Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методики изучения субъективной картины будущего






Для изучения субъективной картины времени, и в особенности
протяженности субъективной картины будущего, используется ряд методик.
Это методика изучения временной перспективы Ф.Зимбардо, шкала безнадежности Бека, шкала ожидаемой продолжительности жизни DuRant, шкала оценки протяженности субъективной картины будущего Alvos и методика «Линия жизни».
1. Методика изучения временной перспективы Ф.Зимбардо
Методика была разработана известным американским психологом
Филиппом Зимбардо. Опросник предназначен для исследования субъективной картины времени индивида и состоит из 56 утверждений. При ответе респондент выражает свое согласие или несогласие с каждым утверждением в соответствии с предложенными вариантами ответа:
1. Совсем неверно
2. Скорее неверно
3. Нейтрально
4. Скорее верно
5. Очень верно
Опросник состоит из пяти шкал, каждая из которых направлена на оценку
преобладания у респондента различных временных ориентаций:
• Прошлое Негативное
• Настоящее Гедонистическое
• Будущее
• Прошлое Позитивное
• Настоящее Фаталистическое
Прошлое Негативное: В данную шкалу входят утверждения: 4, 5, 16, 22,
27, 33, 34, 36, 50, 54. Высокие баллы по этой шкале означают в целом
негативный, пессимистичный взгляд на прошлое. В силу реконструктивного
характера прошлого такие негативные аттитюды могут быть связаны как с
действительным переживанием неприятных или травматичных событий в
прошлом, так и с негативной реконструкцией нейтральных событий. Высокие баллы по этой шкале коррелируют с депрессией, тревожностью и низкой
самооценкой. Также исследователями обнаружена корреляция между высокими
баллами по этой шкале и уровнем агрессии.
Межличностные отношения людей с высокими баллами по этой шкале
ограничены и зачастую неудовлетворительны. Они не мотивированы работать
ради вознаграждения в будущем, но также не получают удовольствия и от
своей жизни в настоящем.
Настоящее Гедонистическое: Высокие баллы по этой шкале отражают
гедонистическое, рискованное, «бесшабашное» отношение ко времени и жизни.
Отражает ориентацию на удовольствие в настоящем и неспособность принести
что-то в жертву в настоящем, чтобы получить вознаграждение в будущем.
Высокие баллы по этой шкале коррелируют с низкой способностью предвидеть
и взвешивать будущие последствия, непоследовательностью, слабым
контролем эго, импульсивностью, стремлением к поиску ощущений. Согласно
данным исследований представители этой группы более склонны к
употреблению психоактивных веществ, имеют неясные цели на будущее. При этом они энергичны, участвуют в большом количестве разных дел, часто занимаются спортом.
К этой шкале относятся следующие утверждения: 1, 8, 12, 17, 19, 23, 26, 28,
31, 32, 42, 44, 46, 48, 55.
Будущее: Высокие баллы по данной шкале отражают общую ориентацию
субъекта на будущее. Поведение людей с высокими баллами по этой шкале
определяется мотивацией на достижение будущих целей и вознаграждений.
Высокие баллы также коррелируют с развитой способностью предвидеть и
взвешивать будущие последствия, добросовестностью, постоянством. Эти
респонденты высокоорганизованны, амбициозны, ориентированы на
достижение поставленных целей. Они зачастую ощущают субъективную
нехватку времени, но готовы принести в жертву сегодняшние удовольствия
ради успеха в будущем. При этом они отличаются прекрасными навыками
организационного планирования и высокой личной эффективностью, обладают
четкими целями на будущее, а их повседневная жизнь упорядочена и
структурирована. Склонны испытывать средний и высокий уровни стресса, на
субъективном уровне связанный с нехваткой времени.
К этой шкале относятся следующие утверждения: 6, 9, 10, 13, 18, 21, 24, 30,
40, 43, 45, 51, 56.
Прошлое Позитивное: Высокие баллы по этой шкале отражают теплое,
сентиментальное отношение к прошлому. Высокая самооценка и субъективное
чувство радости этих субъектов, указывают на здоровое, радостное отношение
к жизни. Несмотря на склонность к интроверсии и некоторую стеснительность,
они способны к построению близких межличностных отношений. В поведении
разумны и осторожны, неохотно идут на риск. К этой шкале относятся
следующие утверждения: 2, 7, 11, 15, 20, 25, 29, 41, 49.
Настоящее Фаталистическое: Высокие баллы по этой шкале
демонстрируют фаталистичное, беспомощное и безнадежное отношение
субъекта к будущему и к жизни в целом. Эти люди убеждены в том, что
будущее предопределено и не зависит от действий самого человека. С точки зрения этих людей, человек –игрушка в руках судьбы. Они, как правило, не
удовлетворены своей жизнью и не думают, что в дальнейшем это изменится По данным исследований высокие показатели по этой шкале коррелируют с
депрессией и высоким уровнем тревожности, низкой способностью предвидеть
и взвешивать будущие последствия, а также с агрессией. Специальные
исследования указывают на то, что высокие баллы по этой шкале коррелируют
с рискованным поведением по ВИЧ. Люди, получившие такие высокие баллы,
имеют большее число половых партнеров, практикуют небезопасный секс. К этой шкале относятся следующие утверждения: 3, 14, 35, 37, 38, 39, 47, 52, 53.
По мнению авторов методики с точки зрения психологического
благополучия идеальным вариантом является сбалансированная картина
субъективного времени. “Ориентация на будущее дает людям крылья, чтобы
воспарить к новым достижениям, ориентация на прошлое (Позитивное)
укрепляет корни и питает чувство идентичности, а ориентация на настоящее
(Гедонистическое) наполняет нашу ежедневную жизнь молодостью и
чувственными радостями. Человек нуждается в гармоничном сочетании этих
трех ориентаций для того, чтобы полностью реализовать свой потенциал”
Инструкция: Пожалуйста, внимательно прочитайте каждое из
приведённых ниже 56 утверждений. Укажите, насколько верно каждое из них
описывает Вас и обведите цифру в соответствующей графе справа. Необходимо
дать ответ на каждое утверждение.

    Совсем неверно Скорее неверно Нейтрально Скорее верно Очень верно
1. Я считаю, что вечеринки с друзьями – одно из главных удовольствий в жизни.          
2. Знакомые с детства места, звуки и запахи часто вызывают целый поток прекрасных воспоминаний.          
3. Судьба определяет многое в моей жизни.          
4. Я часто думаю о том, что я должен был бы сделать в жизни иначе.          
5. На мои решения больше всего влияют окружающие люди и события, происходящие вокруг.          
6. Я считаю, что каждый свой день следует планировать с утра.          
7. Мне доставляет удовольствие думать о своем прошлом.          
8. Я поступаю импульсивно.          
9. Если что-то не сделано во время, меня это не беспокоит.          
10. Когда я хочу чего-нибудь добиться, я ставлю перед собой четкие задачи и ищу конкретные способы их достижения.          
11. Если честно, то о своем прошлом я могу вспомнить больше хорошего, чем плохого.          
12. Когда я слушаю свою любимую музыку, я теряю счет времени.          
13. Чтобы выполнить необходимую работу к намеченному сроку, можно пожертвовать сегодняшними развлечениями.          
14. Что будет то будет, а значит мои действия не имеют большого значения.          
15. Мне нравятся истории о том как обстояли дела «в добрые старые времена».          
16. Болезненные события прошлого продолжают проигрываться в моей голове.          
17. Я стараюсь жить как можно более полной жизнью, не задумываясь о завтрашнем дне.          
18. Меня расстраивает, когда я куда-либо опаздываю.          
19. В идеальном мире я бы проживал каждый день так как будто бы он последний.          
20. Счастливые воспоминания о хороших временах легко приходят на ум.          
21. Я выполняю свои обязательства перед друзьями и коллегами во время.          
22. В прошлом меня часто обижали и отвергали.          
23. Я принимаю решения не задумываясь.          
24. Я принимаю каждый день как он есть, а не стараюсь распланировать его заранее.          
25. Прошлое несет так много неприятных воспоминаний, что я стараюсь не думать о нем.          
26. Важно, чтобы моя жизнь была захватывающей.          
27. В прошлом я совершил ошибки, которые хотел бы исправить.          
28. Мне кажется, что получать удовольствие от того, что ты делаешь важнее, чем выполнить работу в срок.          
29. Я вспоминаю свое детство с ностальгией.          
30. Прежде чем принять решение я взвешиваю все за и против.          
31. Риск не дает моей жизни стать скучной.          
32. Для меня важнее просто наслаждаться жизнью, чем думать о том, что получится в итоге.          
33. Редко бывает, чтобы все получилось так как я ожидал.          
34. Мне сложно избавиться от неприятных воспоминаний о моем детстве и юности.          
35. Если мне надо думать о целях, задачах и результатах, сам процесс работы перестает доставлять мне удовольствие.          
36. Даже когда я наслаждаюсь настоящим, меня тянет сравнивать его с прошлым.          
37. Невозможно планировать будущее, потому что все меняется очень быстро.          
38. Моей жизнью управляют силы, на которые я не могу влиять.          
39. Нет смысла беспокоиться о будущем, так как я все равно никак не могу на него повлиять.          
40. Я выполняю задания в срок, двигаясь к цели шаг за шагом.          
41. Я отключаюсь когда мои родственники начинают вести разговоры о прошлом.          
42. Я иду на риск, чтобы добавить остроты в свою жизнь.          
43. Я составляю списки того, что мне надо сделать.          
44. Я часто больше прислушиваюсь к своему сердцу, чем к голове.          
45. Я могу противостоять искушениям, когда я знаю, что есть работа, которую надо выполнить.          
46. Меня часто захватывает мгновение.          
47. В наше время жизнь слишком сложна. Я бы предпочел жить в прошлом, когда жизнь была проще.          
48. Я предпочитаю чтобы моими друзьями были люди, которые ведут себя скорее спонтанно, чем предсказуемо.          
49. Мне нравятся семейные традиции и ритуалы, которые повторяются из раза в раз.          
50. Я думаю о том плохом, что произошло со мной в прошлом.          
51. Я продолжаю выполнять даже сложные и неинтересные задания, если есть основания полагать, что они помогут мне преуспеть в будущем.          
52. То, что я зарабатываю, лучше потратить на удовольствия сегодня, чем откладывать деньги на будущее.          
53. Часто везение значит больше, чем прилежная работа.          
54. Я думаю о том хорошем, чего я был лишен в жизни.          
55. Мне нравится, чтобы в моих личных отношениях была страсть.          
56. Всегда будет время наверстать упущенное в работе.          

Прошлое Негативное: 04, 05, 16, 22, 27, 33, 34, 36, 50, 54 Настоящее Гедонистическое: 01, 08, 12, 17, 19, 23, 26, 28, 31, 32, 42, 44, 46, 48, 55 Будущее: 06, -09, 10, 13, 18, 21, -24, 30, 40, 43, 45, 51, -56 Прошлое Позитивное: 02, 07, 11, 15, 20, -25, 29, -41, 49 Настоящее Фаталистическое: 03, 14, 35, 37, 38, 39, 47, 52, 53 Психодиагностические показатели Интерпритация

Среднегрупповые значения,
стандартные отклонения
[ Х ± 1S]

Опросник временной перспективы Ф. Зимбардо
Прошлое Негативное 24, 00 ± 6, 00
Настоящее Гедонистическое 47, 00 ± 8, 00
Будущее 46, 00 ± 8, 00
Прошлое Позитивное 32, 00 ± 4, 40
Настоящее Фаталистичное 21, 40 ± 5, 00
Возраст жизненного события «смерть» 56, 00 ± 35, 40

 

2. Шкала безнадежности Бека
Шкала безнадежности Бека состоит из двадцати утверждений. При
ответе респондент выражает свое согласие или несогласие с каждым
утверждением в соответствии с предложенными вариантами ответа:
1. Совсем неверно
2. Скорее неверно
3. Скорее верно
4. Очень верно
Это шкала, измеряющая выраженность негативного отношения по
отношению к субъективному будущему у взрослых и подростков. Шкала была
разработана А.Беком и группой его сотрудников в Центре Когнитивной
Терапии Медицинской Школы Университета Пенсильвании (США).
С точки зрения авторов методики безнадежность – это психологический
конструкт, который лежит в основе многих психических расстройств. На
основании обзора литературы, связанной с конструктом безнадежности,
Stotland пришел к выводу, что хотя большинство специалистов и
придерживаются мнения, что чувство безнадежности слишком расплывчатое
понятие, чтобы его можно было измерить, они также считают, что создать
инструмент для измерения негативного отношения к себе и своему будущему возможно.
При разработке шкалы авторы следовали концепции Stotland, в рамках
которой безнадежность рассматривается как система когнитивных схем, общим
признаком для которых является негативная окраска ожиданий относительно
ближайшего и отдаленного будущего. Индивиды с высокими показателями
безнадежности верят:
− что все в их жизни будет идти не так;
− что они никогда ни в чем не преуспеют;
− что они не достигнут своих целей;
− что их худшие проблемы никогда не будут разрешены.
Такое описание безнадежности соответствует третьему компоненту
негативной триады когнитивной модели депрессии Бека, согласно которой
депрессивное состояние определяют негативный образ себя, негативный образ
своего функционирования в настоящем и негативный образ будущего.
Таким образом, Шкала Безнадежности Бека измеряет выраженность
негативного отношения субъекта к собственному будущему. Особую ценность
данная методика представляет в качестве косвенного индикатора
суицидального риска у пациентов, страдающих депрессией, а также у людей, ранее уже совершавших попытки самоубийства.
Опросник безнадежности Бека
Инструкция: Пожалуйста, внимательно прочитайте каждое из
приведённых ниже утверждений. Укажите, насколько верно каждое из них
описывает Вас и обведите цифру в соответствующей графе справа. Необходимо
дать ответ на каждое утверждение.

    Совсем неверно Скорее неверно Скорее верно Совсем верно Очень верно
1. Я смотрю в будущее с надеждой и энтузиазмом          
2. С тем же успехом я могу просто плюнуть на все, так как я не могу сделать свою жизнь лучше          
3. Когда дела идут плохо, мне помогает знание о том, что так не может продолжаться вечно          
4. Я не могу представить, какой будет моя жизнь через десять лет          
5. У меня достаточно времени, чтобы успеть сделать то, что для меня наиболее важно          
6. В будущем я надеюсь преуспеть в том, что занимает меня больше всего.          
7. Мое будущее кажется мне темным          
8. Я полагаю, что у меня будет больше хорошего в жизни, чем у среднего человека          
9. Мне просто не дают передышки и я не думаю, что в будущем станет легче          
10. Мой прошлый опыт хорошо подготовил меня к будущему          
11. Все что я вижу впереди скорее неприятно, чем приятно          
12. Я не ожидаю получить то, чего я действительно хочу          
13. Когда я думаю о будущем, я надеюсь, что буду счастливее, чем сейчас          
14. Ничего в жизни не складывается так как я хочу          
15. Я верю в свое будущее          
16. Я никогда не получаю то, что хочу, а значит хотеть чего-либо глупо          
17. Очень маловероятно, что я буду доволен своим будущим          
18. Мое будущее кажется мне очень туманным и неопределенным          
19. Я ожидаю от будущего больше хорошего, чем плохого          
20. Бесполезно действительно стремиться получить то, что я хочу, так как скорее всего у меня ничего не получится          


Вопросы с «обратным» начислением баллов - 1, 3, 5, 6, 8, 10, 13, 15, 19.
Интерпритация
Шкала безнадежности Бека (BECK)
Негативная окраска ожиданий относительно
32, 0 ± 8, 0
ближайшего и отдаленного будущего

Шкала ожидаемой продолжительности жизни DuRant Данная шкала была впервые использована американским исследователем R.DuRant в 1994 году в рамках исследования отношения между опытом виктимизации в детском возрасте и агрессивным поведением подростков В указанном исследовании наряду с другими методиками DuRant использовал экспериментальную шкалу, состоящую из вопроса «Уверен ли ты, что через 10 лет будешь жить?», оцениваемую по шкале от 1 до 4, где «1» - совсем не уверен и «4» - полностью уверен. Шкала была разработана для измерения испытуемым субъективной оценки продолжительности собственной жизни, то есть, фактически, продолжительности субъективной картины будущего индивида. В рамках исследования R.DuRant результаты по данной шкале оказались тесно связанными с такими параметрами как опыт виктимизации в прошлом, пол и возраст. Интересно, что наряду с этими параметрами, результаты по данной шкале показали наибольшую связь с опасным и рискованным поведением подростков. Эта связь оказалась даже более тесной, чем связь с результатами по шкале безнадежности для детей (HSC), которая также использовалась в данном исследовании (DuRant, 994). Таким образом, шкала ожидаемой продолжительности жизни R.DuRant является достаточно надежным инструментом для оценки протяженности субъективной картины будущего индивида. Интерпритация

Шкала ожидаемой продолжительности жизни DuRant
Субъективная оценка испытуемым вероятности,
4, 00 ± 0, 58
что он будет жив через 10 лет


4. Шкала оценки протяженности субъективной картины будущего
Alvos
Методики, использующие перечни значимых жизненных событий для
оценки субъективной картины будущего, применяются в области изучения
субъективной временной перспективы, начиная с 1950х годов. Подобная
методика была впервые предложена Wallace в 1956 году. Оригинальная версия
методики была довольно громоздкой и неудобной в практическом применении
и в дальнейшем различные исследователи предлагали авторские модификации
данной методики. В данном исследовании за основу принята авторская модификация L.Alvos, предложенная этим исследователем в 1993 году. Методика направлена на оценку параметра протяженности субъективной картины будущего и представляет собой упрощенный вариант каузометрической методики.
Обследуемым предлагается список из десяти значимых событий, которые
происходят в жизни большинства людей, как позитивных, так и негативных.
Обследуемые должны назвать возраст, в котором они считают, это событие
может с ними произойти. Если, по их мнению такое событие не может
произойти, то испытуемые указывают «0». Чем больше средний возраст по
сумме событий, тем продолжительнее субъективная картина будущего
респондента. Средний возраст вычисляется исходя из количества событий, для
которых респондент указал возраст.
Предварительный анализ данных, полученных на этапе пилотного
исследования, заставил внести некоторые коррективы в процесс обработки
результатов этой методики. Теперь, в отличие от оригинальной методики
L.Alvos, ожидаемый возраст для события «смерть» подсчитывается отдельно,
так как в задействованной в исследовании выборке значительное число
респондентов указывало в данной графе «фантастические» значения, такие как
200, 550 и 1000. По-видимому, это является проявлением механизма
психологической защиты. Необходимо отметить, что L.Аlvos в своей работе не
сталкивалась с подобными трудностями, что может указывать на некоторые
культурные различия между американской и российской выборками.
Инструкция: Ниже перечислены события, которые происходят со
многими людьми. Для каждого из событий, назовите возраст, в котором это
событие может произойти с Вами. Если что-то из перечисленного с Вами уже
происходило, назовите возраст, когда оно может повториться. Пожалуйста,
постарайтесь назвать возраста длявсех перечисленных событий. Если Вы
уверены, что какого-то из событий с Вами произойти не может, поставьте
против него «0».

  Событие Возраст
1. Изменение места жительства  
2. Серьезная болезнь  
3. Устройство на хорошую работу  
4. Брак  
5. Рождение ребенка  
6. Приобретение дома или квартиры  
7. Достижение материального достатка  
8. Потеря близкого человека  
9. Заключение в тюрьму  
10. Смерть  


Интерпретация:
Средний возраст (по оценке собственного возраста
46, 60 ± 35, 00 в 10 жизненных событиях)
Возраст жизненного события «смерть» 56, 00 ± 35, 40

5. Методика «Линия жизни»
Данная методика является дополнительным инструментом для оценки
субъективной оценки протяженности временной перспективы, картины
будущего индивида. Участнику исследования предлагается изображение
стрелы, направленной вправо, и дается следующая инструкция: «Пожалуйста,
представьте, что эта линия – линия Вашей жизни. Слева – начало, а справа –
конец. Отметьте то место, где, по Вашему мнению, Вы находитесь сейчас».
Предполагается что, чем ближе к правой стороне находится отметка
участника исследования, тем короче его субъективная перспектива будущего.
Методики, подобные «Линии жизни» достаточно часто используются в
практике психологического консультирования для получения дополнительной
информации об особенностях субъективной картины времени индивида.
Для того, чтобы получить цифровое выражение результата проведения
методики, отмеряется расстояние в сантиметрах от левого конца линии.
Количество полных сантиметров (с округлением в сторону увеличения) до
отметки респондента и является присуждаемым баллом по методике. Таким
образом, чем больше баллов получает участник исследования по данной
методике, тем короче его субъективная жизненная перспектива.
Интерпритация
Методика «Линия Жизни»
Субъективная перспектива будущего 3, 20 ± 1, 60






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.