Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом. шения на основе простого большинства голосов, хотя Устав преду­сматривает здесь и возможность иного порядка принятия решений






шения на основе простого большинства голосов, хотя Устав преду­сматривает здесь и возможность иного порядка принятия решений. При равном распределении голосов голос президента ЕЦБ является решающим. Президент ЕЦБ осуществляет общее руководство дея­тельностью секретариата банка и представляет ЕЦБ в отношениях с другими организациями.

Наряду с основными органами. ЕЦБ были образованы специаль­ные комитеты, состоящие из представителей ЕЦБ и национальных банков государств-членов с целью «содействия в работе Европей­ской системы центральных банков» (ст. 9 Правил Процедуры). Совет Управляющих определяет мандаты комитетов ЕСЦБ и назначает их руководителей. По общему правилу, возглавляют комитеты предста­вители ЕЦБ. Как Совет Управляющих, так и Правление имеют пра­во требовать от комитетов изучения определенных вопросов. Коми­теты ЕСЦБ отчитываются перед Советом Управляющих через Прав­ление. Исключение установлено для комитета по надзору за банков­ской деятельностью, который не обязан передавать доклады в Правление в случаях, когда он является форумом для консульта­ций по вопросам, не относящимся к компетенции ЕСЦБ, как это определено в Договоре и Уставе (ст. 9.3 Правил Процедуры).

Еще один орган ЕЦБ — Генеральный Совет (General Council) — создан в целях координации кредитно-денежной поли­тики на территории всех стран ЕС. В его состав входят президент ЕЦБ, вице-президент ЕЦБ и управляющие всеми Центральными банками стран — членов ЕС. Генеральный Совет наделен полномо­чиями, которые в 1994—1998 гг. принадлежали Европейскому валют­ному институту (предоставление статистической отчетности, подго­товка годовых финансовых отчетов, правила приема на работу в ЕЦБ и др.), и, в принципе, будет существовать до тех пор, пока все страны ЕС не станут участницами Еврозоны. Очевидно, что роль Генерального Совета возрастет с перспективным расширением ЕС.

ЕЦБ является первым общеевропейским квазифедеральным кре­дитно-финансовым учреждением, которое получило наднациональ­ные права в сфере осуществления валютной политики. Во всех странах ЭВС он пользуется национальным режимом, который при­меняется к другим финансовым учреждениям. Кроме того, на ЕЦБ распространяются привилегии и иммунитеты, определенные в До­говоре о ЕС и других нормативных актах.

Помимо своих основных денежно-кредитных функций Евро­банк осуществляет и другие важные функции. В частности, с ЕЦБ необходимо согласовывать все готовящиеся нормативные акты ЕС по вопросам, входящим в компетенцию банка. ЕЦБ собирает и анализирует статистическую информацию по вопросам экономи­ки и финансов. Не реже одного раза в квартал ЕЦБ составляет и публикует отчеты о результатах деятельности ЕСЦБ, а сводный финансовый отчет ЕСЦБ должен издаваться еженедельно. ЕЦБ также предоставляет ежегодные доклады о деятельности ЕСЦБ, де­нежно-кредитной и валютной политике за предыдущий и текущий

______ Глава 23. Правовые основы банковской деятельности 513

годы Европейскому парламенту, Совету и Комиссии, а также Евро­пейскому Совету. Все эти доклады и отчеты доступны любому за­интересованному лицу на безвозмездной основе.

С началом третьего этапа построения ЭВС только ЕЦБ имеет исключительное право санкционировать эмиссию банкнот в рамках Европейского Союза. На практике государства-члены сами выпус­кают монеты, но это делается лишь при условии одобрения со сто­роны ЕЦБ объемов эмиссии.

Для полноценной реализации возложенных на него функций Европейский центральный банк располагает необходимым юриди­ческим инструментарием. В соответствии со ст. 108а Договора о ЕС он имеет право:

• разрабатывать регламенты в пределах, необходимых для вы­полнения задач, указанных в Договоре о ЕС и в случаях, которые будут установлены в других актах Совета;

• принимать решения,, необходимые для осуществления задач, возложенных на ЕСЦБ Договором о ЕС и Уставом;

• разрабатывать рекомендации и давать заключения по вопро­сам, входящим в компетенцию ЕЦБ.

Интересен вопрос о взаимоотношении ЕЦБ с другими структу­рами ЕС. Хотя ст. 4 Договора о ЕС не причисляет ЕЦБ к числу «институтов» Сообщества (в качестве таковых называются только Европейский парламент, Совет, Комиссия, Суд ЕС и Счетная пала­та), многие специалисты небезосновательно рассматривают его как институт ЕС1.

В рамках механизма «сдержек и противовесов» деятельность ЕЦБ осуществляется наряду с Советом министров экономики и финансов, Советом Евро—12, Экономическим и финансовым ко­митетом, а также Комиссией и Европейским парламентом.

Совет министров экономики и финансов (ЭКОФИН) отвечает за общие вопросы координации экономической политики. Совет Евро—12 состоит из министров экономики и финансов стран ва­лютного союза и отвечает за решение оперативных вопросов разви­тия ЭВС, формирование общей согласованной политики в рамках «Большой восьмерки» и Международного валютного фонда (МВФ). Экономический и финансовый комитет (ЭФЮ) в составе 34 членов (руководители Центральных банков, министры финансов, члены Комиссии ЕС), пришедший в 1999 г. на смену Валютному комитету ЕС, готовит рабочие заседания ЭКОФИНа.

Комиссия в рамках своей компетенции осуществляет общую координацию экономической политики, готовит рекомендации и предложения по различным аспектам макроэкономической поли­тики, осуществляет мониторинг за выполнением необходимых эко­номических и финансовых нормативов. ЕЦБ в своей оперативной деятельности учитывает позицию Комиссии по тем или иным во­просам финансовой политики.

Европейский парламент утверждает руководство ЕЦБ и заслу-

См.: Хартли Т.К. Основы права Европейского сообшестпа. М., 1998.

514 Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом

шивает ежегодные отчеты Европейского банка и ЭКОФИНа, обсу­ждает рекомендации Комиссии в сфере банковской политики, оп­ределяет стратегические направления развития валютного союза и формулирует соответствующую стратегию в финансовой сфере. Профильные парламентские комитеты поддерживают постоянный контакт с ЕЦБ, и в частности с его Правлением.

Финансовый год ЕЦБ начинается 1 января и заканчивается 31 декабря календарного года. Собственный капитал ЕЦБ согласно Уставу составляет 5 млрд евро. На 1 января 2001 г. уставный капи­тал было проплачен в размере 4, 049 млрд евро в следующем про­центном соотношении по странам: Германия — 24, 49%, Фран­ция - 16, 83%, Италия- 14, 89%, Испания - 8, 89%, Нидерла»-ды — 4, 27%, Бельгия — 2, 86%, Австрия — 2, 35%, Греция — 2, 05%, Португалия — 1, 92%, Финляндия — 1, 39%, Ирландия — 0, 84%, Люксембург — 0, 14%'. Дополнительно Великобритания, Дания и Швеция внесли в уставный капитал ЕЦБ 47, 5 млн евро и таким образом увеличили суммарный уставный капитал ЕЦБ до 4 096, 5 млрд долл. Взнос этих трех стран значительно меньше в абсолют­ных размерах взносов стран ЭВС вследствие того, что они пока не входят в еврозону.

Помимо уставного капитала ЕЦБ располагает валютными акти­вами, эквивалентными 40 млрд евро. Эти деньги были предоставле­ны Центральными банками стран еврозоны для решения главных задач ЕЦБ — сохранения стабильности цен и поддержания адекват­ного курса евро на мировых валютных рынках.

История деятельности ЕЦБ насчитывает пока всего несколько лет, но даже за это небольшое время были осуществлены глобаль­ные преобразования в финансовой системе 12 европейских стран. Прошедшие преобразования в рамках процесса формирования ва­лютного союза поражают своим размахом и глубиной. Очевидно, что ЭВС, который продолжает совершенствоваться и развиваться, будет оказывать все большее и большее влияние не только на ми­ровые финансовые рынки, но и на многие политические процессы в Европе и мире в XXI в.

Контрольные вопросы:

1. Что такое банковская система, каковы ее элементы?

2. Каково правовое положение Центральных банков зарубежных стран?

3. В чем заключается политическая и экономическая независимость Центрааьных банков9

4. Какими полномочиями наделяются Центральные банки зарубеж­ных стран?

5. Назовите единые Центральные банки. Какие функции они вы­полняют?

См http //www ecb int.

Глава 24. Финансовый контроль в зарубежных странах

Финансовый контроль представляет собой осуществляемую го­сударственными органами, а также полномочными негосударствен­ными органами форму государственного контроля за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределе­ния и использования ресурсов всех звеньев финансовой системы.

Теория финансового права рассматривает следующие формы финансового контроля.

1. В зависимости от времени проведения различают предвари­тельный контроль (a priori), текущий и последующий финансовый контроль (a posteriori)1.

2. В зависимости от места проведения контроль имеет форму выездных или камеральных проверок. Выездные проверки состоят в выезде контролеров к проверяемым с целью ознакомления с ус­ловиями исполнения финансовых операций. Камеральные провер­ки заключаются в проверке подтверждающих документов и бухгал­терских счетов и в их сопоставлении.

3. В зависимости от содержания финансовый контроль подраз­деляется, в частности, на бюджетный, налоговый, банковский, ва­лютный, таможенный контроль.

4. В зависимости от органа, осуществляющего контроль, разли­чают контроль парламентский, административный, судебный и банковский.

Нормативно-правовую основу деятельности по осуществлению финансового контроля составляют: а) конституции; б) регламенты палат парламента; в) законы и подзаконные акты, определяющие организацию, структуру и компетенцию органов финансового кон­троля; г) другие законы, регулирующие порядок получения отчетов об использовании государственных финансовых ресурсов, предос­тавляемых негосударственным организациям (например политиче­ским партиям).

§ 1. Парламентский контроль

Парламент. Парламентский контроль в области финансов осу­ществляется в четырех основных формах.

1. Рассмотрение проекта бюджета и отчета о его исполнении на пленарном заседании. Это форма непосредственного контроля,

Предварительный контроль осуществляется при составлении проектов бюд­жетных документов и при открытии кредитов для перечисления бюджетных средств; текущий контроль — в процессе исполнения бюджета, последующий кон­троль проводится по результатам исполнения расходных и доходных статей бюджета с целью установления законности и эффективности произведенных финансовых операции

516 Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом _____

осуществляемая парламентом в отношении правительства в целом и отдельных его министров, прежде всего Министра финансов. Данная форма контроля имеет универсальное значение и применя­ется парламентами всех стран мира.

2. Деятельность парламентских комитетов, функционирующих постоянно (например бюджетные комитеты), и контрольных коми­тетов (комиссий), создаваемых для рассмотрения конкретных во­просов финансовой деятельности различных государственных орга­нов. Комитеты, осуществляющие финансовый контроль, имеют свои особенности в различных государствах как по порядку форми­рования, так и по компетенции. В Великобритании контроль со сто­роны парламентских комитетов осуществляет Комитет публичной отчетности, избираемый в составе 15 человек Парламентом в нача­ле каждой сессии. Во главе Комитета по традиции стоит представи­тель оппозиции. Комитет имеет широкие полномочия в области финансового контроля. В его компетенцию входит: а) рассмотрение докладов Генерального контролера и аудитора с целью определения эффективности и экономической обоснованности различных на­правлений правительственной политики, выявление фактов кор­рупции среди государственных служащих и случаев употребления не по назначению государственных финансовых ресурсов; б) кон­троль за правильностью и необходимостью расходов правительст­венных ведомств, суммы которых испрашиваются у парламента до­полнительно к сметам текущего финансового года. Свои выводы и рекомендации Комитет направляет Парламенту, который посвя­щает один день в ходе каждой сессии их обсуждению. Комитеты публичной отчетности, аналогичные английскому, существуют в Парламентах Австралии и Индии. Следует заметить, что в странах Британского Содружества система финансового контроля в целом в значительной мере воспринимает английскую модель.

Во Франции парламентский контроль осуществляется через по­стоянные и временные комиссии обеих палат Парламента. В Сена­те контрольные функции осуществляют Комиссия по вопросам экономики и плана и Комиссия финансов, контроля за бюджетом и экономическими счетами нации. В Национальном Собрании на постоянной основе действует Комиссия финансов, общих проблем экономики и плана. В ее функции входит контроль за: а) доходами и расходами государства; б) исполнением бюджета; в) использова­нием государственного имущества; г) финансовым состоянием го­сударственных предприятий; д) кредитными операциями государст­венных органов.

Парламент также может создавать временные комиссии для осуществления контроля за финансовой деятельностью национали­зированных предприятий и предприятий с государственным капи­талом свыше 50%.

В ФРГ основные финансово-контрольные функции парламента осуществляет Бюджетная комиссия Бундестага, к полномочиям ко­торой, в частности, относится: а) участие в заседаниях правительст-

______ Глава 24. Финасовый контроль в зарубежных странах 517

ва, посвященных вопросам исполнения бюджета; б) осуществление текущего контроля за исполнением бюджета, включающего рас­смотрение ежеквартального отчета Министерства финансов о про­изведенных расходах по бюджету; в) решение вопросов открытия кредитов для правительства, предоставление которых влечет за со­бой увеличение расходных статей бюджета.

3. Контроль посредством депутатских запросов осуществляется в парламентах всех стран мира и представляет собой форму текуще­го контроля депутатов за финансовой деятельностью администра-^ ции. Следствием депутатского запроса может быть создание реви-* зионной комиссии палаты парламента с целью проверки финансо­вой деятельности различных правительственных учреждений.

4. Контроль со стороны специальных уполномоченных, изби­раемых парламентом или назначаемых по его представлению. На­пример, в Швеции из состава депутатов Риксдага избирается 12 ре­визоров, в компетенцию которых входит проверка финансовой дея­тельности государственных органов, а по решению Парламента и любой иной деятельности администрации. В Исландии § 43 Кон­ституции устанавливает: «Альтинг выбирает на началах пропорцио­нального представительства трех платных ревизоров, которые еже­годно проверяют национальные доходы и расходы в целях установ­ления, все ли доходы включены и не было ли неразрешенных рас­ходов. Ревизоры (аудиторы) могут, каждый отдельно или совместно, требовать предоставления всяких докладов и докумен­тов, которые они сочтут необходимыми. Отдельные отчеты за дан­ный финансовый год объединяются после этого в одну общую от­четность и вносятся на рассмотрение альтинга с замечаниями реви­зоров». Аналогичные функции выполняют ревизоры в Парламентах Дании и Норвегии.

В Великобритании наряду с Комитетом публичной отчетности парламентский финансовый контроль осуществляется Генеральным контролером и аудитором. В функции Генерального контролера и аудитора входит: а) контроль за выделением денежных средств правительственным ведомствам, т.е. прежде чем отдать распоряже­ние в Банк Англии осуществить соответствующие платежи в пользу государственного учреждения Генеральный контролер и аудитор должен удостовериться, что эти средства для министерства преду­смотрены законом и все требования закона в этой связи соблюде­ны; б) проверка финансовой отчетности министерств, ведомств, а также различных публичных корпораций (например университе­тов). Проверки осуществляются через государственно-аудиторскую службу с целью определить соответствие расходов направлениям деятельности, установленных в парламентском акте, и выявить эко­номическую обоснованность и эффективность расходования денеж­ных средств на соответствующие цели. Для осуществления этих за­дач закон наделяет аудитора правом получать необходимые финан­совые документы. По результатам проверок Генеральный контро­лер и аудитор направляет в Палату общин доклад, который






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.