Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Финансовые ресурсы региона






Финансовые ресурсы региона вкл в себя:

- ресурсы регионального бюджета и целевых бюджетных и внебюджетных фондов;

Средства предприятий; средства населения; кредитные ресурсы; средства на депозитах и др.

Каждый субъект РФ имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда(Пенсионный, ф соц страх РФ, федеральный фонд обяз медицинского страх.)

№21 Межрегиональное неравенство и методы его оценки.

Основными характеристиками качества эк.пространства явл.взаимоствязанные характеристики:

-однородность/неоднородность

-интегрированность/дезинтегрированность

В каждой стране существуют относительно богатые и бедные регионы. Неоднородность эк.пространства оказывает влияние на эф-ть эк-ки. Но уровень различий следует считать общ.полезным, т.к. они создают условия развитой конкуренции между регионами. Большие различия в уровне развития территорий явл.негативными. Богатые регионы обладают развитой инфраструктурой, высокой з-п, явл.привлекательными для инвестиций. Приводит к оттоку капиталов и труд.ресурсов из отсталых регионов, увеличивается неудовл. Богатых регионов в связи с увеличением нагрузки по решению общехоз.задач, увеличивается угроза единству страны.

Для оценки межрег.различий используют показатели:

Масштаб различий (М=Хмах/Xmin) показывает во сколько раз показатель самого богатого региона отличается от бедного.(используют ВРП, объеи промышл.производста на душу населения.среднедушевые денежные доходы, обеспеченность раздличными соц.условиями.и тд)

Коэффициент вариации.

Хi-значение по региону; Хср-значение по совокупности (ср.значение по региону и др)

 

Он показывает разбросанные значения пок-й по регионам относительно их среднего значения по сов-ти (среднероссийский, среднед/в) Этот показатель не позволяет вычеслить наиболее кретичные регионы.

№22 Динамика межрегиональных различий: конвергенция, дивергенция

Динамика межрегиональных различий характеризуется двумя противоположными явлениями:

1)межрегиональная конвергенция-если снижение межрегиональных различий

2)межрегиональная дивергенция-если увеличение межр.различий

Процесс конвергенция возникает в том случае, если темпы роста бедных регионов становятся выше чем в богатых.

Если темпы роста бедных и богатых регионов одинаковы или темпы роста бедных регионов отстают от темпов роста богатых то возникает межрегиональная дивергенция.

24.Специальные экономические зоны: понятие и типы

Специальные экономические зоны представляют собой один из методов реализации региональной экономической политики, который используется для придания стимула для развития определеиной территории путем активизации внутренних факторов ее развития, а также привлечения в регион внешних источников инвестиций, технологий, трудовых ресурсов и т.д. В основе создания СЭЗ лежат идеи теории полюсов роста.

Под специальной экономической зоной понимается компактная, относительно локализованная территория, на которой экономическая деятельность субъектов хозяйствования осуществляется на отличных от национальных условий, гарантированных государством законодательно.

Создание специальных экономических зон направлено на решение региональных и общенациональных задач, поэтому целями специальных зон могут быть:

придание импульса экономического развития региону с активным использованием иностранных инвестиций;

решение проблем занятости населения;

рост экспортного потенциала территории и страны;

организация производства и поставок на внутренний рынок импортозамещающих товаров; освоение современного опыта организации и управления производством.

Виды зон:

Зоны свободной торговли - специализируются на операциях по складированию и обработке ввезенных товаров в соответствии с условиями внутреннего рынка сбыта (упаковка, маркировка, контроль качества, простейшая доработка и т.п.). Зоны свободной торговли создаются с целью увеличения экспорта и поощрения иностранных инвестиций, а также стимулирования экономического развития в этих зонах.

Промышленно-производственные зоны создаются как территории со специальным таможенным режимом, где промышленные компании производят экспортную или импортозамещающую продукцию, пользуясь определенными фискальными и финансовыми льготами.

В зонах научно-промышленного или технико-внедренческого типа сконцентрированы национальные или зарубежные исследовательские, проектные и научно-производственные фирмы, пользующиеся единой системой финансовых и фискальных льгот. Технопарки, технополюсы). К ним можно отнести:

1) Инкубаторы, которые представляют собой отдельные здания, куда привлекаются небольшие фирмы, только начинающие работу по производству наукоемкой продукции;

2) Технопарки — ограниченные участки территории, ориентированные на выпуск высокотехнологичной продукции, включающие: инкубатор и крупные предприятия;

3) Наукограды - города, специализирующиеся на производстве высоких технологий;

4) Технополисы - представляют собой скопление городов наука

Сервисные зоны представляют собой территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм оказывающих различные виды финансовых и нефинансовых услуг. К сервисным зонам относятся также оффшорные образования.

№27Региональная политика: содержание, модели

Рег.политика – это особый вид гос-ой экономической политики направл.на гос.регулирование территориал.развития.

Объект:

1.тер-ная структура гос-ва

2.регионы

3.межрегиональное неравенство

4.проблемы эк-го, соц-го, экологического хар-ра на определ.тер-рии.

Субъект: фед.органы власти и исполнит.органы власти субъектов РФ.

Глобальная цель регионал.экономической политики явл-ся достижение равномерного или эф-го распределения эк.деятельности по тер-рии страны. Эта цель хар-ет 2 стороны регион.экономического развития:

1.Эк.эффективность, кот-я требует рационального распределения эк.деятельности в пространстве в целях общенационал.состояния.

2.Соц.справедливость – т.е.такое пространственное распределение эк.деятельности при кот-м жители всех регионов имеют относительно равные возможности достижения желяемого благосостояния.

Исходя из этого можно выделить 2 модели регион.политики:

1.модель эф-ти – гл.цель максимизация роста национальной эк-ки используют: Китай, Юж.Корея, Япония, Греция.

2.Модель равенства. Осн.цель – снижение региональных различий показат.дохода, благосостояния, роста: Канада, США, Великобритания, Германия.

Официально в РФ провозглашении модель равенства, а фактически реализуется модель эф-ти.

В РФ сущ-ет проект «концепция совершенствования регионал.политики до 2020 года» в кот-м провозглаш.принцип сокращений различий в развитии региона.

№28Методы региональной политики: классификации

Сущ-еют разные классифик.в зависимости от признака:

1)В зависимости от объекта упр-я:

-Методы макроэк.политики. Методы налоговой бюджетной, ценовой, кредитно-денежной. Они используются 2-ким образом:

1.На национал.уровне – для проведения политики центр.органов власти по отношению к региону.

2.в виде контролея над теми инстркментами региональной политики кот-е были переданы, на уровень отдел.регионов (установление экспортной и импортной политики)

-Методы микроэк.политики проводят с целью воздействия на локал.решения фирм и домашних хоз-в, т.е.заключ.в стимулировании труда и капитала, перемещение в те регионы кот-е считаются органами власти более предпочтительными.

2)В зависимости от способов воздействия на агентов рынка:

1.Административные – запреты, разрешения, принуждения (лицензирование).

2.Эк-кие: прямые (целевое гос-е финанс-е – субсидировнаие, гос.закупки); косвенные (кредитная, налоговая политика)

2.1

-Современная теория регион.политики базируется на том, что главная задача гос-ва – создать условия для развития бизнеса т.н.развитую инфраструктуру.

-Субсидирование – компенсация расходов компании в эк-ки невыгодных регионах

-Гос закупки

2.2

-Льготные условия кредитный предприятий в нек-х регионах

-Налоговые льготы или полное освобождение от налогов

-Ускоренная А на предприятии в отдельных регионах.

3)В зависимости от широты воздействия:

-Система льготно-компактной тер-й – это создание особых эк-х зон.

-Комплексный метод гос.регулирование – это комплексный метод гос-го регулирования (гос-е фед-е программы)

Типы регион политики гос-ва:

Региональная эк-кая политика:

-общерегиональная

-силиктивная: поляризованная и выравнивающая(сдерживающая и стимулирующая).

1.Общерегиональная политика – меры кот-е не имеют изберательного назначения и одинаково воздействуют на все регионы:

-распределение полномочий и ответсвенности органов власти по всем аспектам развития региона.

-процедуры и нормы федерально-реиональное рапределение собственности природных ресурсов, финансов.

2.Силиктивная (избирательная) – в зависимости от цели регион.политики делятся на 2 вида:

-выравнивающая политика: осн.цель гос-ва – соц.справедливость, ее объекты проблемные регионы. Если ее объекты депресив.и отсталые регионы, то она стимулирующая. А если городские перенасел., агломирации – сдерживающая.

- полярезованная политика – реализуется при модели эф-ти, ее объекты – богатые регионы.

№30 Условия успешного функционирования СЭЗ

Мировой опыт создания СЭЗ показывает, что для успешного функционирования необходимы следующие условия:

- национальные (общеэкономические) условия: стабильность политической и экономической ситуации, совершенное законодательство, конвертируемая валюта, низкий уровень инфляции.

- региональные условия: наличие на территории зоны квалифицированной рабочей силы или избыточного количества неквалифицированных трудовых ресурсов; инфраструктурная освоенность территории, эффективная сфера обслуживания (банки, система страхования, наличие нормальных условий жизнедеятел ьности населения).

-система льгот для инвесторов. Можно выделить четыре группы льгот:

I.Внешнеторговые льготы (введение особого таможенно-тарифного режима и упрощение порядка осуществления внешнеторговых операций),

2.Фискальные льготы (эти льготы могут касаться налоговой базы - прибыль, доход, стоимость имущества и отдельных ее компоненты (амортизационные отчисления, издержки на зар. плату, НИОКР), уровня налоговых ставок, постоянного или временного освобождения от налогообложения.

З.Финансовые льготы (различные формы субсидирования, представляемые в виде низких цен на коммунальные услуги, снижение арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, а также за счет гос. бюджета и гос. кредитов)

Административные льготы (предоставляются администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граждан),

СЭЗ по своей сути являются программными регионами, границы которых необязательно совпадают с административными границами.

СЭЗ является территорией с особым статусом, поэтому выбор модели административно-хозяйственного управления зоной зависит от типа и размера территории, особенностей государственного устройства страны, развитости частного сектора и т.п

 

Формулы:

Для построения мультипликаторов исп:

y=C+I+G+E-M (ВНП), где С-потребление в регионе, I-объем инвестиций, G-объем гос.расходов.

Средний мультипликатор склонности к потреблению:

c=C/y. k1=1/(1-c)

Т.е. при изменении одного из элементов на единицу ВРП на K.

m=M/y,

k1=1/(1-c+m)

Показыват, как спрос увеличивается за счет импорта.

g=Gтек/y

y=1/(1-c+m-gтек)

Измеряет как влияют изменения расходов на развитие региона на ВРП.

МУЛЬТИПЛИКАТОР экспортной базы. Согласно теории экспортной базы ВРП = сумма доходов y=баз+сервисн.секторов

а-доля сервисн. сектора в ВРП.

y=B+ay, y=1/(1-a)

B-показывает, как изменится У при изменении дохода от баз. сектора на 1ю.

Масштаб различий (М=Хмах/Xmin) показывает во сколько раз показатель самого богатого региона отличается от бедного.(используют ВРП, объеи промышл.производста на душу населения.среднедушевые денежные доходы, обеспеченность раздличными соц.условиями.и тд)

Коэффициент вариации.

Хi-значение по региону; Хср-значение по совокупности (ср.значение по региону и др)

 

Он показывает разбросанные значения пок-й по регионам относительно их среднего значения по сов-ти (среднероссийский, среднед/в) Этот показатель не позволяет вычеслить наиболее кретичные регионы.

№23Проблемный регион: понятие, методы выделения

В научной литературе не сущ-ет единого понятия проблемный регион, однако большинство исследователей считают, что проблемными регионами явл-ся такие регионы в кот-х по эк-м, политич, соц-м, экологич.и другим причинам отсутствуют возможности для самостоят.развития и они нуждаются в дополнительной помощи со стороны гос-ва.

В разных странах сущ-ют разные типологии проблемных регионов. В зарубежн.странах к проблемн.относоят:

-городские перенаселенные агломерации (Москва, Токио, Лондон)

-депрессивные аграрные регионы

-депрессивные промышленные регионы

Депрессивные регионы – это регионы кот-е ранее хорошо развивались и/или имели лидирующее положение, но в настаящее время находятся в кризисе (ЕАО)

Отсталые регионы – традиционно имели низкий потенциал развития и традиционно также находятся в кризисе (Бурятия)

В РФ к проблемным регионам относят депресивные и отсталые регионы. В СССР – это регионы нового освоения, депресивные промышленные регионы и отсталые регионы.

Проблемные регионы – это объекты региональной политики.

Для выделения проблемных регионов использ.типологии:

1)Ранжирование регионов по 1 пок-лю с послед.делением на несколько групп (крайневысок.значения показателя, высок.значения, близкие к среднему, низкие, крайне низкие)

2)Деление регионов на группы по исходному состоянию и динамики одного пок-ля, например: Объем промышл.произ-ва на душу населения, его динамика – темпы роста пром.производства, можно выдел.след.группы регионов: регионы с высоким развитием произ-ва и высок темпом роста, с низким //-//-// и высоким и //-//-// и т.д.)

3)Деление регионов на группы на основе двух разных пок-й, например: ВРП на душу населения, среднедуш.денежные доходы: выдел след.типы: высокий ВРП и высок.средние доходы, высок//-//-// и низкий //-//-// и т.д.

4)Усложненный вариант третьего: испол-е интегральных (суммарных) показателей. Пример: типология по инвестиц.потенциалы и инвест.риску в журнале «Эксперт».

№25Российский опыт функционирования СЭЗ

Практический интерес к проблемам свободных эк.зон возник ещё в СССР в начале перестройки. В качестве первого возможного эксперимента рассматривается портовый город Находка, имевший лучшую гавань в южной части Приморского края. С середины 1990 власти по инициативам регионов поставили «на поток» решения об образовании СЭЗ. Ни него возлгались главные эк.надежды.

Постановлением парламента и правительства России предусматривали создание СЭЗ и зон свободного предпринемательства. На тер-рии целых краев и областей: Ленинград и Ленинградская область, Калининградская область, Алтайский край, Кемеровская область, Читинская област, Сахалинская область, Приморский край, ЕАО. За один год было объявлено о создании 1 СЕЗ и ЗСП мировой рекорд был превзойден многократно.

Вскоре и декларируемые льготы СЭЗ стали отменяться, зато появились другие способы активизации внешнеэкономической д-ти.

Сильным тормозом в полноценном развитии СЭЗ являлось отсутствие специального законодательства В течении ряда лет обсуждался, но не принимался общий ФЗ о СЭЗ. Вместо него вводились в действие нормативные акты по отдельным СЭЗ, не решавшие главные вопросы устойчивого правового статуса СЭЗ в системе законодательства страны.

ОЭЗ в Калининградской области функционировала в режиме свободной таможенной зоны на основе спец.ФЗ, принятого в 1996. (необходимость придания особого эк.статуса этой области аргументировалось тем, что она явл-ся эксклавом России и поэтому требует особых забот об обеспечении транспортной достипности и конкурентоспособности на внутр и внешн рынках призводимой здесь продукции, эффективном использовании двух незамерзающих морских портов и базы рыболовного флота и т.д.)

В 1999 вступил в силу ФЗ «Об особой эк.зоне в Магаданской области». Эта зона нужна т.к. Магад.обл значительно отдалена от основных региональных рынков, необходимо привлечь иностранных инвесторов.

В России единственный пример создания оффшорной зоны: В Игнушетии. Гл.результат – приток налогоплательщиков из других российских регионов и отмывание нелегальных доходов.

Всего в РФ на период 2005 существовало 24 специальные экономические зоны.

13 июля 2005 года №116 ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ», кот-й предусмотрел прекращение существования на тер-рии России всех зон, созданных до введения его в действие, за исключением двух: Калининградской и Магаданской.

Закон определил основные цели создания особых эк.зон в РФ: развитие обрабатывающих отраслей эк-ки, развитие высокотехнологичных отрслей, развитие транспортной инфраструктуры, развитие туризма и санаторно-курортной сферы.

Отбор заявок на создание ОЭЗ одного типа осуществляется на основе конкурсного отбора. Резиденты ОЭЗ освобождается от ряда местных налогов и т.д.

 

18 января 2006 – дата юрид.рождения особых экономических в РФ. Подписано соглашение о создании на тер-рии 6 регионов РФ ОЭЗ технико-внедренческого и промышленно-производственного типов: Московская, Томская, Липецкая, области, Республика Татарстан, Москва, Санкт-Петербург.

В 2007 году Постановлением Правительства РФ в РФ создано 7 особых эк.зон туристко-рекреационного типа (цели создания – повышение конкурентоспособности туристской д-ти, развитие лечебно-оздоровительных курортов, лечения и профилактике заболеваний) след регионов страны: Республики Алтай, Бурятия, Алтайский, Краснодарский края, Калининградская, Иркутская области.

В 2007 Совет Федерации внесены изменения в ФЗ в части создания портовых ОЭЗ.

Они могут создаваться на тер-риях морских и речных портов, открытых для международного сообщения и захода иностранных судов, на тер-ях аэропортов, выполняющих международные воздушные перевозки, а также на тер-ях, предназначенных для их строительства.

Портовые зоны создаются на 49 лет(срок продлению не подлежит) Резидентом портовой ОЭЗ явл-ся коммерческая орг-я, за иск-ем унитарного предприятия, зарегистрированная на тер-рии мун.обр-я.

В ноябре 2008 в результате проведения Минэкономразвития конкурса принято решение, что портовые зоны будут созданы в аэропортах «Емельяново» в Красноярске и «Ульяновско-Восточный» в Ульяновске и морском порту «Советская гавань» в Хаб.крае.

Преференции и льготы резидентов ПОЭЗ включают: режим свободной таможенной зоны, льготы по налогу на имущество и т.д.

Хаб.край: морской выход на БАМ

Для того что-бы вернуть себе утраченный статус великой морской державы РФ необходимо фактически заново создать систему, кот-я была бы современной и могла обеспечивать морские перевозки, и возрадить конкуренто-способный морской торговый флот.

Одним из важнейшим шагов в этом направлении явл-ся создание ПОЭЗ в Советской Гавани. Предпосылки создания: участие в стремительном развитии Азиатско-Тихоокеанского региона, наличие выхода на Байкало-Амурскую магистраль, возможность использования идеального с географической точки зрения положения порта.

Согласно представленной концепции, в порту Советская гавань появится транспортный узел, через кот-й уже к 2025 году можно будет переваливать 25-30млн т грузов в год. Также в гавани будет создан судоремонтный кластер – в настоящий момент подавляющее большинство российских рыболовецких и транспортных судов ремонтируются в Китая и Южной Корее.

 

 

№26 Особые экономические зоны РФ: цели, типы

Осо́ бая, cвобо́ дная или специа́ льная экономи́ ческая зо́ на (сокращённо ОЭЗ или СЭЗ) — ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.

Цель создания особых экономических зон — развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистической системы. Развитием особых экономических зон в России занимается специально созданная управляющая компания - " Особые экономические зоны", единственным акционером которого является государство.

В России существуют особые экономические зоны четырёх типов:

Промышленно-производственные зоны или промышленные ОЭЗ.

Tехнико-внедренческие зоны или инновационные ОЭЗ.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.