Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ориентировочно - познавательная деятельность животного






Ориентировочная реакция - настройка анализаторов на лучшее восприятие нового стимула в отличие от исследовательских реакций и ориентировочно-исследовательского поведения.Последние могут следовать за ориентировочной реакцией - они направлены на более детальное ознакомление с вызвавшим их объектом.Ориентировочно-исследовательская деятельность животного и человека побуждается особой потребностью в получении новой информации.

П. В. Симонов относит ее к группе идеальных потребностей, создающих основу для саморазвития индивида.
На основе ориентировочно-исследовательского подкрепления (получения новой информации) возможна выработка самых различных условных рефлексов у животных. Так крысы обучаются различать цвета слайдов, чтобы попасть в более сложную часть лабиринта. Обезьяны выучивают сложные действия, чтобы иметь возможность выглядывать через окошко экспериментальной камеры в помещение лаборатории.
Подкрепляющая функция ориентировочно-исследовательской активности обусловлена активацией эндогенных опиатов. Подтверждена связь ориентировочной реакции с положительными эмоциями и активацией бета-эндорфинов, снижающих болевую чувствительность и тормозящих оборонительные реакции. Во время исследовательского поведения активируются нейроны удовольствия центров самораздражения.
Дефицит активации в организме побуждает к поиску стимулов, удовлетворяющих эту потребность. Этот тип поведения направлен на поиск стимуляции поведения.

Исследовательское поведение, являющееся постоянной составной частью любого поведенческого акта, проявляется на разных онто- и филогенетических уровнях в разных формах. Диапазон этих проявлений простирается от элементарных ориентировочных реакций до исследова-тельской деятельности у высших млекопитающих.Ориентировочное, поисковое поведение является начальной фазой любого инстинктивного действия.Оно направлено на поиск тех агентов среды, которые являются объектами врождённого узнавания - ключевыми или направляющими раздражителями. В связи с этим элементарные ориентировочные реакции проявляются очень рано даже у незрелорождающихся детёнышей. Так, щенята, лисята и детёныши других хищных млекопитающих уже с первого дня жизни совершают поисковые маятникообразные движения головой, прекращающиеся после нахождения соска матери. В дальнейшем ориентировочные реакции усложняются, детёныши развивают способности узнавать предметы на основе реакций обнюхивания, прислушивания, присматривания и так далее При определённой степени развития ЦНС у детёнышей начинают вырабатываться ориентировочно-исследовательские рефлексы на ранее индифферентные звуковые и зрительные раздражители, которые потом вырастают в подлинные исследовательские действия. Животные при этом живо реагируют на изменения в окружающей среде поворотами глаз, головы, движениями ушных раковин, приближением к новому, незнакомому предмету. Ориентировочные реакции возникают в результате несовпадения воспринимаемых новых сигналов с формирующимися в головном мозгу «нервными моделями стимула».

При этом происходит оценка нового стимула, которая побуждает животное к выполнению определенных действия или к их изменению. На ориентировочные реакции влияют степень новизны раздражителей, их контрастность и интенсивность, а также эмоциональное воздействие предметов Ориентировочная деятельность играет существенную роль в обеспечении необходимого уровня физиологической активности центральной нервной системы.

Исследовательское поведение в раннем постнатальном периоде не ограничивается только реакциями на появление новых стимулов, имеет место и их активный поиск. В результате появляется «любопытство», характерное для приматов и других высших млекопитающих.
Развитие исследовательского поведения в большой мере определяется условиями, в которых растёт детёныш, особенно возможностями общения с матерью и другими сородичами. Если детёныш усилено общается с сородичами в течение первых недель жизни, развитие исследовательской деятельности тормозится, и, наоборот, обогащенная среда стимулирует его. В экспериментах с длительным изолированным выращиванием детёнышей макак резусов было установлено, что изолированные детёныши больше, чем нормальные детёныши, живущие со своими матерями, рассматривали окружающие их предметы, человека, наблюдавшего за ними, и самих себя. Изолированные детёныши больше манипулировали предметами и трогали самих себя, а неизолированные больше, быстрее и ловчее передвигались по клетке.
Ориентировочные рефлексы, лежащие в основе исследовательского поведения, отличаются значительной сложностью их физиологических механизмов. Кроме мотивационной функции, ориентировочная деятельность необходима и для обеспечения определённого уровня активности ретикулярной формации, а значит и коры головного мозга.
В ориентировочном поведении детёнышей всегда присутствуют элементы облигатного и факультативного научения, но вклад каждого из них зависит от сферы ориентации. Если ориентация сочетается с общением, когда детёныш должен научиться распознавать внешние признаки сородичей, преобладает облигатное научение. При этом животное ориентируется по оптическим, акустическим, ольфакторным и другим сигналам. Облигатный характер научения общению с сородичами в раннем постнатальном периоде диктуется исключительной важностью коммуникации для выживания детёнышей.
На наличие факультативных компонентов научения в раннем ориентировочном поведении указывают индивидуальные особенности реакций животных на одинаковые стимулы. Характер реагирования будет зависеть от частоты сенсорных действий с момента рождения и индивидуального опыта реагирования на них. В опытах на крысах установлено, что детёныши, вынужденные с рождения воспринимать большой поток сенсорной информации без какого-либо подкрепления, имеют большие возможности к факультативному научению во взрослом состоянии. Они скорее заучивают ориентиры в лабиринтах, чем животные, выращенные в условиях небольших сенсорных нагрузок.
Кроме восприятия сенсорной информации и совершения ответных действий, большое значение для познавательного поведения имеет спонтанное манипулирование, первые элементы которого появляются уже в раннем постнатальном периоде.

Под манипулированием, манипуляционной активностью понимают активное обращение с различными предметами при преимущественном участии передних, реже – задних конечностей, а также других эффекторов: челюстного аппарата, хобота (у слона), хватательного хвоста (у широконосых обезьян), щупалец (у головоногих моллюсков), клешней (у раков) и так далее.

Манипуляционная активность является высшей формой ориенти-ровочно- исследовательской деятельности животных. У животных манипу-лированиепроявляется прежде всего в их пищедобывательной и гнездостроительной деятельностях.
Манипулирование появляется в разные сроки и проявляется по-разному у разных животных. Зрелорождающиеся животные (птицы и млекопитающие) вообще манипулируют сравнительно мало, и в дальнейшем этот компонент поведения у них прогрессирует незначительно. У высших животных манипулирование выступает как ведущий фактор развития сенсомоторных функций. Это обусловлено тем, что именно в ходе манипулирования животное вступает в наиболее активный контакт с предметными компонентами среды и получает наилучшие возможности для ознакомления с ними и многообразного воздействия на них. Для манипуляторно – исследовательской деятельности характерно то, что информация, получаемая в результате этой деятельности может служить подкреплением и стимулировать эту деятельность.
В раннем постнатальном периоде манипуляционная активность проявляется лишь в самых простых формах. Так, до открытия глаз у детёнышей хищных животных наблюдаются только манипуляционные движения головой, челюстно-лицевым аппаратом и передними конечностями, направленные на поиск соска матери и отталкивание других детёнышей. При этом познавательный компонент манипулирования ещё слабо выражен, так как активные действия направлены только на тело матери; действия, направленные на собратьев, являются попутными и служат только для устранения помех на пути к соску.
После открытия глаз эти двигательные акты становятся более совершенными, детёныши научаются манипулировать только одной лапой, и объектом манипулирования становятся ранее «биологически нейтральные» объекты.

В раннем постнатальном периоде этот процесс только начинается и разворачивается в полной мере только в игровом периоде, когда начинает сказываться ведущее познавательное значение манипуляционной активности, её роль как важнейшего фактора «латентного научения», накопления индивидуального опыта «впрок».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.