Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом. Президент ЕВИ назначался с общего согласия руководителей государств — членов ЕС по рекомендации комитета управляющих Центральных банков государств-членов или






Президент ЕВИ назначался с общего согласия руководителей государств — членов ЕС по рекомендации комитета управляющих Центральных банков государств-членов или Совета ЕВИ после консультаций с Европейским парламентом и Советом ЕС. Прези­дент назначался из числа лиц, обладавших общепризнанной репу­тацией и профессиональным опытом в финансовых и банковских делах. В соответствии с Уставом ЕВИ его президентом мог стать только гражданин одного из государств — членов ЕС. Совет ЕВИ также назначал вице-президента ЕВИ, срок полномочий которого, как и президента ЕВИ, составлял 3 года.

Членами ЕВИ являлись Центральные банки государств — чле­нов ЕС. В качестве Центрального банка Люксембурга рассматри­вался Валютный институт Люксембурга. С учреждением ЕВИ ранее созданные Комитет управляющих центробанками и Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС) были упразднены. Все ак­тивы и обязательства ЕФВС автоматически перешли к ЕВИ.

Главными задачами ЕВИ согласно ст. 4 Устава были определе­ны следующие: 1) укрепление сотрудничества между национальны­ми центральными банками; 2) укрепление координации валютной политики государств-членов с целью обеспечения стабильности цен; 3) ведение контроля за функционированием Европейской ва­лютной системы (ЕВС); 4) консультирование по вопросам, относя­щимся к компетенции национальных центральных банков и воз­действующим на стабильность финансовых институтов и рынков; 5) принятие на себя задач Европейского валютного фонда сотруд­ничества, который ликвидировался в соответствии с процедурой, изложенной в Уставе ЕВИ; 6) содействие использованию ЭКЮ и надзор за его обращением, в том числе функционированием кли­ринговой системы ЭКЮ.

Кроме того, ЕВИ должен был: а) вести регулярные консульта­ции относительно курса валют и использования средств валютной политики; б) консультироваться с национальными денежно-кредит­ными учреждениями перед принятием решений об общей стратегии валютной политики.

В процессе подготовки третьего этапа развития Экономическо­го и валютного союза ЕВИ осуществил следующие мероприятия: а) разработал инструменты и методы, необходимые для проведения единой валютной политики на третьем этапе; б) способствовал со­гласованию в случае необходимости правил и практических мето­дов сбора, составления и распространения статистических данных в регионах в пределах своей компетенции; в) подготовил правила деятельности национальных центробанков в структуре ЕСЦБ; г) со­действовал эффективному функционированию трансграничных платежей; д) контролировал техническую подготовку выпуска банк­нот ЕВРО.

Нужно отметить, что в общем плане полномочия ЕВИ не носи­ли императивный характер. Согласно ст. 15 Устава заключения и рекомендации ЕВИ не имели обязательной силы. На практике

______ Глава 23. Правовые основы банковской деятельности 509

ЕВИ мог устанавливать ориентиры, определяющие методы осуще­ствления условий, необходимых для выполнения функций ЕСЦБ на третьем этапе построения ЭВС. Однако даже эти совместно со­гласованные ориентиры не имели обязательной силы.

Собственные средства ЕВИ были образованы из взносов нацио­нальных центральных банков согласно критериям, указанным в ст. 29.1 Устава ЕСЦБ (сумма в 615573495 ЭКЮ). Совет ЕВИ принимал перед началом каждого финансового года ежегодный бюджет. Годовые отчеты об исполнении бюджета утверждались Сек-ветом ЕВИ и затем публиковались в официальном вестнике. Еже­годная отчетность ЕВИ подлежала проверке независимыми аудито­рами, утвержденными Советом ЕВИ. Любые образовавшиеся из­лишки по результатам финансового года ЕВИ частично переводи­лись в общий резервный фонд ЕВИ, а остаток подлежал распределению между национальными Центральными банками. ЕВИ был ликвидирован по учреждении ЕЦБ, т.е. с 1 июля 1998 г. Все его активы и обязательства автоматически перешли к ЕЦБ.

Создавая ЕВИ, Европейский Союз ставил целью создать доста­точно независимый и полноценный орган для решения текущих проблем проведения единой валютной политики. Именно он дол­жен был стать предшественником институтов, появившихся на третьем этапе ЭВС. Представляется, что за период своего функцио­нирования с января 1994 г. по 30 июня 1998 г. ЕВИ успешно спра­вился с поставленными задачами и подготовил необходимые усло­вия для учреждения и функционирования ЕЦБ как центрального ядра ЕСЦБ.

Важные события в жизни Европейского Союза произошли в 1995 г., когда в состав ЕС вошли Австрия, Швеция и Финлян­дия. В мае того же года Комиссия ЕС опубликовала так называе­мую «Зеленую книгу по практическим вопросам введения единой валюты», в которой был достаточно подробно изложен сценарий поэтапного строительства валютного союза. «Зеленая книга» со­держала проект перехода к единой валюте, состоящего из трех фаз. Фаза «А» была ознаменована принятием 2 мая 1998 г. Евро­пейским советом решения о том, какие государства допускаются к переходу на ЕВРО с начала третьей стадии становления ЭВС. В ходе фазы «А» был упразднен ЕВИ, взамен которого были соз­даны ЕСЦБ и ЕЦБ; были приняты конкретные решения в отно­шении денежной и валютной политики, в частности по поводу ва­лютного курса ЕВРО. В «Зеленой книге» предусматривалось, что продолжительность фазы «А» не должна превышать 12 меся­цев — на практике она длилась около 7 месяцев. 1 января 1999 г. начался третий этап валютной интеграции и следующая его фаза. Курсы национальных валют были жестко зафиксированы по отно­шению к ЕВРО, который становился самостоятельной денежной единицей. Фаза «В» заканчивалась 31 декабря 2001 г., ' после нее начиналась фаза «С» — переход на наличные ЕВРО и изъятие из обращения национальных денежных знаков, который должен был






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.