Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы развития зависимого поведения






1. Появляется т.н. «точка кристаллизации» в связи с переживанием интенсивных положительных эмоций (или устранением отрицательных) при определенном действии. Возникает понимание, что существует способ, вид

 

 

активности, с помощью которого можно сравнительно легко изменить свое психическое состояние. В случае с игроками такой интенсивной положительной эмоцией чаще всего становится первый крупный выигрыш. Многие, даже спустя годы, отчетливо помнят то состояние, которое возникло, когда им удалось «получить много денег просто так».

2. Устанавливается зависимый (аддиктивный) ритм поведения, который выражается в определенной последовательности обращений к средствам зависимости. Для многих игроков существует установленный режим походов в игровые заведения – раз в неделю, каждый вечер и т.д. Этот этап, процесс может происходить длительно, месяцами или годами, и именно он менее всего (в отличие от предыдущего – хорошо заметного и отчетливо запоминаемого) выражен.

3. Формируется зависимость как составляющая часть личности. В этот период к объекту зависимости прибегают лишь в связи с жизненными трудностями. Многие игроки идут в казино или к игровым автоматам в ситуациях напряжения дома или на работе, стремясь тем самым как бы сгладить, снять это напряжение. Существует внутренняя борьба между естественным и зависимым стилями жизни, человек начинает понимать и осознавать, что он «делает что-то не то, живет как-то не так, что так нельзя» и т.д. Постепенно зависимый стиль вытесняет естественный, и становится частью личности, методом выбора при встрече с реальными требованиями жизни; в этом периоде в ситуациях повышенного контроля особой ответственности возможен контроль над своим пристрастием. Это проявляется в более частом посещении игровых салонов. Однако если в семье начинают возникать конфликты по поводу чрезмерного увлечения, например, супругом азартными играми, это может (пока) на определенный срок прекратить посещение им игровых заведений.

4. Период полного доминирования зависимого поведения, которое полностью определяет стиль жизни, отношения с окружающими; человек погружается в зависимость, отчуждается от общества. У игроков на этом этапе игра становится стилем жизни, главной ее целью. На этом этапе у многих игроков разрушены семьи, потеряна работа. Именно в этот момент человек чаще всего обращается за помощью, как правило, в медицинские учреждения наркологического профиля.

 

Психологическими причинами лудомании чаще всего являются:

 Одиночество, хроническая тоска. Люди, склонные к «тусклой меланхолии», то есть те, у кого содержание эндорфинов (или гормонов радости) в крови понижено изначально, гарантировано становятся зависимыми от игры в погоне за эйфорией.

 Склонность к импульсивному поведению. Подобно всем наркотикам, включая алкоголь, игромания прежде всего, опасна для творческих людей – тонкая психическая организация более подвержена разрушению под прессом биохимического эффекта.

Чрезмерная общительность, конформность, склонность к подражательному поведению и реакциям группирования – «за компанию».

Наличие у человека финансовых проблем. Такие люди обычно думают: «Ну, проиграюсь, и что? Все равно денег нет. А если выиграю?» Они надеются на чудо.

 

Когда у человека возникает проблема с азартными играми, она, как пра-вило, существует совместно с другими психологическими проблемами и, по сути, часто является признаком более глубокой проблемы. Алкоголизм, наркомания, пищевая зависимость, компьютерная зависимость, зависимость от азартных игр – это все понятия, стоящие в одном ряду. Механизмы форми-рования всех зависимостей во многом схожи. Как правило, в их основе чаще всего лежат и идентичные психологические механизмы, т.е. проблема произ-растает из неудовлетворенности каких-то потребностей индивидуума, невоз-можности самореализации, невозможности достижения целей. Генетическая природа зависимостей находит всѐ большее и большее подтверждение у вра-чей. Человек с генетической склонностью к синдрому дефицита удовлетво-ренности будет непременно искать внешние способы, позволяющие ему ис-пытать это чувство.

Подверженных болезненной склонности к игре людей можно разде-лить на пять условных категорий:

 Подверженные многочисленным пристрастиям: параллельно с лудоманией эти люди страдают от каких-либо пристрастий (алкоголизм, наркомания и т. д.).

 Лечившиеся от психических расстройств: все они проходили психиатрическое лечение в клинических или амбулаторных условиях.

 Люди, которые играют, чтобы притупить чувство одиночества или неудовлетворѐ нности: для таких игроков, азартные игры служили отдушиной и суррогатом отсутствующей компании или интересного дела.

 Профессиональные игроки: люди из этой группы играли профессионально, но время от времени игра приобретала форму пристрастия.

 Другие: во всех других отношениях они отличались от всех выше описанных групп своей предысторией и мотивацией к игре.

 

Существует перечень характеристик игрока, который может быть отнесен к категории «проблемных». К таким характеристикам относятся:

 нежелание и неспособность принять реальность;

 вера в то, что игрок придумал уникальный метод игры, которая позволит сорвать куш;

 много времени уделяется мечтаниям о том, как будет израсходован скорый крупный выигрыш;

 ощущение эмоциональной незащищенности в перерывах между играми;

 инфантильность и желание избегать ответственности;

 

 желание казаться значительной величиной в глазах других людей.

 

Более серьезной формой зависимости является «патологический игрок», которому свойственно:

 Иррациональные мотивы поведения, следуя которым человек постоянно или периодически теряет контроль за тем, как он действует в игре. Такие люди охвачены мыслью о следующей игре или о том, где бы раздобыть денег для нее.

 Растраты, заем денег в долг для продолжения игры.

 Неустойчивое поведение и распад личности.

 Склонность к административным и уголовным преступлениям с целью добычи денег для игры.

 Суицидальные мысли и поступки.

 

Учитывая многообразие опыта стран мира, можно составить некоторый перечень общих для всех методов и средств противодействия лудомании:

 Законодательные меры. Лицензирование. Возрастные ограничения. Рекламные ограничения. Налоговые отчисления. Но в то же время безусловное соблюдение гражданских прав и свобод.

 Административные меры. Ограничения по месту (отдаленность от образовательных, религиозных учреждений и т.д.). По времени работы. По видам игр, их сочетаниям.

 Ограничения игорного заведения. Ограничения по допуску (фэйс-контроль) – на возраст, психическое состояние, адекватность. Проверка состоятельности и кредитной истории клиентов. «Черные списки» шулеров, «проблемных» игроков. Остановки в игре. Ограничения по суммам и времени игры. Ограничения игрока. Заранее оговоренные предельные суммы и время игры.

 Медицинские меры. Медикаментозное и психотерапевтическое лечение. Индивидуальная, семейная или групповая терапия. Периодическая проверка своего состояния у психотерапевта или психоаналитика. Самотестирование. Наблюдение за «проблемными» клиентами. Лекции и тренинги.

 Общественные меры. Создание и поддержание анонимные группы. Создание общественных организации и движения. Образовательные программы. Выпуск книги и лекций для личного и семейного прочтения.

 

Из всего этого перечня мер противодействия мы по понятным причинам, коротко, остановимся на медицинских мерах.

Общеизвестно, что психотерапия является главным методом в лечении за-висимых состояний. Однако роль, место, задачи и вид психотерапии на раз-ных этапах лечения меняются. Заявления о том, что непсихологическое лече-ние при игромании не приносит пользы, следует назвать безответственными. Хотя специфического психофармакологического лечения игромании и свя-занных с ней расстройств на сегодня не существует, но были опробованы и оказались эффективными многие препараты, в частности – антидепрессанты. Все психотерапевтические методы применяющиеся в лечении зависимо-стей можно разделить на 3 главные группы по характеру психотерапевтиче-ского воздействия: манипулятивные; методы, развивающие личность; синтетические.

Методы манипулятивного характера. Они адресованы главным обра-зом к патологическим процессам. Пациент рассматривается как объект воз-действия; цель – изменение поведения. Терапия чаще непродолжительная, результат достигается относительно быстро, но не всегда устойчив; взаимо-отношения пациента и терапевта характеризуются патернализмом со стороны терапевта, принятием на себя ответственности за результат лечения. К ним можно отнести большинство суггестивных (гипноз) методов, поведенческую психотерапию, в том числе методы «кодирования», «блокирования», и др.

Развивающие личность методы. Они адресованы главным образом к нормативно-компенсаторным процессам. Пациент рассматривается как субъ-ект воздействия, цель – рост личности. Терапия достаточно продолжительна и трудоемка; результаты достигаются относительно медленно, но более устойчивы; взаимоотношения терапевта характеризуются партнерством.

К этой группе методов относятся психоанализ, экзистенциальный анализ (логотерапия), отчасти трансактный анализ, гештальттерапия, клиент-центрированная терапия (по К. Роджерсу) и другие методы так называемой гуманистической ориентации.

Синтетические методы. К ним относятся комбинированные и поэтапные методы психотерапии, сочетающие в себе элементы манипулятивных и раз-вивающих личность методов.

При использовании психотерапии как метода лечения необходимо неуклонно следовать основным ее принципам, которыми являются:

I. Добровольность. Осознанное согласие – первый и главный признак – только при этом начинается сотрудничество. Этот принцип нельзя понимать буквально, есть условно-добровольное согласие лечится – здесь важен врач.

II. Максимальная индивидуализация. Необходимо решить несколько задач, что позволит максимально быстро и эффективно достичь положительного эффекта от проводимого лечения:

1) где лечить – стационар или амбулаторно. В ряде случаев стационирова-ние больного в отделение с преобладающим психотерапевтическим воздей-ствием является просто необходимым, поскольку амбулаторное лечение бу-дет малоэффективным вследствие того что после проводимой психотерапии человек вновь будет возвращаться в прежнюю среду и подвергаться ее небла-гоприятному воздействию;

2) Необходимо учесть клинические особенности и психическое состояние. Например, если на первичной консультации диагностируются тяжелая де-прессия или даже психоз, то больной направляется в соответствующее про-11

 

фильное отделение, где в лечении предпочтение в большей степени отдается медикаментам и меньше психотерапии.

3) При первичном обращении необходимо произвести оценку конститу-ционально-личностных особенностей человека, что достигается проведением патопсихологического тестирования, проводимого медицинским психологом;

4) При сборе анамнеза заболевания (история болезни) необходимо учиты-вать особенности течения и развития заболевания именно у данного человека течения. Итог – индивидуальная программа лечения, учитывающая как инди-видуально-личностные особенности данного конкретного человека, так и особенности формирования и протекания имеющегося у него заболевания, где психотерапевтической и психофармакологической составляющей лечения отводится соответствующее место.

III. Комплексность. Этот принцип обеспечивается исполнением следующих пунктов:

1) При проведении психотерапии необходимо воздействовать на все уровни личности и ее окружения (биологический, клинический, социальный);

2) При проведении лечения необходимо учитывать все имеющиеся «ми-шени»:

а) патологическое влечение к игре;

б) возможно имеющиеся психические нарушения, возникшие либо в ре-зультате реализации зависимого стиля жизни и поведения индивидуума, либо имеющиеся в структуре личности исходно, но до момента начала аддикта (отклонения) являющиеся скрытыми.

IV. Непрерывность и этапность. Это означает, что при лечении больной должен быть постоянно погружен в психотерапевтический процесс, с ним может заниматься психотерапевт, психолог, или группа больных, могут ис-пользоваться и применяться как самостоятельные занятия или привлекаться терапевтические сообщества). Осуществляемый континуум терапевтических изменений должен иметь строго последовательный – этапный характер. Пе-рерывы или аритмичность в работе сводят на нет всю предшествующую ра-боту. Принципиальным для этого этапа является: системность, многоуровне-вость и полимодальность воздействия.

Нарушение этих канонов приводит к тому что проводимая психотерапия:

а) бьет мимо;

б) запаздывает;

в) легко блокируется патологическими защитами и инкапсулируется па-тологической субличностью.

Главное – то, что автономное воздействие на автономный симптом не в состоянии остановить ход патологического процесса. Так несистемная психо-терапия ориентированная только на борьбу с тягой к алкоголю – часто не в состоянии предотвратить новый эксцесс, или приводит к «уходу» в другую зависимость – наркоманию, алкоголизм или психосоматике, т.е. главное – интегративность.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.