Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






По­яс­не­ние. 15.1 В вы­ска­зы­ва­нии из­вест­но­го линг­ви­ста И






15.1 В вы­ска­зы­ва­нии из­вест­но­го линг­ви­ста И. Г. Ми­ло­слав­ско­го: «Любое по­вто­ре­ние, дву­крат­ное или мно­го­крат­ное, об­ра­ща­ет на себя осо­бое вни­ма­ние чи­та­ю­ще­го» го­во­рит­ся о роли по­вто­ре­ния в нашей речи. Автор вы­ска­зы­ва­ния утвер­жда­ет, что по­вто­ре­ние ак­цен­ти­ру­ет вни­ма­ние чи­та­те­ля на ос­нов­ных мо­мен­тах, слу­жит для более точ­но­го вос­при­я­тия тек­ста.

Об­ра­тим­ся к тек­сту В. А. Осе­е­вой-Хме­ле­вой. Так, в пред­ло­же­ни­ях 3− 5 ((3)Ни в лес, ни в поле, ни по длин­ной троп­ке среди моря ко­ло­сьев ржи. (4)Ни­че­го этого боль­ше не будет! (5)Не будет и тайн, рас­ска­зан­ных вер­но­му другу дет­ства Хо­хол­ку.) по­вто­ре­ни­ем от­ри­ца­тель­ных ча­стиц до­сти­га­ет­ся эф­фект на­гне­та­ния: чи­та­тель по­ни­ма­ет, что ре­ше­нию сво­е­му Динка не из­ме­нит, что ее слова — ре­зуль­тат се­рьез­ных, му­чи­тель­ных внут­рен­них пе­ре­жи­ва­ний. В пред­ло­же­ни­ях 4− 5 по­вто­ря­ет­ся и гла­гол «не будет», ко­то­рый также об­ра­ща­ет вни­ма­ние чи­та­те­ля на се­рьез­ность на­ме­ре­ний ге­ро­и­ни. С этой же целью ис­поль­зу­ет­ся по­втор гла­го­ла «вспом­ни­ла» в пред­ло­же­нии 1 — по­вто­ре­ние сразу на­це­ли­ва­ет чи­та­те­ля на пе­ре­жи­ва­ния Динки.

Таким об­ра­зом, по­вто­ры дей­стви­тель­но яв­ля­ют­ся сред­ством при­вле­че­ния вни­ма­ния чи­та­те­ля к опре­де­лен­ным мо­мен­там тек­ста, по­это­му вы­ска­зы­ва­ние Ми­ло­слав­ско­го, при­ве­ден­ное в на­ча­ле рас­суж­де­ния, впол­не обос­но­ва­но.

 

15.2 В при­ведённых сло­вах скрыт, по­жа­луй, один из глав­ных прин­ци­пов дру­же­ских от­но­ше­ний: здесь не может быть об­ма­на, ведь друж­ба –это пол­ное до­ве­рие, друг — это че­ло­век, на ко­то­ро­го ты мо­жешь по­ло­жить­ся. По­че­му же это так вол­ну­ет Динку, ге­ро­и­ню по­ве­сти В. А. Осе­е­вой-Хмелёвой?

Динка вы­рос­ла, у неё по­яви­лось новое чув­ство: она влю­би­лась в Лёню. Рань­ше они дру­жи­ли втроём: Динка, Лёня, Ан­дрей. Но чтобы со­хра­нить друж­бу, нужно ска­зать прав­ду о новом за­ро­див­шем­ся между ней и Лёней чув­стве. Это не­лег­ко, она не знает, как отнесётся к этому Хо­хо­лок, но это чест­но. Вот по­че­му Динка так пе­ре­жи­ва­ет на­ка­ну­не раз­го­во­ра (пред­ло­же­ния номер 1, 6, 7). Но Динка силь­ная, она убеж­де­на, что так будет пра­виль­но.

Пе­ре­жи­ва­ет и Лёня. Но он ко­леб­лет­ся: ска­зать Ан­дрею прав­ду или про­мол­чать (пред­ло­же­ния 20, 22)? Да, он может по­те­рять друга, если ска­жет, но ведь он его по­те­ря­ет и если будет об­ма­ны­вать.

Если Ан­дрей ценит своих дру­зей, а они так при­вя­за­ны к нему, то, хо­чет­ся ве­рить, что им удаст­ся со­хра­нить от­но­ше­ния и про­не­сти свою друж­бу, чи­стую, от­кры­тую, без об­ма­на, через годы и ис­пы­та­ния.

 

15.3 Друж­ба — это вза­и­мо­от­но­ше­ния людей, ос­но­ван­ные на вза­им­ной при­вя­зан­но­сти друг к другу, на общих ин­те­ре­сах, до­ве­рии и бес­ко­рыст­ной вза­и­мо­по­мо­щи. Не­лег­ко в жизни найти на­сто­я­ще­го друга, ко­то­рый ста­нет тебе опо­рой и под­держ­кой и для ко­то­ро­го ты бу­дешь близ­ким и до­ро­гим че­ло­ве­ком. Про­не­сти и со­хра­нить друж­бу ещё слож­нее.

Один из самых тя­же­лых уда­ров в жизни, я счи­таю, это обман. Тем более он не до­пу­стим в друж­бе. И Динка, ге­ро­и­ня по­ве­сти В. А. Осе­е­вой-Хмелёвой, права, когда ре­ша­ет­ся ска­зать Хо­хол­ку о своих новых чув­ствах к Лёне. Это не­лег­ко, она не знает, как отнесётся к этому Хо­хо­лок, но это чест­но. Вот по­че­му Динка так пе­ре­жи­ва­ет на­ка­ну­не раз­го­во­ра. Но Динка силь­ная, она убеж­де­на, что так будет пра­виль­но. Нель­зя раз­ру­шать друж­бу об­ма­ном.

Дру­гим при­ме­ром, как нель­зя по­сту­пать с дру­зья­ми, для меня стал слу­чай с моими од­но­класс­ни­ка­ми. Витя и Миша дру­жи­ли с пер­во­го клас­са: они вме­сте хо­ди­ли в школу, вме­сте иг­ра­ли в фут­бол. Миша по­мо­гал другу с учёбой. Когда Миша по­ло­мал ногу, у Вити быст­ро по­яви­лись новые при­я­те­ли, а к другу он и до­ро­гу забыл. По­лу­ча­ет­ся, что друж­ба-то была «на час», «до пер­во­го дождя». Мне даже ка­жет­ся, что друж­бы и не было вовсе. Жаль Вить­ку: с таким от­но­ше­ни­ем к людям вряд ли он встре­тит в жизни на­сто­я­щих дру­зей, ведь сам он дру­жить не умеет.

Дру­жить надо учить­ся. А ещё самое, по­жа­луй, глав­ное - нужно от­но­сить­ся к людям так, как хо­чешь, чтобы они от­но­си­лись к тебе, тогда тебе удаст­ся найти на­сто­я­щих дру­зей и по­знать ра­дость быть вос­тре­бо­ван­ным.

 

№17

За­да­ние 15 № 3286. Ис­поль­зуя про­чи­тан­ный текст, вы­пол­ни­те на от­дель­ном листе ТОЛЬ­КО ОДНО из за­да­ний: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед на­пи­са­ни­ем со­чи­не­ния за­пи­ши­те номер вы­бран­но­го за­да­ния: 15.1, 15.2 или 15.3.

 

15.1 На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние, рас­кры­вая смысл вы­ска­зы­ва­ния из­вест­но­го линг­ви­ста Л. А. Но­ви­ко­ва: «Слово в речи об­ла­да­ет спо­соб­но­стью обоб­щать и в то же время обо­зна­чать ин­ди­ви­ду­аль­но не­по­вто­ри­мое». Ар­гу­мен­ти­руя свой ответ, при­ве­ди­те 2 при­ме­ра из про­чи­тан­но­го тек­ста. При­во­дя при­ме­ры, ука­зы­вай­те но­ме­ра нуж­ных пред­ло­же­ний или при­ме­няй­те ци­ти­ро­ва­ние.

Вы мо­же­те пи­сать ра­бо­ту в на­уч­ном или пуб­ли­ци­сти­че­ском стиле, рас­кры­вая тему на линг­ви­сти­че­ском ма­те­ри­а­ле. На­чать со­чи­не­ние Вы мо­же­те сло­ва­ми Л. А. Но­ви­ко­ва.

Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

 

15.2 На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние. Объ­яс­ни­те, как Вы по­ни­ма­е­те смысл фи­на­ла тек­ста: «Все эта­жер­ки и книж­ные полки в доме были сде­ла­ны ру­ка­ми Олега. Когда со­би­ра­лись гости, ба­буш­ка по­ти­хонь­ку, тай­ком от внука, хва­ста­лась: — Всё он!.. Сво­и­ми ру­ка­ми! И потом во все­улы­ша­ние, чтобы слы­шал Олег, вос­кли­ца­ла: — Но глав­ное, ко­неч­но, му­зы­ка! Он будет му­зы­кан­том!»

При­ве­ди­те в со­чи­не­нии 2 ар­гу­мен­та из про­чи­тан­но­го тек­ста, под­твер­жда­ю­щих Ваши рас­суж­де­ния.

При­во­дя при­ме­ры, ука­зы­вай­те но­ме­ра нуж­ных пред­ло­же­ний или при­ме­няй­те ци­ти­ро­ва­ние.

Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов.

Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

 

15.3 Как Вы по­ни­ма­е­те зна­че­ние слова ВЫБОР?

Сфор­му­ли­руй­те и про­ком­мен­ти­руй­те дан­ное Вами опре­де­ле­ние. На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние на тему «Что такое выбор», взяв в ка­че­стве те­зи­са дан­ное Вами опре­де­ле­ние. Ар­гу­мен­ти­руя свой тезис, при­ве­ди­те 2 при­ме­ра-ар­гу­мен­та, под­твер­жда­ю­щих Ваши рас­суж­де­ния: один при­мер-ар­гу­мент при­ве­ди­те из про­чи­тан­но­го тек­ста, а вто­рой — из Ва­ше­го жиз­нен­но­го опыта.

Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов.

Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

 

(1)Ещё в дет­ском саду Олег вы­учил пе­сен­ку «В лесу ро­ди­лась ёлочка». (2)С неё-то и на­ча­лись не­при­ят­но­сти. (3)Ба­буш­ка ре­ши­ла, что у внука за­ме­ча­тель­ный слух и что «с таким аб­со­лют­ным слу­хом аб­со­лют­но не­об­хо­ди­мо учить­ся му­зы­ке».

(4)Олега тор­же­ствен­но и шумно по­ве­ли на эк­за­мен в му­зы­каль­ную школу. (5)А об­рат­но при­ве­ли тихо и рас­те­рян­но: пе­да­го­ги не об­на­ру­жи­ли у маль­чи­ка му­зы­каль­ных спо­соб­но­стей.

(6)Ба­буш­ка очень огор­чи­лась, но потом ска­за­ла, что пер­вый про­вал внука как раз го­во­рит о его не­за­у­ряд­ном да­ро­ва­нии: Ша­ля­пи­на в мо­ло­до­сти тоже не при­ня­ли в хор.

(7)Ба­буш­ка хо­ро­шо знала ис­то­рию му­зы­ки. (8)Она даже сама иг­ра­ла на рояле, а в мо­ло­до­сти меч­та­ла стать пи­а­нист­кой. (9)Но мечты эти не сбы­лись, и те­перь Олег дол­жен был пре­успеть в ис­кус­стве сразу за двоих: за себя и за ба­буш­ку.

(10)Когда-то ба­буш­ка была бух­гал­те­ром, и, когда на­сту­па­ла пора го­до­вых фи­нан­со­вых отчётов, ста­рые со­слу­жив­цы при­хо­ди­ли к Анне Сте­па­нов­не за по­мо­щью. (11)Со­слу­жив­цы лю­би­ли ба­буш­ку, они го­во­ри­ли, что с ней вме­сте из бух­гал­те­рии ушла му­зы­ка: ба­буш­ка по­сто­ян­но что-ни­будь на­пе­ва­ла.

(12)Олег тоже любил ба­буш­ку, по­это­му со­гла­сил­ся учить­ся му­зы­ке. (13)Была куп­ле­на ви­о­лон­чель, и Олег начал хо­дить в му­зы­каль­ный кру­жок.

(14)В от­ли­чие от ба­буш­ки, отец хотел, чтобы Олег стал в бу­ду­щем тол­ко­вым ин­же­не­ром.

– (15)Ты хо­чешь, чтобы он по­вто­рил твой путь, — го­во­ри­ла

ба­буш­ка. — (16)Но пойми на­ко­нец: у него дру­гое при­зва­ние. (17)Смы­чок — вот что он будет дер­жать в руках всю жизнь!

(18)Од­на­ко часто по ве­че­рам Олег дер­жал в руках и ру­ба­нок, и на­пиль­ник, и плос­ко­губ­цы, что очень тре­во­жи­ло ба­буш­ку.

– (19)Смот­ри, надо бе­речь руки! (20)Вся твоя судь­ба — в твоих

руках! (21)Вер­нее ска­зать, в твоих паль­цах.

– (22)3наю, ба­буш­ка, — доб­ро­душ­но со­гла­шал­ся Олег. — (23)Вот

я их и раз­ви­ваю. (24)Так в му­зы­каль­ном круж­ке со­ве­ту­ют: стро­гай­те,

го­во­рят, пи­ли­те! (25)Это тоже ис­кус­ство!

(26)«Может быть, это новые ме­то­ды му­зы­каль­но­го вос­пи­та­ния?» — рас­суж­да­ла ба­буш­ка.

(27)Все эта­жер­ки и книж­ные полки в доме были сде­ла­ны ру­ка­ми Олега. (28)Когда со­би­ра­лись гости, ба­буш­ка по­ти­хонь­ку, тай­ком от внука, хва­ста­лась:

– Всё он!.. (29)Сво­и­ми ру­ка­ми!

(30)И потом во все­улы­ша­ние, чтобы слы­шал Олег, вос­кли­ца­ла:

– Но глав­ное, ко­неч­но, му­зы­ка! (31)Он будет му­зы­кан­том!

 

(По А. Алек­си­ну) *

 

* Алек­син Ана­то­лий Ге­ор­ги­е­вич (род. в 1924 г.) — пи­са­тель, дра­ма­тург. Его про­из­ве­де­ния, такие как «Мой брат иг­ра­ет на клар­не­те», «Дей­ству­ю­щие лица и ис­пол­ни­те­ли», «Тре­тий в пятом ряду» и др., по­вест­ву­ют глав­ным об­ра­зом о мире юно­сти.

Спрятать текст

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.