Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 22. Законодательство Республики Беларусь в области охраны труда.






Обеспечение защиты от опасных и вредных производственных факторов.

28 апреля определен Международной организацией труда как Всемирный день охраны труда.

Реализуясь в пространстве и времени, опасности угрожают не только человеку во всех сферах его жизни. Профессиональная (трудовая) деятельность человека не является исключением.

Развитие техносферы ведет к повышению не только качества жизни, но и уровня опасности для жизнедеятельности. Человек сам часто становится жертвой своей техногенной и иной деятельности.

В современной техносфере формируются такие факторы условий труда и жизни человека, которые начинают превышать адаптационные, физиологические и психологические возможности человека.

Нередко условия труда работающих не отвечают санитарно-гигиеническим нормативам по уровню содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, шума, вибрации, параметрам микроклимата и другим показателям. Вредные и опасные производственные факторы становятся причиной профессиональной заболеваемости, уровень которых в последние годы возрастает.

Число профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве (в том числе, со смертельными исходами) свидетельствуют об отсутствии должной ответственности и экономической заинтересованности работодателей за выполнение правил по охране труда и здоровья работников. И всё это приводит к потерям трудоспособного населения.

· По статистике на производстве ежегодно травмируется:

· около 8 тысяч человек, из них около 250 погибают и около 700 получают тяжелые травмы.

· ЕЖЕГОДНО регистрируется более 300 больных с впервые выявленными профессиональными заболеваниями.

· - В результате в настоящее время более 22 тысяч человек являются получателями сумм возмещения вреда

· охрана труда – система обеспечения безопасности жизни и здоровья работающих в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-противоэпидемические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства;

· условия труда – совокупность факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, воздействующих на работоспособность и здоровье человекав процессе трудовой деятельности.

· безопасные условия труда – условия труда, при которых исключено воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов либо уровни их воздействия на работающих не превышают установленных нормативов;

· средство индивидуальной защиты – средство защиты, надеваемое на тело работающего или его части либо используемое им, предназначенное для предотвращения или уменьшения воздействия на работающего вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения и (или) при работе в неблагоприятных температурных условиях;

· средство коллективной защиты – средство защиты, конструктивно и (или) функционально связанное с производственными процессами и оборудованием, помещением (зданием) или производственной площадкой, предназначенное для защиты работающих от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;

Целью охраны труда является сокращение социально-экономических потерь, обусловленных условиями труда, а ее предметом – исследование состояния условий труда, идентификация опасных и вредных факторов, их источников, оценка рисков производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, разработка и широкое использование комплекса мер по обеспечению безопасных и безвредных условий труда, повышению культуры производства

Законодательство РБ по охране труда основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из:

Закона РБ «Об охране труда», Трудового кодекса Республики Беларусь, Гражданского кодекса Республики Беларусь, других нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в области охраны труда.

Цель государственной политики Республики Беларусь в области охраны труда – сохранение жизни и здоровья граждан в процессе трудовой деятельности.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 23 июня 2008 г. № 356-З«Об охране труда» в новой редакции от 12 июля 2013 г.

- направлен на реализацию установленного Конституцией РБ права граждан на здоровые и безопасные условия труда.

Это правовые нормы, направленные против: необоснованных переводов; необоснованных увольнений; отклонений от нормативного режима рабочего времени и времени отдыха; других нарушений трудовых прав граждан.

· Каждый работник имеет право на: обучение (инструктирование) безопасным методам и приемам труда;

· на рабочее место, соответствующее правилам по охране труда;

· обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты;

· получение достоверной информации о состоянии техники безопасности и условий труда на рабочем месте и др.

Ст. 232 ТК

· Работник обязан: соблюдать требования соответствующих инструкций, правил и других нормативных правовых актов по охране труда;

· проходить в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда

Статья 226 ТК

· Наниматель обязан обеспечивать охрану труда работников, в том числе:

· -безопасность при эксплуатации производственных зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов и применяемых в производстве материалов и химических веществ, а также эффективную эксплуатацию средств защиты;

· - условия труда на каждом рабочем месте, соответствующие требованиям техники безопасности и производственной санитарии; - организацию в соответствии с установленными нормами санитарно-бытового обеспечения, медицинского и лечебно-профилактического обслуживания работников;

· Наниматель обязан обеспечивать охрану труда работников, в том числе:

· - режим труда и отдыха работников, установленный законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором;

· -выдачу работникам, занятым на производстве с вредными и (или) опасными условиями труда;

· -подготовку (обучение), инструктаж, повышение квалификации и проверку знаний работников по вопросам охраны труда;

· --постоянный контроль за соблюдением нормативных правовых актов по охране труда;

Статья 49 ТК - Наниматель обязан

· -не допускать к работе (отстранить от работы) в соответствующий день (смену) работника, появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

· -не прошедшего проверку знаний по вопросам охраны труда;

· -не использующего требуемые средства индивидуальной зашиты при выполнении работ, связанных с повышенной опасностью;

· -не прошедшего медицинский осмотр в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.

· Наниматель вправе требовать от работников:

· -выполнения условий трудового договора и правил внутреннего трудового распорядка;

· -привлекать работников в дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом;

· -обращаться в суд для защиты своих прав; поощрять работников (ст. 12 ТК);

· -расторгнуть трудовой договор с работником, заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до истечения срока его действия в случае однократного грубого нарушения правил охраны труда, повлекшего увечье или смерть других работников (ст. 42 ТК);

Разработка инструкций по охране труда является обязанностью работодателя по обеспечению условий по охране труда (Статья 17 Закона).

· Наличие разработанных инструкций помогает руководителю организации обезопасить труд работников организации.

Инструктаж по охране труда может быть:

Вводный, первичный, на рабочем месте, повторный, внеплановый,

Целевой:

· Вводный инструктаж Проводит инженер по охране труда или специалист организации на которого возложены эти обязанности по утвержденной руководителем организации инструкции

· Первичный инструктаж на рабочем месте Проводится до начала работы индивидуально с практическим показом безопасных приемов и методов труда по утвержденным руководителем организации инструкциям по охране труда для профессий и видов работ

· Повторный инструктаж Проводится не реже одного раза в шесть месяцев по программе первичного инструктажа на рабочем месте или по инструкциям по охране труда для профессий и видов работ

· Первичный, повторный, внеплановый, целевой инструктажи проводит непосредственный руководитель работ

· Рабочие принятые или переведенные на работы с повышенной опасностью, к самостоятельной работе допускаются после прохождения стажировки и проверки знаний по вопросам охраны труда Во время стажировки рабочие выполняют работу под руководством назначенных приказом руководителя мастеров, бригадиров, высококвалифицированных рабочих

· Рабочие, занятые на работах с повышенной опасностью, проходят периодическую проверку знаний по вопросам охраны труда в сроки, установленные соответствующими нормативно- правовыми актами, но не реже одного раза в год.

Изменения и дополнения ЗАКОНА в новой редакции от 12 июля 2013 г. № 61-З..

Введены статья 15 «Охрана труда женщин» и статья 16 «Охрана труда несовершеннолетних».

Также статьей 18 «Права работодателя в области охраны труда» - расширяются права работодателя в области охраны труда: предлагается закрепить норму, дающую право работодателю проводить освидетельствование работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ с использованием приборов, предназначенных для определения концентрации паров абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе, и (или) экспресс-тестов. Данное право может быть реализовано работодателем только при наличии достаточных оснований (запах алкоголя изо рта, нарушение речи, затруднение при сохранении равновесия и др.).

Социальный эффект от реализации предусмотренных действующим Законом РБ «Об охране труда» норм, проявился:

- в сокращении производственного травматизма,

- общей и профессиональной заболеваемости,

- в повышении безопасности труда и социальной защищенности работающих.

Количество погибших в результате несчастных случаев на производстве уменьшилось с 207 человек в 2008 году до 172 человек в 2012 году,

потерпевших на производстве – соответственно с 3000 до 2079 человек.

Коэффициент частоты производственного травматизма (численность погибших и потерпевших на производстве на 1000 человек) снизился с 0, 83 в 2008 году до 0, 55 в 2012 году.

Сокращено 172 013 рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда (всего на начало 2012 года 744 901 указанное рабочее место).

Проведенная работа по улучшению условий труда позволила снизить в 2012 году по сравнению с 2008 годом число впервые выявленных случаев профессиональных заболеваний на 39, 2%.

Новой редакцией ЗАКОНА введена статья 5:

«Основные направления государственной политики в области охраны труда»:

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

· приоритет сохранения жизни и здоровья работающих;

· ответственность работодателя за создание здоровых и безопасных условий труда;

· комплексное решение задач охраны труда на основе республиканских,

· отраслевых и территориальных целевых программ по улучшению условий и охраны труда с учетом других направлений экономической и социальной политики, достижений в области науки и техники;

· социальная защита работающих, возмещение вреда лицам, потерпевшим при несчастных случаях на производстве и (или) получившим профессиональные заболевания;

· установление единых требований по охране труда для всех работодателей;

· использование экономических методов управления охраной труда, участие государства в финансировании мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

· информирование граждан, обучение работающих по вопросам охраны труда;

· взаимодействие республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, органов, уполномоченных на осуществление контроля (надзора), профессиональных союзов (далее – профсоюзы), работодателей;

· сотрудничество между работодателями и работающими;

· использование международного опыта организации работы по улучшению условий и повышению безопасности труда.

Концепция государственного управления охраной труда в Республике Беларусь. В ней предусмотрены:

· 1. Создание систем управления охраной труда на всех уровнях, обеспечивающих приоритет профилактической деятельности по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

· 2. Внедрение системного подхода к управлению охраной труда в организациях;

· 3.Разработка научно обоснованных методов оценки и прогнозирования рисков гибели и травмирования работников по отраслям и сферам деятельности;

· 4.Экономическое стимулирование создания безопасных условий труда, разработки и внедрения безопасных техники и технологий, производства средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

· 5. Упорядочение предоставления компенсаций по условиям труда;

· 6.Повышение ответственности работников за соблюдение требований охраны труда.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.