Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 21. Основы бюджетного права и процесса






министерств и ведомств. Важная роль в работе Комитета принадле­жит Контролеру и генеральному аудитору — специальному доля< но-стному лицу, осуществляющему свои полномочия от имени Палаты общин и несущему ответственность перед ней.

Контролер и генеральный аудитор осуществляет проверку пра­вильности расходования средств, ассигнуемых парламентом, кон­троль за использованием средств Консолидированного фонда, так­же он вправе отказать в выдаче средств из фонда, если соответст­вующие расходы не санкционированы парламентом. Результаты проверок представляются Комитету по государственной отчетности" Контролер и генеральный аудитор возглавляет Государственное ре­визионное ведомство, осуществляющее ревизию финансовых отче­тов министерств и других государственных учреждений.

В Канаде после исполнения бюджета Главный аудитор проводит заключительную проверку финансовых операций и представляет доклад Палате общин. Управление Главного аудитора было создано в 1877г. в соответствии с Законом о Главном аудиторе 1977г. Ау­дитор отвечает за проверку правительственных счетов и сообщает Парламенту о фактах неисполнения, неправомерного исполнения и нарушения бюджетных обязательств.

Кроме того, контроль за исполнением бюджета осуществляется и самим Парламентом. С этой целью нижняя палата Парламента создала Комитет по государственным расходам.

Также ежегодно Совет казначейства направляет в Палату обидин специальный документ — «Государственные счета», в котором со­держатся вся необходимая информация о финансовых операциях имевших место в течение финансового года, о доходах и расходах за тот же период времени, о финансовом положении Канады, за­ключение Главного аудитора и иная необходимая информация фи­нансового характера, которая должна представляться в Парламент в соответствии с действующим законодательством.

В США в осуществлении контроля за исполнением бюджета Конгрессу оказывает содействие целая система вспомогательных органов. В их ряду особая роль принадлежит Бюджетному управле­нию Конгресса и Главному контрольно-ревизионному управлению

Бюджетное управление Конгресса (БУК) было создано в 1974 г. и в его задачи входит подготовка ежегодных докладов по бюджету бюджетным комитетам палат. Оно разрабатывает также пятилетние прогнозы экономическое воздействия принимаемых Конгрессом финансовых биллей и резолюций. По требованию бюджетных и иных комитетов Конгресса БУК осуществляет исследования и по другим вопросам бюджетной политики.

Главное контрольно-ревизионное управление, образованное в 1921 г., возглавляется Генеральным контролером, назначаемым президентом. В задачи управления входят толкование финансовых нормативных актов, контроль за расходованием государственных средств, финансовой деятельностью органов исполнительной вла­сти, осуществлением утвержденных Конгрессом финансовых про-

28'

436 Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом _____

грамм, установление правил ведения финансовых операций и от­четности в федеральных учреждениях. О результатах своих исследо­ваний управление непосредственно докладывает Конгрессу.

В Сенегале контроль за исполнением бюджета на высшем уров­не осуществляют от имени президента Управление Финансового контролера и Главная государственная инспекция. В их функции входят контроль за законностью и своевременностью всех финан­совых операций с бюджетными средствами и информирование пре­зидента о состоянии государственных финансов. Судебный кон­троль осуществляют 3-й отдел (финансовый и счетный отдел) Вер­ховного суда Сенегала, выполняющий те же функции, что и фран­цузская Счетная палата, и Палата бюджетной дисциплины, налагающая взыскания за нарушения в бюджетной сфере. Парла­мент по окончании бюджетного года принимает закон об исполне­нии бюджета.

Контрольные вопросы:

1. Что представляет собой бюджет в зарубежных странах?

2. Какова структура бюджетного законодательства?

3. Назовите основные принципы бюджетного права зарубежных стран.

4. В чем заключается принцип ежегодности бюджета?

5. Охарактеризуйте стадию разработки проекта бюджета. Какие ор­ганы ее осуществляют?

6. Каковы особенности прохождения бюджетных законопроектов в Парламенте?

7. Какие государственные органы участвуют в исполнении бюджета?

8. Какие государственные органы осуществляют контроль за испол­нением бюджета?

J

Глава 22. Основы налогового права

§ 1. Налог и налоговое право

Понятие налога определяется в доктрине и в законодательстве. Законодательное определение налога более важно с точки зрения его применения на практике, доктринальное определение необхо­димо прежде всего для правильного понимания основных характе­ристик налога в их историческом развитии, поскольку оно первич-' но и во многом определяло нормативное закрепление понятия «на­лог».

В юридической литературе зарубежных стран можно встретить различные определения понятия налога в зависимости от того, ка­кие характеристики налога берутся за основу.

Наиболее важно определение налога как вида платежа, пред­ставляющего собой форму отчуждения части собственности физи­ческих и юридических лиц в пользу государства.

Это определение, как правило, содержит основные характери­стики налога: а) принудительное изъятие; б) отсутствие встречного удовлетворения; в) установление и отмена налога путем принятия закона.

Законодательное определение налога обычно можно встретить в специальных законах. Например, Положение о налогах и плате­жах ФРГ 1977г. следующим образом определяет понятие налога:

«Налоги — это денежные платежи, не являющиеся встречным удовлетворением за какие-либо действия и устанавливаемые пуб­лично-правовым институтом для уплаты всеми лицами, для кото­рых из определенного фактического обстоятельства, согласно зако­ну, вытекает обязанность осуществлять такие платежи (абз. 1 § 3)».

В этом определении содержатся две основные характеристики налога: учреждение и функционирование согласно закону и абсо­лютный характер платежа, т.е. отсутствие встречного удовлетворе­ния. Последний критерий является основным при разграничении понятий «налог» и «сбор» и в российском законодательстве (ч. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ).

Налоговое право — это налоговое законодательство, а также: а) общие принципы права, применяемые к налоговым отношени­ям; б) принципы налогового права, закрепляемые в конституции и налоговом законодательстве; в) прецеденты и разъяснения судеб­ных органов по вопросам налогового права; г) доктрина.

§ 2. Источники налогового права

В зависимости от избранного критерия существуют различные классификации источников налогового права. Нижеприводимая классификация — одна из них, в основе своей имеющая юридиче­скую силу норм, содержащихся в источниках налогового права.

438 Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом _____

При этом следует оговориться, что в зависимости от правовой сис­темы конкретного государства иерархия источников налогового права может изменяться. Например, в странах, где нормы междуна­родного права не обладают приоритетом в отношении норм нацио­нального права и применяется норма, принятая во времени послед­ней, расположить парламентский закон можно перед международ­ным договором, и наоборот. Иная ситуация — в условиях правовой системы, где Основной закон закрепляет приоритет нррм междуна­родного права или норм права ЕС.

С учетом этих разъяснений систему источников налогового права зарубежных стран можно представить следующим образом: а) конституция; б) конституционные и органические законы; в) за­коны, принятые парламентом в соответствии с обычной процеду­рой; г) международный договор; д) судебная практика (прецедент); е) подзаконные акты.

Конституция

Содержание финансово-правовых норм в конституции определя­ется законодателем исходя из его понимания необходимости регули­рования данных отношений на уровне Основного закона государст­ва. Общее правило заключается в том, что конституция является ос­новополагающим источником налогового права. Она содержит пра­вовые принципы, определяющие нормативное регулирование центральных и местных налогов, устанавливает правовые основы на­логовой деятельности государства и компетенцию центральных и ме­стных органов в сфере налоговых отношений.

Принципы, закрепляемые конституцией, можно разделить на общие принципы права и принципы налогового права

Остановимся прежде всего на общих принципах права, устанав­ливающих основы регулирования всех видов правоотношений, в том числе и налоговых.

Принцип юридического равенства граждан перед законом.

Этот принцип закрепляется в конституциях государств безотно­сительно налогов, а иногда и в связи с ними. Например, в ст. 3 Ос­новного закона ФРГ сказано: «Все люди равны перед законом». В ст. 3 Конституции Италии закрепляется: «Все граждане умеют одинаковое общественное достоинство и равны перед законом..!». В ч. 2 ст. 4 Конституции США говорится: «Гражданам каждого из штатов предоставляются все привилегии и льготы граждан в других штатах». Применительно к налоговому праву это означает, что вне зависимости от гражданства штата все налогоплательщики равны перед налоговым законом штата. А в Конституции Нидерландов прямо указывается, что «никакие привилегии не могут предостав­ляться в области налогов» (ст. 189).

Принцип неприкосновенности частной собственности и напря­мую связанный с ним принцип свободы личности.

Налогообложение — это отчуждение части частной собственно­сти, которое в демократическом обществе может осуществляться






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.