Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 6. Эффективность производства






Понятия «эффект» и «эффективность» широко используются в современной экономике, экономическая литература насчитывает сотни определений рассматриваемых понятий. В большинстве случаев эффектпринято отождествлять с абсолютным показателем – результатом, эффективность же считается относительной категорией, отражающей соотношение результата и затрат (усилий).

Эффективность производства – соотношение между полученными результатами производства – продукцией и услугами, с одной стороны, и затратами труда и средств производства – с другой. Основные показатели эффективности производства: производительность труда, фондоотдача единицы основных фондов; материалоемкость продукции; конкурентоспособность выпускаемой продукции; срок окупаемости затрат и другие.

Доход – это средства, получаемые в результате всех видов деятель­ности предприятия, использования авансированного ка­питала и рабочей силы. Основными видами доходов пред­приятия являются:

чистая выручкаот реализации товаров, работ, услуг (в дальнейшем — продукции) и материальных ценностей, определяемая как разница выручки от реализации продукции и материальных ценностей и налога на добавленную стоимость, акцизов и других аналогичных платежей;

валовой доход, определяемый как разница чистой выручки от реа­лизации продукции и материальных ценностей плюс доходы от вне­реализационной деятельности и полной себестоимости реализован­ной продукции без средств на оплату труда;

маржинальный доход, определяемый как разница чистой выручки от реализации продукции и суммы переменных затрат на реализо­ванную продукцию;

прочий доход, в состав которого включаются: проценты к получе­нию, доход от участия в других организаций, доходы от прочей опе­рационной деятельности и доход от внереализационной деятель­ности.

Прибыль – это основной показатель результата финансовой дея­тельности организации (предприятия), определяемый как разница между полученным доходом и затратами, необходимыми для получения этого дохода

Роль прибыли в рыночных условиях чрезвычайно велика. Она обусловлена следующими соображениями: во-первых, прибыль являет­ся основной целью деятельности всех коммерческих организаций; во-вторых, прибыль является одним из главных источников формирова­ния государственного бюджета страны; в-третьих, за счет прибыли со­здаются в организации (предприятии) резервные фонды; в-четвертых, прибыль является источников устойчивого роста пред­приятия.

В экономической деятельности предприятий чаще всего используется два показателя прибыли: прибыль от реализации и чистая прибыль. Прибыль от реализации определяется как разница между чистой выручкой от реализации продукции и полной себестои­мостью реализованной продукции. Чистая прибыль рассчитывается исключение из прибыли от реализации налога на прибыль и резервных фондов предприятия.

В практике бухгалтерского учета с 2004 года различают следующие показатели прибыли:

валовая прибыль, исчисляемая как разница чистой выручки от реа­лизации продукции и материальных ценностей и полной себестои­мости реализованной продукции без управленческих и коммерчес­ких расходов;

прибыль от продаж, определяемая как разница между валовой при­былью и суммой управленческих и коммерческих расходов;

прибыль до налогообложения, рассчитываемая как разница между
прибылью от продаж и результатом прочей деятельности, опреде­ляемым как разница суммы процентов к получению, доходов от участия в других организациях, прочих операционных доходов и внереализационных доходов и суммы процентов к уплате, прочих операционных расходов и внереализационных расходов;

чистая прибыль, определяемая как разница между прибылью до налогообложения и налогом на прибыль.

В условиях рыночной экономики чистая прибыль рассматривается как важнейший показатель деятельности предприятия и находится в центре внимания как руководства, та и финансовых рын­ков. От величины и динамики чистой прибыли зависит развитие предприятия, а также величина дивидендов и прибыль инве­сторов.

Наряду с показателями прибыли в практике развитых капиталис­тических стран используются еще два показателя: брутто-результат эксплуатации инвестиций и нетто-результат эксплуатации инвестиций. Брутто-результат эксплуатации инвестиций определяется путем исклю­чения из объема товарной продукции, исчисленной по добавленной сто­имости, всех расходов по оплате труда, отчислений на социальные нуж­ды и всех налогов и налоговых платежей организации (предприятия) за исключением налога на прибыль. Брутто-результат эксплуатации инвестиций используется как промежуточный результат финансово-хозяйственной деятельности, характеризующий достаточность средств на покрытие амортизационных отчислений, финансовых издержек по заемным средствам и налога на прибыль. Удельный вес брутто-результата эксплуатации инвестиций в добавленной стоимости определяет эффективность управления организацией (предприятием) и дает пред­ставление о потенциальной рентабельности и гибкости организации (предприятия).

Нетто-результат эксплуатации инвестицийили прибыль до уплаты процентов за кредит и налога на прибыль определяется как разность брутто-результата эксплуатации инвестиций и всех затрат на восста­новление основных средств (амортизационных отчислений). По суще­ству, нетто-результат эксплуатации инвестиций – это экономический эффект, получаемый организацией (предприятием) от затрат. Практи­чески он равен балансовой прибыли плюс проценты за кредит, относи­мые на себестоимость продукции.

Роль, выполняемая показателями прибыли в рыночных условиях, определяет необходимость знания факторов, влияющих на их величи­ну. Поскольку в России в настоящее время основной вклад в прибыль вносит прибыль от реализации продукции, следует рассмотреть факто­ры, оказывающие на нее наибольшее влияние. Эти факторы можно раз­делить на две группы: внешние факторы, не зависящие от самой орга­низации (предприятия), и внутренние факторы, зависящие от организа­ции предприятия. К внешним относят факторы, определяющие выручку от реализации и величину затрат на производство и реализацию про­дукции. К первой группе относятся такие факторы как: законодатель­ная база предпринимательской деятельности, система налогообложения, наличие и виды конкуренции, степень вмешательства государства в ре­гулирование системы ценообразования, действенность антимонопольной политики и другие факторы. К внутренним относят такие факторы как: конкурентоспособность выпускаемой продукции, рациональность проводимой товарной и ценовой политики, совершенство технической и технологической базы, уровень совершенства организации производства, труда и управления, совершенство систем оплаты труда, качество про­водимых маркетинговых исследований, учет возможных действий кон­курентов, правильность формирования ассортимента выпускаемой про­дукции, своевременность обновления выпуска продукции, правильность выбора поставщиков материальных ресурсов и т. п.

Целью анализа зависимости «затраты – объем выпуска – прибыль»является установление количества продукции, ниже которого предприятию невыгодно заниматься производством. Анализ данного соотношения позволяет учесть действие операционного рычага, которое проявляется в том, что любое изменение выручки от реализа­ции продукции приводит к еще большему изменению прибыли. Это количество продукции называется пороговым. Сила воздействия опе­рационного рычага определяется как отношение, так называемой, вало­вой маржи к прибыли. Валовая маржа представляет собой разницу между выручкой от реализации и общей суммой переменных затрат. Сила воздействия операционного рычага возрастает при снижении вы­ручки от реализации и наоборот. Практика показывает, что чем выше сила воздействия операционного рычага, тем выше предпринимательс­кий риск. Поэтому при решении проблемы увеличения прибыли следу­ет учитывать эту зависимость.

В процессе анализа зависимости «затраты – объем выпуска – при­быль» необходимо ввести ряд новых понятий: порог рентабельности и пороговое количество товара. Порог рентабельности – это такая вы­ручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей. Порог рентабельности определяется как отношение постоянных затрат к доле валовой маржи в выручке от реа­лизации.

Пороговое (критическое) количество товара при выпуске одного вида товара определяется как отношение суммарных постоянных затрат, необходимых для деятельности организации (предприятия), к раз­ности цены единицы товара и переменных затрат на единицу продук­ции или как отношение порога рентабельности к цене реализации то­вара.

При производстве нескольких видов продукции пороговое количе­ство товара определенного вида рассчитывается как отношение произ­ведения всех постоянных затрат организации (предприятия) на удель­ный вес данного товара в общей выручке от реализации продукции к разности цены и переменных затрат по данному товару. Пороговому количеству товара соответствует пороговая выручка от реализации.

На практике пороговое количество товара и пороговая выручка от реализации часто определяются графическим методом путем построе­ния графика и нахождения точки безубыточности.

Для характеристики экономической эффективности производства используются показатели рентабельности. В отличии от показателей прибыли они учитывают не только получаемый организацией (пред­приятием) абсолютный результат деятельности, но и затраты (величину использованных ресурсов), необходимые для получения прибыли. Срав­нение различных производств по показателям рентабельности дает бо­лее объективные оценки, чем их сравнение по величине прибыли. При­нято показатели рентабельности определять в процентах.

Наиболее часто рассчитываемыми показателями рентабельности являются:

рентабельность активов (экономическая рентабельность), определя­емая как отношение чистой прибыли к общей величине активов (общей стоимости имущества);

рентабельность реализации (продаж) или рентабельность производ­ственной деятельности, определяемая как отношение чистой при­были к чистой выручке от реализации продукции;

рентабельность собственных средств, исчисляемая как отношение
чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного капитала.

Рентабельность активов характеризует насколько правильно и эф­фективно организация (предприятие) использует имеющиеся в ее рас­поряжении внеоборотные и оборотные активы, прежде всего, основные и оборотные средства. Рост величины активов обоснован только в том случае, если он сопровождается опережающим ростом выручки и при­были. Рентабельность реализации характеризует как рентабельность производства, так и рентабельность сбыта продукции и конкурентоспо­собность и рентабельность самой продукции. Одним из важнейших показателей рентабельности в условиях рынка и частной собственнос­ти является рентабельность собственного капитала. В повышении этого показателя заинтересованы как собственники, так и акционеры и инве­сторы. В зарубежной практике кроме показателя рентабельности соб­ственного капитала рассчитывается также и показатель устойчивого роста, определяемый как отношение нераспределенной прибыли к сред­негодовой стоимости собственного капитала. В последнее время при расчете рентабельности активов и рентабельности собственных средств наряду с чистой прибылью достаточно часто используют нетто-результат эксплуатации инвестиций. Это обеспечивает сопоставимость с ана­логичными показателями зарубежных фирм.

Для более детального анализа деятельности организаций (предпри­ятий) кроме вышеперечисленных рассчитываются также показатели:

рентабельность основных средств как отношение чистой прибыли к
среднегодовой стоимости основных средств;

рентабельность текущих затрат как отношение чистой прибыли к
полной себестоимости годового объема товарной продукции.

Выбор путей повышения рентабельности основан на путях роста прибыли, путях сокращения затрат на производство и сбыт продукции, путях повышения эффективности использования основных средств и ускорения оборачиваемости оборотных средств. Кроме показателей рентабельности в ряде случаев целесообразно определять и показатели деловой активности предприя­тия. В качестве показателя экономического эффекта при их расчете используется чистая выручка от реализации. Наиболее часто определя­ются такие показатели деловой активности как оборачиваемость акти­вов; оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности, обо­рачиваемость материально-производственных запасов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.