Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом. составляет основу для работы Комитета публичной отчетности






составляет основу для работы Комитета публичной отчетности. Ау­диторская служба во главе с Генеральным контролером и аудито­ром также является частью системы финансового контроля в стра­нах Британского Содружества наций (например в Индии, Австра­лии и др.).

Объектом контроля парламента является не только финансовая деятельность государственных органов и должностных лиц, но и политических партий, получающих финансовые средства от госу­дарства на осуществление текущей и предвыборной работы. Напри­мер, во Франции бюро Национального Собрания или Сената еже­годно рассматривает отчеты политических партий, в которых ука­зываются суммы и источники поступлений, а также расходы в со­ответствии с их характером. Нарушение партиями установленного порядка отчетности влечет за собой утрату права на получение фи­нансовых средств от государства. В Итальянском Парламенте кон­троль за финансовой деятельностью политических партий осущест­вляет председатель Палаты депутатов при участии председателя Се­ната и двух официальных ревизоров. Партии публикуют ежегодный отчет об исполнении своего бюджета. Закон определяет структуру бюджета партии, в соответствии с которой отдельно отражаются статьи доходов и расходов с перечислением их видов. В отчете обя­зательно указываются все добровольные взносы на сумму большую, чем это определено законом, с перечислением имен физических и юридических лиц, предоставивших эти средства. Председатель нижней палаты докладывает о результатах контроля на совместном заседании палат. В случае обнаружения нарушений финансовой дисциплины Парламент приостанавливает государственное финан­сирование деятельности политических партий до тех пор, пока не будут устранены допущенные нарушения.

Счетная палата — это государственное учреждение, функциони­рующее в ряде стран континентальной Европы как высший кон­трольный орган финансовой отчетности.

Правовое положение Счетной палаты неодинаково. Так, напри­мер, в Сенегале функции Счетной палаты выполняет Третий отдел Верховного Суда Сенегала (финансовый и счетный отдел). Соглас­но ст. 100 Конституции Италии Счетная палата является содейст­вующим (вспомогательным) органом правительства, но независима от него и обладает согласно ст. 103 юрисдикционными полномо­чиями. В Испании Счетная палата несет прямую ответственность перед Генеральными кортесами и осуществляет свои функции по поручению кортесов (ст. 136 конституции Испании), вместе с тем согласно закону от 5 апреля 1988 г. «О функционировании Счетной палаты» она обладает инспекторскими и судебными полномочиями. Правовой статус Счетной палаты ЕС, независимого института фи­нансового контроля, определен подразделом 5 Договора об учреж­дении Европейского сообщества. В Японии функции Счетной па­латы выполняет Ревизионная палата, создание которой было преду­смотрено еще Конституцией 1889 г. и правовые основы деятельно-

______ Глава 24. Финасовый контроль в зарубежных странах 519

ста которой закреплены в законе 1947г. «О Ревизионной палате». В Швейцарии контроль за исполнением бюджета возложен на спе­циальный орган Федерального Финансового контроля. Аналогич­ными со Счетной палатой функциями и полномочиями в Велико­британии обладает Генеральный контролер и аудитор, возглавляю­щий Государственное ревизионное ведомство, в Канаде — Главный аудитор и возглавляемое им Управление Главного аудитора — орган Палаты общин, в США — Главное контрольно-ревизионное управ­ление.

Сравнивая компетенцию счетных палат ряда европейских стран, можно выделить две основные позиции, характеризующие их полномочия: 1) право проверки финансовой документации госу­дарственных органов, организаций и предприятий публичного сек­тора; 2) обязанность ежегодно направлять парламенту отчет о реви­зиях с указанием допущенных финансовых нарушений и мерах от­ветственности за их совершение. Финансовые проверки счетных палат, как правило, включают: а) выявление точности цифровых данных; б) установление соответствия деятельности государствен­ных органов и организаций имеющимся нормативным предписани­ям; в) определение экономичности, рентабельности и целесообраз­ности конкретного вида финансовой деятельности. Анализ нацио­нального законодательства позволяет увидеть особенности финан­совой юрисдикции счетных палат. В Австрии в развитие общих форм контроля Счетная палата проверяет: 1) финансовую деятель­ность, связанную с благотворительными и иными фондами, управ­ление которыми осуществляется органами Федерации; 2) проверяет финансовую деятельность представителей органов социального страхования, а также предприятий, организуемых Федерацией и другими субъектами права, если последним принадлежит не ме­нее 50% первоначального капитала. Председатель Счетной палаты обладает правом подписи всех документов по финансовым обяза­тельствам Федерации. Наличие такой подписи означает правомер­ность соответствующих действий компетентных государственных органов. В Италии в соответствии со ст. 100 Конституции Счетная палата наряду с контролем за финансовой деятельностью государ­ственных органов, организаций и предприятий осуществляет пред­варительный контроль за законностью актов правительства1. Во Франции на основании ст. 47 Конституции и в соответствии с законом Счетная палата не только обладает административной компетенцией, контролируя наряду с парламентом и правительст­вом исполнение финансовых законов, но и в качестве органа адми­нистративной юстиции обладает судебной компетенцией в отноше-

Счетная палата регистрирует декреты правительства в общем порядке или с оговоркой. Регистрация декретов с оговоркой означает, что Счетная палата считает их несоответствующими действующим законам. Такая регистрация до­пускает исполнение декрета под политическую ответственность правительства. См.: § 148—150 Регламента Палаты Депутатов от 18 февраля 1971 г. / В кн.: Ита­лия. Конституция и законодательные акты. М., 1988.

i VII






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.