Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Системы менеджмента функции и организационные структуры






Система менеджмента – это система управления ресурсами (человеческими, финансовыми, техническими и пр.) для достижения предопределенных целей.

Функции менеджмента.

Функцией в менеджменте называют особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект.

1) Прогнозирование и планирование.

Прогнозирование – это предвидение хода экономического развития на предстоящий период для конкретной организации.

Планирование – это разработка плана, определяющего то, чего нужно достичь и какими рычагами, сообразуясь со временем и пространством. В широком смысле слова планирование – это деятельность по выработке и принятию управленческого решения. Существует три основных типа планирования.

1) Стратегическое планирование – это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации.

2) Тактическое планирование – это определение промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. В основе тактического планирования лежат идеи, которые были рождены при стратегическом планировании.

3) Оперативное планирование – это основа планирования. В оперативных планах стандарты деятельности, описание работ и т.п. вписываются в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей организации.

2) Организация. Процесс определения рациональных форм разделения труда, распределение работы среди работников, групп работников и подразделений и разработки структуры органов управления;

3) Мотивация и стимулирование. Система стимулирования – это совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих стимулов, воздействие которых активизирует деятельность человека для достижения поставленных целей. Таким образом, мотивация зависит от потребностей, ожидания и восприятия работниками справедливого вознаграждения за выполненную работу.

4) Контроль. Посредством функции контроля выявляются проблемы, что позволяет скорректировать деятельность организации для предотвращения кризисного положения.

5) Координация и регулирование. Сущность этой функции заключается в обеспечении согласованности действий всех звеньев системы управления, сохранении, поддержания и совершенствования установленного режима работы производственного механизма.

Организационные структуры.

Организационная структура – это состав и соподчиненность взаимосвязанных звеньев управления.

1) Линейная - реализует принцип единоначалия. У каждого подразделения только один вышестоящий руководитель (на мелких предприятиях до 100 чел.).

2) Функциональная – базируется на подчиненности по областям управленческой деятельности. У конкретного подразделения оказывается несколько вышестоящих начальников, но каждый из них имеет право воздействовать только по своей сфере деятельности (в компаниях среднего размера от 100 до 500 чел.).

3) Штабная (линейно-функциональная) – линейные звенья управления призваны командовать, а функциональные консультировать, помогать в разработке конкретных вопросов. Штабы могут формироваться на разных уровнях управления, - аналитический центр, юридическая служба (на крупных предприятиях от 500 и более чел.).

4) Дивизионная – подразумевает создание полуавтономных производственных отделений, сформированных в зависимости от типа продукта, торговой марки или по географическому принципу.

- Продуктовая – состоит из нескольких хозяйственных подразделений, каждая из которых ориентирована на деятельность своего сектора продуктового рынка.

- Ориентированная на потребителя – используется в том случае, если 2 и более потребителя становятся особенно важными для организации. Например, большие книжные издательства – книги для разных возрастов.

- Региональная – используется, если деятельность организации охватывает большие географические зоны.

5) Органические структуры управления.

1. Проектная – это временная структура создаваемая для решения конкретной задачи в определенные строки. Данная структура построена по принципу двойного подчинения исполнителей: с одной стороны непосредственному начальнику, с другой руководителю проекта.

2. Матричная - разновидность проектной, в которой одновременно выполняются 2 и более проекта. Данная структура создается путем совмещения 2 видов структур: функциональной и проектной.

10 процессы управления: целеполагание и оценка ситуации

Процесс управления - деятельность объединенных в определенную систему субъектов управления, направленная на достижение целей фирмы путем реализации определенных функций с использованием методов управления.

Процесс управления можно представить как последовательность следующих этапов:

1) Целеполагание - этап процесса управления, включающий операции по разработке, формулированию и постановке цели управления и цели деятельности людей.

Цель – представление руководителя о том, какой должна быть управляемая им система.

Цель можно определить, как идеальный образ желаемого, возможного и необоснованного состояния системы.

2) Оценка ситуации. Ситуация – это состояние управляемой системы, оцениваемое относительно цели.

3) Управленческое решение – заключительный этап процесса управления; представляет собой нахождение путей разрешения проблемы и организационную работу по практическому разрешению.

Этапы принятия управленческого решения:

1) Диагностика и формулирование проблемы.

2) Формулирование ограничений и формулирование критериев принятия решений.

3) Определение альтернатив.

4) Оценка альтернатив.

5) Выбор альтернатив.

6) Реализация решения.

7) Принятие решения (обратная связь).

 

Выделяют несколько типов процессов управления:

1. Линейный тип процесса управления характеризуется строгой последовательностью осуществления его этапов и используются тогда, когда есть полная и достаточная определенность относительно цели воздействия, ситуации и т.д.

2. Корректируемый тип процесса управления характеризуется необходимостью дополнительной корректировки каждого из этапов процесса управления после прохождения последующего этапа.

3. Разветвленный тип процесса управления заключается в методологическом разделении работ по частям на определенных этапах. Он используется когда отсутствует возможность обобщенной оценки ситуации и выделения главной проблемы.

4. Ситуационный тип процесса управления характеризуется тем, что он возникает как бы по ситуации, при которой из нее же главным образом исходят и поиск проблемы, и разработка решения. Он используется в условиях неопределенности относительно цели воздействия, которая устраняет после прохождения последующих этапов.

5. Поисковый тип процесса управления, в отличие от предыдущего типа, исходит из полной ясности цели воздействия, невозможности достаточно хорошо оценить существующую ситуацию относительно данной цели и, следовательно, сформулировать основную проблему.

 

Метод управления – совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения целей.

Методы и средства управления:

1. Организационно-административные - задача в координации действий подчиненных, обеспечивающей четкость, дисциплинированность и порядок работы в коллективе. Средства: приказы, распоряжения, указы, инструкции.

2. Экономические методы занимают в управлении центральное место. Они представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается нужный эффект, т.е. поставленная цель достигается воздействием на экономические интересы управляемого объекта. Средства: планирование и анализ деятельности, внутрипроизводственный хозрасчет, ценообразование.

3. Социально-психологические методы. Основное средство воздействия на коллектив – убеждение. Убеждая, руководитель должен максимально полно учитывать природу человеческого поведения и человеческих отношений в процессе совместной деятельности. Формы сплочения и активизации коллектива: планирование социального развития трудовых коллективов, убеждение (как метод воспитания и формирования личности), экономическое соревнование, критика и самокритика, постоянно действующие производственные совещания (как метод и форма участия трудящихся в управлении), различного рода традиции.

На практике все методы используются в совокупности.

 

11 –






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.