Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Творчество






Творчество рассматривается по отношению к процессу, продукту или личности (Barron, 2002) и определяется как межличностный и внутриличностный процесс, посредством которого разра­батываются оригинальные, высококачественные и гениальные результаты. При работе с детьми младшего возраста необходимо концентрировать внимание на процессе, т.е. на развитие или на генерирование оригинальных идей, которые рассматриваются как основа творческого потенциала. При попытках понять такой процесс полезно рассмотреть разграничение Гилфорда (1956) между конвергентным и дивергентным мышлением. Проблемы, связанные с конвергентным мышлением, часто имеют одно верное решение, но проблемы, связанные с дивергентным мышлением, требуют от решающих проблему субъектов генерировать множество решений, некоторые из которых будут новыми, высококачественными, рабочими и потому креативными.

Для правильного понимания креативности детей необходимо понять разницу между творче­ством, интеллектуальными способностями и талантом. Термин «одаренный» часто предполагает вы­сокие интеллектуальные способности. Но Валлах (1970) считал, что интеллектуальные способности и творчество не зависят друг от друга и высоко творческий ребенок может обладать, но может и не об­ладать высокими интеллектуальными способностями. Большинство измерений креативности детей сконцентрированы на скорости постижения смысла. Задачи на быстрое понимание смысла требуют от детей генерировать как можно больше ответов на определенный стимул, так же как и при мозговом штурме. Зачастую, быстрое понимание смысла считается важнейшей характеристикой творческого процесса. Ответы детей могут быть как обычными, так и оригинальными, причем считается, что последние несут в себе творческий потенциал. Таким образом, мы попросили четырехлетних детей рассказать нам о «всех предметах, которые могут быть, по их мнению, красными». Было обнару­жено, что дети перечисляют не только вагоны, яблоки, кардиганы, но также и ветрянку и холодные руки. Для детей младшего возраста креативность фокусируется на процессе генерирования идей. Принятие взрослыми многих идей в неоценочной атмосфере поможет детям генерировать больше идей и переходить на следующий этап самооценки. Важность вопросов качества генерирования идей возрастает после того как у детей будет развита способность к самооценке. Особое внимание в этом возрасте необходимо уделять самооценке, для чего дети исследуют свои возможности генерировать и изучать гипотезы и пересматривать свои идеи на основе такой оценки.

 

Использованная литература

Atkinson, R.C. & Shiffrin, R.M. (1968) Human memory: A proposed system and its control processes. [Человеческая память: предлагаемая система и процесс ее контролирования]. In K.W. Spence and J.T. Spence (Eds.), The Psychology of Learning and Motivation: Advances in Research and Theory, Vol. 2. New York: Academic Press, 89-195.

Baddeley, A.D. & Hitch, G. (1974) Working memory. In G.H. Bower (Ed.), The Psychology of Learning and Motivation: Advances in Research and Theory. [Психология обучения и мотива­ция: передовые исследования и теории] (Vol. 8, pp. 47-89). New York: Academic Press.

Bandura, A. (1977) Social Learning Theory. [Теория социального обучения]. New York: General Learning Press.

Baron-Cohen, S. (1995) Mindblindness: An Essay on Autism and Theory of Mind. [Душевная слепо­та: Исследование аутизма и теории сознания]. Boston: MIT Press/Bradford Books.

Barron, В. (2002) Creative work in relational context and its developmental significance. [Творческая работа в релятивистском контексте и ее важность для развития]. Human Development, 45, 367-371.

Chen, Z., Sanchez, R. & Campbell, T. (1997) From beyond to within their grasp: Analogical problem solving in 10- and 13-month-olds. [Вне понимания и внутри его: решение проблем по анало­гии в 10 и 13 месяцев]. Developmental Psychology, 33, 790-801.

Davidson J.E., Deuser R. & Sternberg R.J. (1996) in Metcalfe J. & Shimamura A.P. Metacognition; Knowing about Knowing. [Метасознание: знание о знании]. Cambridge. Mass: MIT Press.

Flavell, J.H. (1976) Metacognitive aspects of problem solving. [Метакогнитивные аспекты решения проблем. В сборнике]. In L.B. Resnick (Eds.), The Nature of Intelligence. [Природа умственных способностей] (pp. 231-236). Hillsdale, NJ: Erlbaum.

Flavell, J.H. (1979) Metacognition and cognitive monitoring: Anew area of cognitive-developmental inquiry. [Метасознание и когнитивный мониторинг: новая область для когнитивных исследо­ваний и исследований развития]. American Psychologist, 34, 906- 911.

Flavell, J.H., Green, F.L. & Flavell, E.R (1995) Young children’s knowledge about thinking. Monographs of the Society for Research in Child Development. [Знание детей младшего воз­раста о мышлении. Монография общества исследований в области детского развития]. 60 (1, Serial No. 243).

Fodor, J. (1992) A theory of the child’s theory of mind. [Теория детской модели сознания] Cognition, 44, 283-296.

Frith, U., Happe, F. & Siddons, F. (1994) Autism and theory of mind in everyday life. [Аутизм и мо­дель сознания в повседневной жизни]. Social Development, 3, 108-124.

Gentner, D. & Holyoak, K.J. (1997) Reasoning and learning by analogy: Introduction. [Суждение и обучение по аналогии: введение]. American Psychologist, 52, 32-34.

Goswami, U. & Brown, A.L. (1989) Melting chocolate and melting snowmen: Analogical reasoning and causal relations. [Таяние шоколада и снеговика: суждения по аналогии и причинные свя­зи]. Cognition, 35, 69-95.

Goswami, U. & Brown, A.L. (1990) Higher-order structure and relational reasoning: Contrasting analogical and thematic relations. [Структура высокого порядка и релятивные суждения: отли­чие суждения по аналогии от тематической связности]. Cognition, 36, 207-226.

Guilford, J.P. (1956) The structure of intellect. [Структура интеллекта]. Psychological Bulletin, 53, 267-293.

Hagen, J.W. & Hale, G.A. (1973) The development of attention in children. [Развитие внимания у детей] Paper presented at the Minnesota Symposia on Child Psychology (University of Minnesota, Minneapolis, October, 1972).

Inhelder, B. & Piaget, J. (1958) The Growth of Logical Thinking from Childhood to Adolescence. [Рост логического мышления: от детского до подросткового возраста]. Basic Books, New York, NY.

James, W. (1890) The Principles of Psychology. Classics in the History of Psychology. [Принципы психологии. Классика в истории психологии].

Kohlberg, L. (1981) Essays on Moral Development. [Исследование в нравственном развитии]. Vol. I: The Philosophy of Moral Development. San Francisco, CA: Harper & Row.

Kohlberg, L. (1963) |Heinz Steals the Drug” [Хейнз крадет лекарство]. Retrieved on 5/28/2009 ffomhttps://www 1.appstate.edu/~kms/classes/psy2664/Heinz.htm.

Leslie, A.M. (1987) Pretence and representation: the origins of «theory of mind». [Притворство и моделирование: источники «модели сознания»]. Psychological Review, 94, 412—426.

Piaget, J. (1977) The Role of Action in the Development of Thinking. [Роль деятельности в разви­тии мышления]. In W.F. Overton & J.M Gallagher (Eds.), Advances in Research and Theory. New York: Plenum Press.

Richland, L.E., Morrison, R.G. & Holyoak, KJ. (2006) Children’s development of analogical reasoning: insights from scene analogy problems. [Развитие суждения по аналогии у детей: понимание проблем мышления по аналогии]. Journal of Experimental Child Psychology, 94, 249-271.

Rogers, C.R. (1983) Freedom to Learn for the 80-s. [Свобода обучения для 80-х]. Columbus, ОН: Merrill.

Sternberg, R.J. (1983) Criteria for intellectual skills training. [Критерии развития интеллектуаль­ных способностей]. Educational Researcher, 12, 6-12.

Tennant, M. (1997) Psychology and Adult Learning. [Психология и обучение взрослых]. London: Routledge.

Tulving, E. (1985) How many memory systems are there? [Сколько существует систем памяти? ] American Psychologist, 40, 385-398.

Vygotsky, L. (1962) Thought and Language. [Мышление и речь]. Cambridge, MA. MIT Press.

Wallach, M.A. (1970) Creativity. In Carmichael’s Manual of Child Psychology. [Творчество. В руко­водстве по детской психологии]. Vol. 1, edited by Р.Н. Mussen. New York: Wiley.

Wimmer, H. & Pemer, J. (1983) Beliefs about beliefs: representation and constraining function of wrong beliefs in young children’s understanding of deception. [Убеждения об убеждениях: функ­ция воспроизведения и сдерживания неверных убеждений в понимании заблуждения детей младшего возраста]. Cognition, 13, 41-68.

Рекомендуемая литература

1. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка [Текст]. /Вестник Московского уни­верситета, Серия 14, Психология, 1991, №4й-с. 5-19.

2. Выготский Л.С. Лекции по педологии [Текст]. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский уни­верситет», 2001. - 304 с.

3. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии [Текст], том 4-й, 2001.

4. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте [Текст]. / Психологическая наука и образование, 1996. №4. - с. 5-18.

5. Давыдов, В.В. Деятельностная теория мышления [Текст]. - М.: Научный мир, 20051Й- 240 с.

6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.

7. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности [Текст]. М., 1996.

8. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления [Текст]. М., 1972. - 80 с.

9. Туркпенулы Ж., Акмурзина Л.Ж., Туркпенова С.Ж. Основы общей, возрастной и педагоги­ческой психологии [Текст]. Алматы: Алматинская академия экономики и статистики, 2006.

10. Эльконин Д.Б. Развитие личности ребенка-дошкольника [Текст]. М: Педагогика, 1966. 254-292 с.

11. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника [Текст]. М., 1974.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.