Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Осуществите анализ сезонных колебаний товарооборота по данным таблицы






Таблица 1– Анализ сезонных колебаний товарооборота

Месяц Оборот предшествующего года, тыс.руб. Оборот фактического года, тыс.руб. Среднегодовой уровень, тыс.руб. Сезонная волна, %
Январь        
Февраль        
Март        
Апрель        
Май        
Июнь        
Июль        
Август        
Сентябрь        
Октябрь        
Ноябрь        
Декабрь        
ИТОГО        

 

Контрольные вопросы:

1. Понятие о внутригодовой динамике социально-экономических явлений в деятельности предприятия торговли.

2. Статистические методы выявления сезонных колебаний.

3. Изучение сезонных колебаний в деятельности торгового предприятия.

Практическое занятие 11

Тема: Анализ поступления товаров

Цель занятия: проанализировать поступление товаров на предприятие

Краткие теоретические сведения

Важным условием нормального развития розничного товарооборота является своевременное поступление товаров в необходимом количестве и ассортименте. Поэтому, изучая влияние факторов на товарооборот, значительное внимание уделяю поставке товаров в розничную торговую сеть. Анализ поступления товаров проводят по всей розничной торговой сети, в кооперативах и предприятиях собственного хозяйства. Анализ выполнения плана поступления товаров проводят за каждый месяц, квартал и год Оценку ритмичности их поступления дают по месяцам и кварталам, а в ходе оперативного анализа товарооборота - за неделю, день или иной период, за который составляется отчетность материально ответственного лица.

В ходе анализа пополнения товарных запасов необходимо дать оценку выполнения плана снабжения и ритмичности поступления товаров, выявить причины отклонений от плана поставки по объемам, ассортименту, поставщикам и срокам поставки; оценить влияние этих отклонений на товарооборот, выявить недостатки в организации товароснабжения розничной торговой сети. Для анализа показателей поступления товаров используют статистическую отчетность - форму № 3-торг " Отчет о продаже и запасах товаров в торговой сети и сети ресторанного хозяйства"; плановые расчеты товарного обеспечения и поступления товаров; договоры с поставщиками товаров; графики завоза товаров в магазины; документацию, которой оформляют поступления товаров, данные оперативного учета.

Поступление и реализация - это две взаимосвязанные стороны процесса обращения товаров в розничной торговле Увеличение реализации товаров обусловливает необходимость роста объемов их поступления. В свою очередь рост поступления товаров создает условия для роста товарооборота Поэтому, анализируя поступления товаров, необходимо прежде всего рассмотреть взаимосвязь между товарными ресурсами и реализацией как в целом, так и по товарным группам Для этого используют плановые и фактические товарные балансы.

Сквозной пример 1:

В ходе анализа поступления товаров дадим оценку изменений в структуре источников поступления товаров в розничную торговую сеть по данным таблицы 1:

Таблица1– Данные источников поступления товаров в розничной торговой сети потребительского общества во втором квартале отчетного года

Поставщики товара По плану, тыс. руб. Фактически, тыс.руб.  
Торговые базы  
Межрайонная база ОСС 34, 7 34, 6  
Универсальная база ОСС 10, 3 10, 4  
База системы РСС 16, 9 18, 0  
Другие оптовые базы и посредники 9, 0 6, 6  
Вместе 70, 9 69, 6  
Промышленные предприятия и другие поставщики  
Собственные предприятия системы 18, 0 21, 3  
Предприятия местной промышленности 4, 8 7, 9  
Другие поставщики товаров 14, 8 16, 9  
Вместе 37, 6 46, 1  
Всего 109, 5 115, 7  

Таблица 2– Расчеты по источникам поступления товаров в розничной торговой сети потребительского общества во втором квартале отчетного года

Поставщики товара По плану, тыс. руб. удельный вес, % Фактически, тыс.руб. удельный вес, % % вы-выполнение плана Отклонение (-)
В сумме в удельном весе, %
Торговые базы
Межрайонная база ОСС 34, 7 32, 0 34, 6 29, 9 99, 7 -0, 1 2, 1
Универсальная база ОСС 10, 3 9, 5 10, 4 9, 0 101, 0 +0, 1 0, 5
База системы РСС 16, 9 15, 6 18, 0 15, 5 106, 5 +1, 1 0, 1
Другие оптовые базы и посредники 9, 0 8, 3 6, 6 5, 7 73, 3 -2, 4 2, 6
Вместе 70, 9 65, 4 69, 6 60, 1 98, 2 -0, 4 5, 3
Промышленные предприятия и другие поставщики
Собственные предприятия системы 18, 0 16, 6 21, 3 18, 4 118, 3 +0, 4 1, 8
Предприятия местной промышленности 4, 8 4, 4 7, 9 6, 8 164, 5 +3, 1 2, 4
Другие поставщики товаров 14, 8 13, 6 16, 9 14, 7 114, 2 +2, 1 1, 1
Вместе 37, 6 34, 6 46, 1 39, 9 122, 6 +8, 5 5, 3
Всего 109, 5 100, 0 115, 7 100, 0 106, 6 +6, 2 -

Из таблицы 2 видно, что план поступления товаров в целом был выполнен на 106, 6% Тогда как план поступления от оптовых баз и других посредников недовыполнен на 1, 8%, а от непосредственных производителей - перевыполнен на 22, 6% Это привело к уменьшению в источниках поступления товаров удельного веса оптовых баз на 5, 3% и соответствующего увеличения доли промышленных предприятий. Значительно возрос по сравнению с за планированным объемом поступления товаров от промышленных предприятий системы райпотребсоюза и других предприятий местной промышленности. Такие изменения в структуре источников розничной торговой сети потребительского общества являются положительными, они свидетельствуют об уменьшении в общем объеме поступления товаров доли посредников и увеличение удельного веса местных источников пополнение товарных запасов. Анализируя поступления товаров, дают оценку выполнения договоров отдельными поставщиками по количеству, ассортименту, качеству и срокам завоза Для этого используют данные оперативного учета просмотр выполнения договоров поставщиками, материалы учета претензий за невыполнение договорных обязательств. Если допускались нарушения договоров отдельными поставщиками, изучают их причины, а также выясняют, принимались торговым предприятием достаточные меры воздействия на поставщиков, предусмотренные законодательством и условиями договора.

Сквозной пример 2: Определим с остояние товарного обеспечения розничного товарооборота торговой сети потребительского общества во втором квартале отчетного года по данным таблицы 3.

Таблица 3– Данные для определения состояния товарного обеспечения розничного товарооборота торговой сети потребительского общества во втором квартале отчетного года

  Розничный товарооборот План поступления товаров Запасы товаров Фактическое поступление товаров
Магазины по плану фактически отклонения от плана на начало квартала на конец квартала
               
Гастроном 13, 8 4, 6 -8, 8 16, 5 4, 0 4, 2 14, 8
Промтовары 3, 6 3, 4 -0, 2 3, 8 1, 7 1, 8 3, 5
Хозтовары 2, 7 3, 0 0, 3 2, 5 1, 2 1, 4 3, 2
Стройматериалы 10, 7 0, 8 10, 1 13, 1 3, 1 3, 2 10, 9
Товары повседневного спроса 2, 3 2, 8 0, 5 2, 5 0, 7 0, 9 3, 0
итд              
Всего 100, 7 107, 6 6, 9 108, 5 68, 0 76, 1 115, 7

 

 

Таблица 4- Выполнение расчетов по данным таблицы 3

  Розничный товарооборот План поступления товаров Запасы товаров Фактическое поступление товаров Отклонение фактического поступления от плана (-) Норматив товарных запасов на квартал Отклонения фактических запасов от норматива (7-11)
Магазины по плану фактически отклонения от плана на начало квартала на конец квартала поступления товаров (8-5) Тпо товарообороту (8-2)
                       
Гастроном 13, 8 4, 6 0, 8 16, 5 4, 0 4, 2 14, 8 -1, 7 1, 0 3, 7 0, 5
Промтовары 3, 6 3, 4 -0, 2 3, 8 1, 7 1, 8 3, 5 -0, 3 0, 1 1, 5 0, 3
Хозтовары 2, 7 3, 0 0, 3 2, 5 1, 2 1, 4 3, 2 0, 7 0, 5 1, 7 -0, 3
Стройматериалы 10, 7 0, 8 0, 1 13, 1 3, 1 3, 2 10, 9 -2, 2 0, 2 3, 0 0, 2
Товары повседневного спроса 2, 3 2, 8 0, 5 2, 5 0, 7 0, 9 3, 0 0, 5 0, 7 0, 8 0, 1
итд                      
Всего 100, 7 107, 6 6, 9 108, 5 68, 0 76, 1 115, 7 7, 2 15, 0 72, 5 3, 6

Как уже отмечалось, около 80% продаж любого магазина составляет только 20% от номенклатуры запасов, которые постоянно поддерживаются. Поэтому важно знать товары, которые составят костяк ассортимента. При анализе необходимо также проверить состояние оперативно-закупочной работы торгового предприятия, оценить целесообразность завоза ряда товаров из других отдаленных районов и эффективность отдельных закупок.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.