсы и т. п.

Для оценки текущей и перспективной рыночной ситуации специалистам отдела закупок ОАО «КИМ» было предложено по пятибалльной шкале оценить основные характеристики рынка закупок, представленные в табл.3.1

Таблица 3.1 – Результаты опроса специалистов (экспертов)

Характеристики рынка закупок Оценки экспертов (Оi), балл Сумма баллов  
текущее перспективное текущ. перспект.  
№1 №2 №3 №4 №5 №1 №2 №3 №4 №5  
1. Объём предложения                          
 
2.Устойчивость цен                          
 
3. Разнообразие ассортимента                          
 
4. Условия оплаты                          
 
5.Кач-во сырья                          
 
6. Наличие посредников                          
 

 

Коэффициент значимости (Кзн) Общее количество по данной характеристике: * Кзн
текущ. перспективн.
0, 13 2, 6 2, 6
0, 22 4, 4 5, 06
0, 17 3, 74 4, 08
0, 22 3, 96 4, 84
0, 22 5, 28 5, 5
0, 04 0, 36 0, 48


Источник: собственная разработка на основе ответов экспертов

Из полученных данных видно, что эксперты ожидают улучшения рыночной ситуации по всем характеристикам, за исключением объема предложения, который, по их мнению, окажется на прежнем уровне. Высокие суммарные оценки по этой характеристике свидетельствуют о том, что на данный момент времени рынок закупок представлен большим количеством поставщиков, предлагающих высококачественное сырье.

Наиболее предпочтительными характеристиками ранка для специалистов по результатам опроса оказались: Устойчивость цен, Условия оплаты и Разнообразие ассортимента. Причем по всем эксперты прогнозируют улучшение. Большую значимость такой характеристики рынка, как условия оплаты, можно объяснить тем, что предприятие отдает предпочтение поставщикам, предлагающим отсрочку платежа, и планирует, что в перспективе количество поставщиков, согласных работать на таких условиях, увеличится.

Самой неактуальной характеристикой по данным таблицы является наличие посредников, присутствующих на рынке, хотя специалисты прогнозируют увеличение их количества в будущем, однако предпочитают работать непосредственно с производителями сырья и материалов.

 

Заключение

Подробно изучив рынок закупок ОАО «КИМ» можно сделать следующие выводы.

На ОАО «КИМ» коммерческую деятельность по закупкам сырья и материалов осуществляет отдел материально-технического снабжения (ОМТС). Он занимается выявлением и изучением источников закупок, а также поиском поставщиков. В период со 2 по 4 квартал 2006 года наблюдались изменения в объемах закупок. Закупки сырья и материалов то увеличивались, то уменьшались в зависимости от ориентации предприятия на сезоны года. В структуре закупок значительных изменений не наблюдалось, за исключением изменений в видах пряжи, что также связано с сезонностью.

Самыми крупными поставщиками ОАО «КИМ» являются ОАО " Полесье", ЗАО " Красный перевал", ИП Данилюк О.В., ООО " Курскхимволокно", ЧУТП " Эльна", ОАО " Черниговское Химволокно", ООО «ПТО Арготекс», ТЧОП " СтройАкваПлюс", ООО " Союз", и СООО " Пигмент Запад". Поставки осуществляются на основе контрактов в соответствии с письменными заявками покупателя, то есть ОАО «КИМ», согласованными с поставщиками.

Работу по оценке и выбору поставщиков ежегодно осуществляет ОМТС. При необходимости к работе привлекаются специалисты других подразделений предприятия. Основной целью оценки и выборов поставщиков является определение их способности выполнять требования к закупаемому сырью, материалам и комплектующим для установления устойчивых долговременных отношений, а также определение объемов и характера входного контроля. На ОАО «КИМ» в основном имеют место традиционные поставки: с основными поставщиками сырья и материалов налажены долговременные связи. Поиск новых поставщиков имеет место лишь в случаях необходимости закупки нового сырья, либо в связи с наличием поставщиков, предлагающих более выгодные условия поставки. Информацию о новых поставщиках получают путем выезда на ярмарки, поиска в Интернете, либо поставщики, желающие сотрудничать с ОАО «КИМ», сами присылают прайс – листы. Выбор альтернативных поставщиков осуществляется на основе их всестороннего оценивания с точки зрения надежности как деловых партнеров.

По мнению специалистов ОМТС на данный момент времени рынок закупок представлен большим количеством поставщиков, предлагающих высококачественное сырье. Однако из-за нестабильного финансового состояния предприятие стремится работать с поставщиками, согласными предоставлять отсрочку платежа. В перспективе специалисты ожидают улучшения рыночной ситуации.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.