Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метрополис» Фрица Ланга






Эпиграф – «Посредником между головой и руками должно быть сердце».

Сначала показана машина. Очень динамичные кадры. Переходы, крупные планы. Несколько кадров в одном. Там всего 10 часов на часах, в то время как у нас 12 часов.

Противоположная симметрия – когда открываются ворота. Диагональный кадр, когда люди начинают движение. Один потом идёт медленнее другого. Потом кадр, снятый сверху: снизу идут уходящие, они устали, поэтому идут медленно, сверху приходящие. Ощущение, что у них единый разум. Они идут абсолютно синхронно. Все с опущенными головами. Ощущение обречённости.

Внизу – город рабочих. Сверху – «Клуб сыновей» и «Вечный сад».

Симметричный кадр – три потока рабочих одновременно выходят из лифта.

Камера будто сверху снимает бегущих сыновей.

Все рабочие двигаются резко в так резкой музыке. Это похоже на движение часов. Они качаются от одной стенки к другой. Они двигаются всё быстрее и быстрее по мере роста показателей термометра. Потом вместо рабочего места рабочих из дыма появляется образ Молоха. К нему в пасть ведут связанных рабочих. Потом ноги Молоха (он похож на Сфинкса) вновь превращаются в рабочее место, кабинки. Люди опять двигаются в тот же такт. Там произошёл взрыв. Уносят раненых и погибших.

Город очень футуристичен: небоскрёбы, подписные дороги, на них поезда и машины, пробки, самолёты. Потом во время разговора Фредера с отцом показаны кадры, как фотографии, зданий этого города. В этот момент сын говорит, что Метрополис – это великолепный город, а Йо – его мозг, который всех озаряет своим сиянием.

Наложение кадров друг на друга, когда Георгий представляет себе искушения: танцы, музыка, театр, кино.

Абсолютно симметричный кадр – робот Хел строго под звездой, с двух сторон от неё Ротванг и Йо Фредерсен. Хел сидит на стуле, похожем на трон. У актрисы такой костюм, что она действительно похожа на работа, очень футуристичный. В фильме Мельеса, например, жители Луны селениты не были похожи на инопланетян, это явно были простые люди в костюмах. Фильм Мельеса вышел на 24 года раньше.

Ротванг говорит, что это карта катакомб. Йо берёт её в руки, в кадре виден его палец. Потом мы видим рабочих, спускающихся по лестнице, а по краям фрагменты карты и пальцы Йо. То есть люди как будто идут по карте.

У них рабочая смена – 10 часов.

В катакомбах девушка рассказывает легенду о Строительстве Вавилонской башни. Сначала показывают башню, она кажется огромной. Потом это оказывается макетом, вокруг которого сидят те, кто решил её построить. Те, кто придумал башню, не могли построить башню. Они наняли людей. Но руки не знали о задумке головы, то есть тех, кто придумал башню. Хвалебная песнь одних стала проклятьем других. Люди, говоря на одном языке, не понимали друг друга. Толпа ринулась на создателя башни. Это был мощный кадр: один человек на вершине широкой лестницы, а потом вдруг разъярённая толпа бежит на него. Голове и рукам требуется посредник – сердце. Люди спрашивают девушку Марию, где их посредник. Мария говорит, что надо подождать, он обязательно придёт.

Сцена с Марией и Ротвангом. Игра со светом, когда Мария убегает, а Ротванд водит свечей, и на экране появляются световые пятна то там, то тут, и высвечивание скелетов действительно наводят ужас. Также там есть игра со светом и тенью, когда Мария подбегает то к одной стене, то к другой, и мы видим не только её, испуганную, со скрюченными руками, то и её тень. К тому же девушка очень правдоподобно играет ужас.

Монах читает на кафедре текст про вавилонскую блудницу, которая пила кровь святых. Это слушает Фредер. А потом в кадре мы видим робота Хел. Сразу становится понятно, что Хел будет уничтожительницей.

Двери в доме Ротванда будто сами закрываются и открываются. Фредер поставил подпорку из деревяшки, но она сломалась и дверь всё равно закрылась. Фредер видит платок Марии. Рука тянется к нему, а камера за ней. Видимо, это эффект повествовательной камеры. Эффекты – электрические токи над Марией и круговые токи вокруг робота. Постепенно робот получает лицо Марии. Это показано крупным планом. Фредер спрашивает, где Мария. Мы видим повтор, как Мария, в металлической шапочке, лежа на столе, без сознания, поворачивает голову. Фредер прибегает к отцу. Мария у него. Фредер не верит. Появляются вспышки, звёздочки, крупные планы лиц, а вокруг них как будто что-то вертится, кадр с отцом и Марией в обнимку, а вокруг них какой-то круговорот. После этого Фредер заболевает.

Мария танцует, а мужчины смотрят на неё вожделением, мы видим наложение кадров с лицами, с отдельными глазами. Идёт быстрая смена кадров – танец – мужчины. Потом надпись о том, что все семь смертных грехов ради неё. Мужчины с поднятыми руками подбегают к сцене, к возвышению, а это возвышение поднимается всё выше. При этом использована быстрая съёмка. На лицах мужчин жуткое вожделение.

Потом будто начинают танцевать семь смертных грехов. При этом смерть поёт на флейте, а потом размахивает косой.

Когда Йозафат рассказывает, что стало с молодыми людьми, он недоговаривает. Это делает картинка: мы видим бьющихся на шпагах бывших лучших друзей и руку, берущую пистолет.

Когда заканчивается смена, из маяка одного здания выходит пар во все стороны.

Ротванг говорит, что Мария будет призывать к насилию. При этом в кадре крупное лицо Марии, а вокруг картины с лицами рабочих.

Идёт массовая сцена бунта. Вся толпа ринулась на Фредера и Йозафата.

Потом толпы рабочих разбегаются по городу. Ощущение, что их тысячи, может, миллионы. Все разъярены. Толпа крушит железные ворота, ведущие в глубину.

Йо включает экран. Это похоже на видеосвязь. Вероятно, это лишь проектор.

Мощный симметричный кадр: толпа в чёрном спускается по лестнице и заполняет зал. Это похоже на муравейник.

Мощные кадры с прибытием воды: она течёт отовсюду: из земли, из домов. Это становится страшно. В фильме не раз упоминался Апокалипсис. То, что мы видим в кадре, похоже на водный Апокалипсис.

Интересный кадр с гонгом, которым руководит Мария. Он словно бьёт по камере. Он словно показывает, как мало времени остаётся. Гонг мы в кадре видим неоднократно. Видно, что декорации домов сделаны из картона или из чего-то очень непрочного и они очень маленькие. Это понятно, когда мы видим льющуюся сверху воду. При этом людей в кадре нет. Также там есть, видимо, крупные декорации, на фоне которых бегают люди.

В то время как город затопляет, толпы взрослых, взорвавших Машину-Сердце, водят хороводы. При этом люди похожи скорее на тени, а не на людей. Кадр по диагонали, когда толпа бежит по подвесной дороге. При этом людей практически не видно. Это чёрный, из-за перспективы кажущийся узким поток. Интересный кадр, где Мария на верёвке крутится под колоколом. При этом раздаётся колокольный звон. На костре робот в образе Марии превращается опять в металлического робота. Последние кадры, когда Фредер боролся с Ротбергом, Йо стоит неподвижно на коленях, руки у него заложены за голову. Он поднялся лишь тогда, когда Ротберг упал с крыши храма.

Симметричный кадр: вход в храм и толпа людей клином идёт к нему во главе с Гротом. Из здания выходят Йо, Фредер и Мария. Интересный по смыслу кадр в конце: Руки (Грот) и Голова (Йо) хотят сойтись, но не могут. Мария говорит Фредесу, что им нужен посредник. Сердце (Фредер) помогает им протянуть руку друг другу.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.