Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекомендации по патопсихологическому изучению детей раннего и дошкольного возраста






Патопсихологическое изучение детей раннего и дошкольного возраста имеет ряд особенностей.

Прежде всего, необходимо отметить, что маленькие дети, а особенно дети с нарушениями психического развития, не всегда легко и охотно вступают в контакт с экспериментатором и вклю­чаются в деятельность по выполнению заданий. Поэтому следует воздерживаться от отрицательной оценки психических возможно­стей ребенка в тех случаях, когда нет достаточной уверенности в том, что удалось наладить оптимальный контакт с ребенком, до­биться его посильного участия в эксперименте и обеспечить необ­ходимую мотивацию деятельности по выполнению заданий. При­чинами целого ряда отказов ребенка от выполнения задания мо­гут быть не столько его интеллектуальная несостоятельность, сколько степень невротизации, наличие страхов, депрессивных на­строений или определенных характерологических особенностей.

Включение ребенка первого года в ситуацию обследования дос­тигается привлечением его внимания к ярким новым звучащим объектам, интенсивным эмоционально-речевым воздействием и устранением всех отвлекающих внимание ребенка объектов. До на­чала обследования ребенок должен привыкнуть к исследователю, иначе он может дать негативную реакцию на незнакомое лицо, что существенно осложнит возможность дальнейшего контакта.

Включение в ситуацию обследования более старших детей лег­че всего достигается применением сюжетного объединения раз­личных заданий в одну общую «игру». Для этого в обследование вводится персонаж или ряд персонажей и все дальнейшие задания выполняются как бы для этих персонажей: для них строятся «домики, елочки, паровозики» и т.д. При этом персонажи ис­пользуются для оценки действий ребенка, они радуются или пла­чут, приближаются при одобрении или прячутся при неверном действии, а иногда что-то говорят, советуют, просят.

Детей в возрасте от I года до 2 лет рекомендуется обследовать в непосредственной близости от матери, желательно, чтобы ребенок сидел у нее на коленях. Иначе тревога, возникающая у детей этого возраста в незнакомой ситуации, может сильно осложнить обсле­дование.

Дети старше 2 лет значительно быстрее адаптируются в экспе­риментальной ситуации, легче вступают в контакт с исследовате­лем и охотно увлекаются деятельностью с новыми для них игруш­ками. При этом присутствие мамы часто бывает необязательным, а порой и нежелательным.

Начинать исследование следует с легких заданий, которые с наибольшей вероятностью могут оказаться интересными для ре­бенка (типа вкладывания разных по размеру объектов один в дру­гой). Затем ему можно предложить ряд сложных и более скучных заданий на запоминание, внимание, идентификацию, узнавание, а также на обобщение. Как только появятся первые признаки утом­ления, стоит переключить внимание ребенка на выполнение более легкого задания или даже дать ему отдохнуть. Если с течением времени ребенок все более растормаживается, можно попытаться ограничить свободу его движений или, наоборот, отвлечь его и переключить на выполнение несложных физических упражнений, успокаивающих нервную систему.

Не должно быть правила в порядке предъявления ребенку за­даний. Важно удержать заинтересованность ребенка и быстро провести каждое задание. Следует заменять одно задание на дру­гое, если проявляются признаки пресыщения. В специальных це­лях, например для определения состояния произвольной регуля­ции поведения или подчиняемости ребенка требованиям взросло­го, а также для расширения представлений об особенностях эмо­ционального реагирования, можно требовать доведения ребенком неинтересного задания до конца.

В случаях отказа ребенка от выполнения заданий надо пытать­ся привлечь его к деятельности с помощью тактильного контакта, шепотной речи или же продемонстрировать задание наглядно, а также избегать употребления императивных высказываний типа «сделай», «скажи» в собственной речи.

Для выяснения реакции ребенка на неудачи и трудности можно искусственно создать ситуацию неуспеха, однако делать это сле­дует с особенной осторожностью, чтобы не спровоцировать вы­раженной аффективной реакции.

Исследование следует вести так, чтобы ребенок расставался с исследователем в хорошем настроении и стремился к продолже­нию занятий в следующий раз.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.