Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кто и что направляет поведение






Поговорим о так называемом внешнем/внутреннем контроле. В психологических исследованиях было установлено, что люди различаются по тому, как они объясняют (даже самим себе) причины тех или иных событий своей жизни. Это получило название «локус» (от лат. locus – «место»). Некоторые считают, что их жизнь зависит в основном от отношения других людей или от случая, судьбы, рока. В этом случае говорят о внешнем локусе контроля. Таких людей психологи называют «экстерналами» или «внешне направляемыми», «ориентированными на внешний контроль». Другие, напротив, считают, что все зависит только от них самих. У них внутренний локус контроля. Таких называют «интерналами», «внутренне направляемыми», «ориентированными на внутренний контроль». Мы уже касались этого вопроса, когда анализировали методику «Кто Я?» и говорили о каузальной атрибуции.

Существует, конечно, множество людей, которых нельзя отнести ни к той, ни к другой группе. Однако подлинно самоактуализирующаяся личность – это не просто «немного того, немного другого». Вот что пишет о людях с различным локусом контроля уже неоднократно цитируемый мной Э. Шостром:

«Чтобы понять актуализацию, нужно прежде всего хорошо разобраться в понятиях – внутреннее руководство и руководство со стороны других. Внутренне направляемая личность… оказалась со встроенным в раннем периоде жизни психическим компасом – гироскопом, который был установлен и запущен родительским влиянием. Позднее этот гироскоп претерпел дальнейшие влияния со стороны других авторитетных фигур. Внутренне направляемый человек проходит через жизнь независимо с внешней точки зрения, однако все еще подчиняясь этому внутреннему направлению. Источник его руководства внедрен ранее, и им управляет небольшое число принципов… Опасность избытка внутреннего руководства состоит в том, что индивид может стать нечувствительным к правам и чувствам других и может почувствовать, что может манипулировать ими авторитетно по причине своего собственного внутреннего чувства «правоты»… Личность, направляемая другими, из–за страхов и сомнений со стороны его родителей в отношении того, как его вырастить, оказалась мотивированной развить радарную систему, чтобы получить сигналы от значительно более широких кругов… его первичное чувство склоняется к страху перед сменяющими друг друга голосами «авторитетов» или перед любым пристальным взглядом. Опасность руководства со стороны других состоит в том, что манипуляция как в форме угождения другим, так и в форме обеспечения постоянного принятия становится его первичным методом отношения.

Таким образом, можно видеть, что изначальное чувство страха может быть трансформировано во всепоглощающую неутомимую потребность в привязанности или уверениях в любви…

Самоактуализирующаяся личность имеет тенденцию быть менее зависимой… как в крайностях внутреннего руководства, так и в крайности руководства со стороны других. Ее можно характеризовать как имеющую более автономную самоподдерживаемую или бытийную ориентацию. Она руководима другими там, где она до некоторой степени должна быть чувствительна к человеческому одобрению, расположению и доброй воле, но источник ее действий по существу – это внутреннее руководство. Этот человек руководим в большей степени внутренне, но его свобода не завоевана бунтом или нажимом на других или борьбой с ними. Он полностью выходит за пределы внутреннего руководства с помощью критической ассимиляции и творческого развития своих прежних принципов жизни. Он открыл внутренний вид жизни, который дает ему уверенность». [37]

А вот какие примеры высказываний каждого из этих типов личности приводит Э. Шостром.

Личность с полной внутренней ориентацией: «Моим чувствам можно верить», «Что бы я ни решал, я должен принять свое собственное решение», «То, что я хочу, есть то, что я делаю».

Внешне направляемая личность: «Что подумают люди?», «Скажи мне, что ты думаешь, мне следовало делать?», «Что нужно делать, чтобы правильно делать?». Самоактуализирующаяся личность: «Я сверяюсь с теми, кто любит меня и поэтому принимает мои собственные решения», «Я собираю столько информации по проблемам и следствиям, сколько можно, а затем доверяю решение моим глубочайшим чувствам», «Я свободен от их давления, но, однако же, меня интересует то, что они думают». [38]

А теперь вернись к ключу 7 (см. часть I) и подумай над ним с этой точки зрения: что на самом деле означает «верьте своим чувствам»?

Я думаю, ты помнишь, что в списке самоодобрения И. Атватера, с которого мы начали эту часть работы (см. часть I), вторым, то есть в самом начале, находится как раз это умение – разумно относиться к оценкам со стороны других людей. Другими словами, самопринятие напрямую зависит от того, преобладает ли у тебя внешний или внутренний локус контроля или в объяснении событий своей жизни ты больше похож на самоактуализирующуюся личность?

Какой у тебя локус контроля? Какими причинами – внешними или внутренними – ты объясняешь события своей жизни?

Запиши тот ответ на этот вопрос, который сразу – без специальных размышлений и анализа – придет тебе в голову. После этого посмотри свои результаты по методике «Кто Я?», проанализируй их с этой точки зрения. Далее проанализируй несколько событий своей жизни – равное количество из прошлого и настоящего, например по два. После этого подумай таким же образом о своих ближайших и более отдаленных планах: от чего или от кого, считаешь ты, зависит их исполнение.

В анализе тебе помогут следующие вопросы: 1) что я делал, чтобы достичь в этой ситуации успеха; 2) знал ли я, чего я хочу, или ждал, пока мне это объяснят другие; 3) откуда взялась эта ситуация, кто мне подсказал эту цель; 4) был ли я активен или пассивен – действовал сам, ждал помощи от других или думал, что все само собой как–нибудь образуется; 5) насколько типично для меня поведение в данной ситуации? Естественно, девушки зададут себе эти вопросы, пользуясь женским родом глагола, а по отношению к будущему вопросы задаются в будущем времени. И вновь запиши общий вывод.

Теперь сравни результаты всех этапов выполнения упражнения. Не обнаружилось ли чего–то нового, неожиданного? Совпали ли начальное впечатление и окончательный вывод? Нравится ли вам этот результат? Получилось ли то, что вы хотели?

Если нет, то рецепт здесь один – действуй! Действуй по–новому. Дай себе слово, и хотя бы в течение ближайших четырех, ну хотя бы двух дней веди себя и думай как самоактуализирующаяся личность или какая–нибудь другая, такая, чья жизненная ориентация в описании Э. Шострома показалась тебе наиболее привлекательной. Не забывай каждый вечер анализировать, что у тебя получается.

И еще. Занимайся мысленным экспериментированием. Представь, как бы изменилась та или иная ситуация, если бы ты по–другому вел себя в ней, по–другому понял меру своей ответственности за нее.

В качестве примера выполним следующее упражнение.

Вспомни и запиши три самых приятных события своей жизни за последний год, три самых неприятных и три нейтральных. Затем каждое событие оцени с точки зрения того, насколько оно было вызвано тобой – твоими качествами, поступками, поведением, и насколько – другими людьми или обстоятельствами. Сделай то, что ты уже хорошо умеешь, – определи, действовал ли ты в этих ситуациях как «внешне или внутренне направляемый» человек или как человек, который, ориентируясь на внутренние критерии, уделяет большое внимание тому, что происходит вокруг. А на следующем этапе выполнения упражнения представь, что изменилось бы в этих ситуациях, если бы твой локус контроля был другим. Не сдерживай свою фантазию, дай ей возможность поиграть. Как лично тебе лучше добиться этого, ты тоже уже знаешь. Используй любой из предложенных ранее или выработанных самостоятельно за время наших занятий способов.

Теперь то же самое сделай с тремя ближайшими и тремя отдаленными планами и целями. Ты имеешь прекрасный шанс – выбрать тот вариант, который тебе больше всего нравится, и осуществить его. Не упусти этот шанс.

Знаешь, чем еще важен актуализационный тип локуса контроля? Он позволяет правильно относиться к тому, что называется «жизненный опыт». Нам кажется, что мы все знаем о значении жизненного опыта, об «учебе на ошибках» и т. д. С другой стороны, многие из нас часто думают и заранее готовят себя к той или иной ситуации. И это правильно. Такие репетиции очень полезны. Сложность, однако, в том, что никогда и ничего не повторяется, никогда и ничего не бывает точно таким, каким мы себе представляем, таким, как говорят «знатоки», к чему готовят книги, статьи.

Жизнь идет своим, только ей известным чередом, и ни одна ситуация не похожа на ту, которая была, или уж тем более на ту, которой она должна была быть по нашим представлениям.

Примеры, которые любят в этом случае приводить психологи, – чтение о первом поцелуе, его ожидание и настоящий первый поцелуй; читать о плавании и на самом деле учиться плавать.

Исследования показывают, что человек с внешним локусом контроля часто настолько уверен в том, что ничего не повторяется и ничего нельзя предсказать, что подходит к каждой ситуации как к новой. «Внутренне направляемые», напротив, склонны придавать чрезмерно большое значение имеющемуся опыту, всевозможной предварительной подготовке к ситуации. Ограниченность этого очевидна – изменение ситуации ведет к тому, что такой человек может растеряться, ему будет трудно приспособиться к ситуации, а значит, он не сможет в ней эффективно действовать. Он продолжает играть по старым правилам, не замечая, что все уже давно играют совсем в другую игру.

Таким образом, ориентация на прошлый опыт или на чужие советы, «как правильно жить», даже если они не приводят к неблагополучным последствиям, тормозит развитие личности.

Совершенно по–другому обстоят дела у тех, кто понимает, что опыт, «полезные советы» и т. п., как говорится в одном из наших ключей, – лишь ткань, из которой в каждой ситуации можно шить новую одежду.

Пользуясь известным древним изречением, они понимают, что в каждый момент жизни входят в новую реку, но при этом признают полезность своего умения плавать, а также своих знаний о свойствах воды, правилах поведения на воде, о том, куда и как плыть.

2. Творец своей жизни






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.