Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Преемственность и лидерство






 

Когда Нобуюки Идеи предложили занять пост прези­дента Sony, он был самым молодым из всех кандидатов. Ога говорил, что пришел к этому решению «методом исклю­чения» — он отсеял одного за другим всех остальных пре­тендентов, в результате чего остался один Идеи. Многим руководителям и членам совета директоров, которые были значительно старше и опытнее Нобуюки Идеи, это назначе­ние, конечно, не понравилось. Они считали его работу не­достаточно эффективной; он не был инженером и не обла­дал сильной харизмой. Практически все остальные канди­даты на президентское кресло после этого назначения либо уволились, либо перешли работать в филиалы. Оставшиеся хоть и не восставали против Идеи открыто, но относились к нему без особой симпатии. Кроме того, менеджеры выс­шего звена, которые раньше входили в совет директоров, но в результате реформы этого органа были из него выведе­ны, тоже сердились на Идеи за то, что он лишил их власти. Чтобы успокоить их, Ога лично разослал им письма, в ко­торых говорилось, что хотя они больше и не члены совета директоров компании, все привилегии, к которым они при­выкли, за ними сохранятся [10].

Но Идеи не только реструктуризировал Sony, надеясь та­ким образом вытащить фирму из ямы финансовых труд­ностей, он также настойчиво работал над развитием новых направлений бизнеса в рамках своей излюбленной сетевой стратегии. Однако эти усилия не привели к сколько-нибудь серьезным успехам [11]. Идеи не слишком хорошо разбирал­ся в тонкостях бизнеса по выпуску электронных продуктов, и инженеры компании ему не доверяли; в этом секторе у него не было практически никакой поддержки. Инженерный пер­сонал, который в эпоху аналоговых технологий был элитой Sony, испытывал не самые добрые чувства к Идеи — ведь он делал ставку не на обычные бытовые электронные устрой­ства, а на сети, сетевые услуги и индустрию развлечений.

К моменту его назначения большинство сотрудников Sony уже давно профессионально занимались созданием анало­говых продуктов и были чрезвычайно привязаны к своим особенно успешным детищам, таким как плеер Walkman, телевизор Trinitron, CD и MiniDisc, которые в прошлом со­ставили славу их фирмы. Эти люди были признанными экс­пертами в области аналоговых технологий — схемотехнике, проработке материальных потоков, механической инжене­рии, - а цифровых технологий они не знали, да и не слишком ими интересовались. Но открытого протеста против цифро­вой и сетевой стратегий Идеи они поначалу не высказыва­ли — их оружием стало пассивное сопротивление [12]; они чувствовали себя оскорбленными тем, что, по мнению ново­го руководителя, в эру новых веяний они стали якобы не нуж­ны. В 2001 году, когда с треском лопнул «мыльный пузырь» информационных технологий, а видение Идеи так и не во­плотилось в сколько-нибудь заметные реальные достижения, «старая гвардия» начала более открыто критиковать его за то, что он разрушил бизнес бытовой электроники Sony - ее бы­лую славу. Затем, когда, начиная с 2003 года, эффективность компании неуклонно поползла вниз, те, кто сделал карьеру благодаря аналоговым технологиям, и те, кто в последние годы лишился власти в фирме, уже не сдерживаясь, выска­зывали сомнения относительно видения, стратегий и управ­ленческих способностей Идеи и критиковали его. Норио Ога начал открыто игнорировать бывшего любимца и выражал свое недовольство его работой, утверждая на каждом углу, что «его выбор оказался ошибочным». Нобуюки Идеи перестал пользоваться доверием работников фирмы.

Можно сказать, что стиль лидерства этого руководите­ля действительно стал одной из главных причин серьезно­го ухудшения показателей деятельности Sony. Структура управления компании базировалась на принципах свободы и широты взглядов; тут поощрялась креативность и незави­симость отдельных бизнес-подразделений. При такой орга­низации и при отсутствии очень сильного лидера, способ­ного мощью своей харизмы объединить разрозненные части воедино, хаос был практически неминуем.

Основателям Sony Морите, Ибуке и Ore благодаря их неве­роятной харизматичности решать эту задачу удавалось; Идеи этого сделать не смог. Он по своей сути был администрато­ром — он передавал полномочия менеджерам подразделе­ний, а потом контролировал их деятельность, используя для этого финансовые критерии. Имелись у этого руководителя и другие недостатки: он был относительно молод и старался не воздействовать на людей принуждением. Иными словами, проблемы Sony были в значительной мере спровоцированы явными противоречиями между стилем лидерства и корпора­тивной культурой компании. По словам одного из высокопо­ставленных менеджеров фирмы, «Идеи унаследовал от своих предшественников огромную власть. Он мог использовать ее для того, чтобы направить людей в любом выбранном им направлении. Но по каким-то причинам он не пользовался ею вовсе, а если иногда и пользовался, то крайне непоследо­вательно. В результате его подчиненные начали сомневать­ся в том, что в случае возникновения трудностей они могут рассчитывать на поддержку своего лидера. Люди постепенно теряли веру в него и в итоге перестали его слушать».

Негативную роль в карьере Нобуюки Идеи сыграл и край­не неэффективный процесс преемственности в компании. Долгое время, пока Морита болел, в Sony не назначали ге­нерального директора; все верили, что лидер скоро выздо­ровеет. Когда эту должность занял Ога, все свои решения он принимал единолично, их никто не контролировал. Но Ога тоже не предпринял попытки заранее подобрать и подгото­вить себе замену. Нового президента он начал искать в тот момент, когда сам собрался уходить на пенсию, и его выбор пал на Идеи только потому, что все остальные кандидаты еще меньше подходили на эту должность.

В итоге Идеи не получил достаточной подготовки для ра­боты на ответственном посту генерального директора фир­мы. Например, Джек Уэлч из С£ за несколько лет до выхода на пенсию отобрал трех кандидатов в качестве своих воз­можных преемников и целенаправленно готовил их к рабо­те на этом посту; постоянно оценивая их деятельность, он заставил их конкурировать друг с другом. И когда один из этих кандидатов, Джефф Иммелт, в конце концов занял ме­сто Уэлча, он был полностью готов к исполнению обязан­ностей генерального директора фирмы.

Позже, уйдя на пенсию, Ога оставался почетным гла­вой Sony и постоянно вмешивался в дела своего преемника. Он публично критиковал действия Идеи. Надо сказать, эта проблема вообще очень характерна для японских компа­ний, бразды правления которыми переходят от основателей и владельцев фирм к профессиональным менеджерам.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.