Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В творческой практике существует три основных вида панорам. 1. Панорама обзора - простейший вид съемки движущейся камерой






 

1. Панорама обзора - простейший вид съемки движущейся камерой. Применяется для описания обстановки действия, местности, интерьера. В этом случае действие в кадре не является главным объектом внимания.

 

2. Панорама осмотра или наблюдения - второй вид съемки. В этом случае движение камеры должно обеспечить наилучшие условия для всматривания и разглядывания происходящего действия героев или обстановки.

 

3. Панорама слежения - третий вид. Применяется, когда камера наблюдает за движением объекта в кадре, за его перемещением на местности или в интерьере и, не позволяя ему выйти за рамки кадра, - следит за объектом неотступно.

 

Причем один вид панорамы по ходу съемки может переходить в другой по воле режиссера и оператора в соответствии с замыслом.

 

Подводные рифы

 

Они заключаются в том, что нельзя начинать и заканчивать съемку в панораме во время движения аппарата. Профессионал должен думать о будущем соединении кадров. Кадр с панорамным движением может в окончательном монтаже оказаться состыкован со статичным кадром. А это неприятно ударит по глазам зрителя.

(Вспомните 10 принципов) J.

На съемке все панорамы во имя расширения и сохранения свободы любого монтажного перехода в окончательном варианте произведения начинаются и заканчиваются, как минимум, двух- трехсекундными кусками статики.

 

Нельзя при съемке, например, горизонтальной панорамы резко изменять направление движения камеры и переводить ее в вертикальное движение без остановки.

 

Психофизиология человеческого восприятия такова, что наш глаз, приноровившись к осмотру горизонтально движущегося на экране изображения, не может мгновенно перейти к осмотру кадра с вертикальным движением. После мгновенного изменения направления панорамы мы еще некоторое время в силу инерции глазных действий будем продолжать пытаться воспринимать движущееся в первоначальном направлении изображение. Лишь убедившись в ошибочности своих действий, мы поменяем " приказ" глазам на восприятие движущегося изображения в ином направлении. Кроме того, мы испытаем дискомфорт восприятия событий с экрана при резком изменении направления движения панорамы. Мы можем в момент начала движения в новом направлении что-то упустить, не заметить в предлагаемом изображении.

 

 

Панорама с движения (тревеллинг)

 

И в документалистике, и в игровом экранном творчестве часто бывает так, что панорама с одной точки не позволяет проследить за героем, который длительное время перемещается на местности и совершает при этом какие-то действия.

 

Представьте себе уличный цирк. Идут три артиста и по ходу показывают свои номера. Если снимать их панорамой с одной точки, то сначала они будут на общем плане приближаться к нам издалека. Потом пройдут в профиль мимо камеры, а удаляться будут и вовсе спиной к объективу. Получится не очень удачный результат на экране. В подобных случаях, как раз, прибегают к использованию съемки с движения. Аппарат ставится на специальный автомобиль с улучшенной подвеской и специальными навесными площадками. Циркачи идут по улице, выкидывают разные фортели, а камера едет чуть впереди и снимает их в профиль, в три четверти или в фас. Для параллельного движения камеры и артистов можно использовать специальные тележку и рельсы (если съемка игровая). Подобный прием позволяет держать объекты в кадре на одной крупности длительное время и не упускать ни одного их действия. Фон за спинами артистов будет уплывать назад, как если бы мы смотрели на них, идя с ними рядом.

 

Подобным образом снимаются репортажи о велогонках. Оператор с камерой садится в автомобиль и, чуть опережая движение гонщика, снимает его на трассе.

 

В личной практике автора однажды оператору пришлось сесть в багажник режиссерского автомобиля и снимать, как два персонажа ехали по улице на велосипедах и спорили между собой по очень важному вопросу. А режиссеру пришлось выполнять две функции: шофера и собственную - наблюдать за работой актеров в зеркало заднего вида.

 

Совмещение панорамы и тревеллинга

 

Попробуем решить более сложную съемочную задачу. Как сделать, чтобы актеры длительное время находились в кадре, шли или бежали, перемещаясь на местности, но при этом обойтись сравнительно малыми техническими средствами?

 

Влюбленные - в укромном уголке на природе, в лесу. Девушка заигрывает со своим ухажером. То они целуются, то она вырывается из его объятий и убегает. Тогда парень пускается вдогонку. Настигает ее. Снова целуются. И опять она ускользает из его рук. Погоня продолжается, и все повторяется вновь. Что произойдет дальше, описывать не будем.

 

Для съемки уложим рельсы на открытом месте, окруженном кустарником. Кустарник невысок. Он может скрыть фигуру человека только по грудь.

 

На рельсы ставим тележку с камерой. А дальше дело режиссерское - разработать мизансцену продолжительного кадра с беготней и остановками актеров. Этим мы и займемся.

 

Первая позиция камеры 1а, статика. Снимем. Девушка срывается с места - камера начинает панорамировать. За ней парень - камера поехала в точку 1б.

 

Так как путь проезда у камеры короче, чем путь пробега актрисы, то аппарат должен успеть встать на точку 1б как раз в тот момент, когда парень догонит девицу.

 

На второй позиции (б) они поцелуются. Потом она снова вырвется из объятий и побежит вдоль рельсов обратно. Чтобы камера успела за ней, съемку лучше продолжить панорамой слежения влево и одновременно начать проезд.

 

На полпути девушке лучше остановиться и обернуться, дразня ухажера. Тогда она окажется лицом к объективу, и на точке 1в можно получить крупный план (на плане мизансцены промежуточная точка не показана).

 

Но такая съемка с движения, когда камера смотрит почти в противоположном направлении, создаст иллюзию для зрителя, что влюбленные бегут по совершенно другому месту, потому что пара будет двигаться на другом фоне.

 

В точке 1в вновь остановка. Здесь может произойти короткое объяснение. А дальше опять пробег, но по другую сторону рельсов. Опять сначала панорама и через мгновение начало движения камеры в точку 1г, где на парном крупном плане произойдет решающее объяснение.

 

Чего мы, собственно, добились? Ради чего городился огород?

 

Кроме того, что была проиллюстрирована возможность совмещения съемки панорамой при одновременном движении камеры, вам был показан прием, как малыми техническими средствам можно снять длинный кадр, который создаст у зрителя впечатление, что пара резвилась, пробегая довольно большое расстояние. Это произошло за счет того, что на каждом движении камеры по рельсам мы помещали влюбленных на новый фон местности. А пробег от точки 1б до точки 1г вообще был снят с полным сохранением направления движения, что зрителю покажется бегом по прямой. Проведя такую съемку при длине рельсов около 15 метров, мы создадим на экране впечатление длинного пробега, который займет около двух минут.

 

Но чтобы провести такую съемку, требуется несколько репетиций для четкой синхронизации действий актеров и операторской бригады.

 

На этом примере был одновременно рассмотрен вариант совмещения актерской мизансцены и относительно сложного движения камеры.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.