Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Когда началось спаивание Руси?






 

Спаивание русского народа начинается сразу же после смерти Ивана IV, когда царский престол стали окружать выходцы из европейских государств – «иноземцы», «иноверцы».

Итальянец Исаак Масса, проживавший в России в 1601–1609 и 1612–1634 годах, будучи голландским купцом и торговым резидентом в Москве, а также знатоком закулисных интриг, живописно описывает не только смерть Ивана Грозного, но и венчание на царство Бориса, когда были поставлены для народа «большие чаны с пивом и сладким медом». В своих записках он подробно рассказывает, как Годунов плетет интриги, заигрывает с поляками и другими иностранцами, наделяет их правами гражданства и дает полную свободу «лифляндским купцам», выдавая им право продавать водку, мед и иные напитки, на чем они наживают не десять, а сотню процентов своего барыша.

Об этом же повествует и Конрад Буссов, написавший «Хронику событий 1584–1613 годов», в которой расписывает, как наемные иностранные солдаты бесчинствовали в Москве, ругались над святынями, жгли Москву, ограбили и убили тысячи московитов, разграбили казну и церкви, заточили в Кирилловском монастыре патриарха Гермогена.

При этом, как отмечает польский дворянин Самуил Маскевич, бывший в России в 1609–1612 годах: «Московитяне соблюдают великую трезвость, которой требуют строго и от вельмож и от народа. Пьянство запрещено; корчем и кабаков нет во всей России; негде купить ни вина, ни пива».

Впрочем, скоро все изменилось. Иностранцы, пользуясь своим привилегированным положением и благосклонным отношением к ним новой власти, стали торговать спиртным повсюду. Против спаивания по морально‑ нравственным соображениям с самого начала протестовала Церковь и народ, а вскоре, по причинам экономическим, оставшаяся без казны власть.

Так, голландский посол Альберт Кунратс Бурх, посетивший Москву с дипломатической миссией в 1630–1631 годах, в своем донесении указывает на то, что «… царь послал во все города указ, чтобы с тех, кто в гостиных дворах будет держать корчмы или торговать табаком, брали большую пеню …»

Постепенно торговля спиртным и табаком была узаконена, но с соблюдением «техники безопасности». Швед Иоганн Филипп Кильбургер, делая отчет о русской торговле 1674 года, поясняет, что винные погреба «частью принадлежат казне, а большей частью частным людям… Все кабаки, винные, пивные и водочные кружала в пространном русском государстве принадлежат исключительно царю, и целовальники должны отдавать отчет…» Более того, народу вменялось в обязанность пьянствовать – с каждого двора, где стоял кабак, вне зависимости от того, пьет ли кто в доме или нет, собирался налог.

Оценивая мнения иностранцев о России, можно предположить, что именно иноземцы были более всего заинтересованы в спаивании русского народа. Интерес этот был в первую очередь меркантильно‑ экономический.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.