Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Компьютер и дети






 

Мнения ученых о влиянии компьютера на развитие детей очень противо-речивы. И это не случайно. Столь же противоречивы и данные, получаемые в психологических исследованиях о влиянии компьютера на психическое раз-витие, становление личности детей и взрослых.

В этих исследованиях получено множество аргументов, говорящих о пользе компьютера – о его положительном влиянии на умственное развитие детей, о расширяющихся возможностях для обучения (в том числе и в про-цессе различных игр, например, стратегических), о том, что с помощью ком-пьютерных технологий, и в первую очередь Интернета, снимается различие между центром и провинцией – современные обучающие технологии, доступ к информации становится доступной любому пользователю, вне зависимости от того, живет ли он в Москве, Париже или маленьком городе.

Создано и создается множество специальных обучающих программ – для дошкольников, школьников, студентов. Замечено, что многими навыками – например, счета, чтения, чтения географических карт, – с помощью компью-тера дети овладевают быстрее, а нередко и лучше, чем при обычном обуче-нии. Но это все с одной стороны.

С другой, – множество данных об опасностях, подстерегающих ребенка, приобщившегося к виртуальному миру. Это и нарушения нормального обще-ния с детьми и взрослыми, и нечувствительность к эмоциям других людей, и перенапряжение глаз, и ожирение, – можно перечислить еще многое. Назовем лишь одну, возможно, самую главную и пугающую – уход ребенка в вирту-альный мир, замена реальной жизни виртуальной, возникновение так называ-емой «компьютерной зависимости», когда ребенок или взрослый проводит перед компьютером очень много времени, не может оторваться от него, когда время, проведенное без компьютера, кажется потерянным зря.

О чем говорят эти противоречия? Как представляется, о том, что компью-тер, как и почти любой предмет нашей действительности может быть и по-лезным, и вредным – в зависимости от того, в чьих руках он находится, какую роль в жизни человека играет. Нельзя не согласиться с тем, что при неосто-рожном использовании компьютера травмы неизбежны. Но это можно сказать почти о любом предмете нашего обихода, даже о самых внешне без-обидных детских игрушках.

Положительные аспекты влияния компьютера на развитие человека

К положительным аспектам влияния компьютера на развитие человека относятся:

– расширяющиеся возможности обучения

– доступность большого количества информации в сети Интернет

Ребенок, который обучается считать или писать при помощи детской обу-чающей игры, получает все комментарии, подсказки и задания непосред-ственно от компьютера, а не вынужден ждать с вопросом, пока его родители освободятся. Опыт показывает, что дети дошкольного возраста с огромным удовольствием проходят повторно все стадии игры, которые им прежде не удавались, а совсем еще недавно успешно получились. Здесь отсутствует де-монстрационный синдром, который может вызвать отторжение от предмета, боязнь его, поскольку ребенок отрабатывает сложную задачу раз за разом сам для себя. Именно благодаря этому знания, полученные от подобной програм-мы, гораздо эффективней фиксируются в памяти.

Стремление ребенка или подростка быстрее перейти на следующий уро-вень заставляет его более плотно погружаться в исследуемый предмет, быст-рее разбираться в решении поставленной задачи.

Помимо возможности более быстрого постижения нового, необходимо отметить и спектр доступной при обучении информации. Уже в детстве осо-знав, что Интернет – это неограниченный источник данных, ребенок или под-росток начинают его исследовать. Процесс поиска в этом случае тоже являет-ся частью самообразования ребенка. Будучи завтрашним основным потреби-телем информации, он должен уметь в ней ориентироваться, ее находить и структурировать. Чтобы всего этого достичь, ему необходимо научится поль-зоваться поисковыми системами, разобраться в булевой логике, понять тон-кости формулировки ключевых слов для поиска и т.д.

Также именно благодаря доступности информации, ребенок может за ко-роткий срок разрешить все некоторое время назад интересовавшие его вопро-сы. На базе разрешенных вопросов возникнут новые. Давая возможность ре-бенку познавать информационный мир подобным образом, родители под-толкнут его к самостоятельному получению дополнительного, внеклассного образования.

Негативные аспекты влияния компьютера на развитие человека

К негативным аспектам влияния компьютера на развитие человека отно-сятся:

– погружение человека в виртуальную реальность

– формирование аддикции (зависимости)

– столкновение с негативным контентом в глобальной сети

В детстве игры занимают большую часть времени – и это нормально: на основе различных игр ребенок учится строить модели будущей взрослой жизни. Но когда игры, особенно азартные, вторгаются в жизнь взрослых лю-дей, может сложиться обратная ситуация: карты, рулетка, игровой автомат постепенно вытеснят жизненную реальность.

В детском возрасте игровая зависимость обычно развивается в отношении компьютерных игр.

Последнее время получили распространение игры, не несущие в себе при-знаков настоящей, подлинной игры. Мы уже имеем дело с феноменом, кото-рый называется игрой, но не является ей в полном смысле этого слова. Осо-бенно это касается азартных игр, которые в условиях технологического про-цесса приобрели свою наиболее злокачественную форму. В процессе этих игр теряется дух общения, творчества, обмена эмоциями. Наоборот, они приводят к замкнутости, порождают агрессивные и негативные эмоции. Человек в про-цессе азартной игры самоизолируется, и постепенно изменяется не только его отношение к игре, но и мировоззрение. Рушатся моральные принципы, про-исходит самоотторжение играющего человека от общества. Единственным компаньоном в жизни становится игральный автомат, стол с компьютером и безликие, но почему-то ставшие родными, люди, обслуживающие игорные заведения. Меняется и сам азарт, сопровождающий игру.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.