Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Жан АнриФабр.






Чтобы начать сравнение психики человека и животных нужно сначала дать определение этого понятия.

Психика - совокупность душевных процессов и явлений (ощущения,

восприятия, эмоции, память и т.п.); специфический аспект жизне-деятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающейсре-дой. Находится в единстве с соматическими (телесными) процессами ихарактеризуется активностью, целостностью, соотнесенностью с миром,

развитием, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией.Появляется на определенной ступени биологической эволюции. Высшая

форма психики - сознание - присуща человеку.

Физиология человека почти полностью подобна таковой у не-которых видов животных, например, приматов. Вместе с тем, с точки зрения развития природы человек является принципиально новым по сравнению с животным миром видом.

Уникальность человека как природного вида определяется его психическим устройством, значительно отличающимся от психики животных.

Человеческое сознание и обусловленный им феномен человеческой личности не имеют " аналогов" ни у одного из животных видов даже с наиболее развитым интеллектом. По меткому выражению М. Шелера, человек " не знает, что он такое и знает, что он этого не знает ".

Личность отдельного человека складывается из собственно самого

индивида и его положения в обществе других людей. Индивид представляет

собой биологическое тело, возникающее и развивающееся по законам

развития природы. Развитие его психики и определяющийся им социальный статус человека зависят от законов развития общества. В свою очередь, общественные законы обычно складываются как традиции в отношениях между людьми и имеют тесную связь с глубинами человеческой психики.

Очевидно, что, глубоко познав ее устройство, присущие ей причинно-следственные взаимосвязи и обусловленные ими мотивы поведения лю-дей, можно научиться успешно решать многие психологические и социаль-ные задачи в повседневной жизни.

Но почему же порой мы, люди, бываем так беспричинно жестоки и

агрессивны? А иинстинкт собственности - одна из самых мучительных

проблем для человека. Может быть, человек еще не совсем отделился от природы, и ответы нужно искать у предков людей и у животных, наших меньших братьев, так как вышли мы все из природы.

История сравнительных исследований дала немало примеров того

общего, что обнаруживается в психике человека и животных. Тенденция

выстраивания фактов, добытых в этих исследованиях, такова, что в них

между человеком и животными со временем выявляется все больше сходства, так что животные психологически как бы наступают начело-века, отвоевывая у него привилегии одну за другой, а человек, напротив, отступает, без особого удовольствия признавая в себе наличиевыраженного животного и отсутствие преимущественного разумного начала.

Итак, человек, в своих психологических качествах и формах

поведения представляется социально-природным существом, частично

похожим, частично отличным от животных. В жизни его природное и

социальное начала сосуществуют, сочетаются, иногда конкурируют друг с

другом. В понимании подлинной детерминации человеческого поведения

необходимо, вероятно, принимать в расчет в то и другое.

До сих пор в своих представлениях о человеке преимущественно учитывалось его социальное начало, а человек, как показала жизненная практика не переставал быть отчастиживотным, т.е. биологическим су-ществом.

Поведение животных осуществляется под ведущим влиянием раздражителей, несущих информацию о среде обитания, непосредственно окружающей их. Система, воспринимающая такую информацию, была названа И.П. Павловым первой сигнальной системой действительности.
Процесс формирования мышления человека осуществляется не только при помощи первой сигнальной системы действительности, но главным образом под влиянием информации, которую он получает при помощи речи. Эту систему восприятия действительности Павлов назвал второй сигнальной системой.

При помощи второй сигнальной системы человек имеет возможность получать всю сумму знаний и традиций, накопленных человечеством в процессе его исторического развития. В этом отношении и границы возможностей человеческого мышления колоссально отличаются от возможностей элементарной рассудочной деятельности животных, которые в своей повседневной жизни оперируют лишь весьма ограниченными представлениями о структурной организации среды их обитания.

В отличие от животных с наиболее высокоразвитой элементарной рассудочной деятельностью и, вероятно, от своих пещерных предков, человек оказался в состоянии формулироватьзаконы, которые легли в основу понимания окружающего мира и развития науки о человеке. Все это, конечно, ни в какой мере не доступно ни одному представителю животного мира и в этом огромное качественное различие между животным и человеком.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.