Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Параграф 11. Уверенность






Давайте обратимся к классикам спортивной психологии и рассмотрим одно из важнейших личностных качеств – уверенность.

Очень часто мы слышим оценки успешных действий в спорте, как уверенные. Результаты исследований убедительно демонстрируют, что наиболее постоянным фактором, различающим успешно и неуспешно выступающих спортсменов, является уверенность в себе. Это означает, что сильнейшие спортсмены независимо от вида спорта постоянно демонстрируют высокую степень уверенности в себе и в своих способностях. Вы слышите слово «уверенность» практически ежедневно, но лишь единицы могут дать точное определение этому понятию. Спортивные психологи определяют уверенность как «веру в то, что вы успешно выполните необходимое действие». По сути уверенность представляет собой ожидание успеха.

Необходимым действием или поведением может быть выполнение сложного технического действия в конце тяжелого последнего раунда, точного удара в верхний уровень, восстановление после травмы колена, эффективная защита при парировании удара и т. д. Вы верите в то, что выполните работу.

Уверенные спортсмены верят в себя. Более того, они верят в свою способность достичь необходимых навыков и умений, достичь своих потенциальных возможностей. Менее уверенные в себе спортсмены сомневаются в своих способностях и в том, что они обладают всем необходимым, чтобы добиться успеха.

Когда спортсмен сомневается в своей способности добиться успеха или ожидает, что что-то произойдет не так, как нужно, создаете так называемое самоосуществимое предсказание. Это означает: ожидание, что что-то случится в действительности способствует тому, чтобы это случилось. К сожалению, в спорте такое бывает часто. Отрицательное самоосуществимое предсказание представляет собой психологический барьер, ведущий к образованию порочного круга: ожидание неудачи приводит к неудаче, что повышает ожидание очередной неудачи.

Уверенность характеризуется высоким уровнем ожидания успеха. Она положительно влияет на:

· Концентрацию внимания. Уверенность повышает концентрацию внимания. Когда вы уверены, ваши мысли направлены на задание, которое предстоит выполнить. При отсутствии уверенности вы, как правило, беспокоитесь о том, хорошо ли вы выполняете задание и как оценивают вашу деятельность другие. Беспокойство по поводу того, чтобы избежать неудачи, отрицательно влияет на концентрацию внимания.

· Положительные эмоции. Уверенность усиливает положительные эмоции. Когда вы уверены, вы остаетесь спокойным и расслабленным в критических ситуациях. Такое состояние психики и вашего тела позволяет вам быть агрессивным и настойчивым, когда исход соревнования «колеблется на чаше весов»;

· Цели; Уверенность влияет на цели. Уверенные в себе люди ставят перед собой высокие цели и активно работают, чтобы их достичь. Уверенность позволяет «достать до звезд» и реализовать потенциал человека. Неуверенные в себе люди ставят легко достижимые цели и никогда не стремятся достичь пределов своих возможностей;

· Усилие. Уверенность повышает усилие. Величина прилагаемых усилий и настойчивость в достижении поставленной цели в значительной степени зависят от уверенности в себе. Если силы соперников равны, победителем, как правило, становится тот, кто верит в себя и в свои возможности. Это особенно характерно для тех видов спорта, где большую роль играет фактор настойчивости, например, при поединке с минимальным разрывом в счете и т.п.;

· Стратегию поединка. Уверенность влияет на стратегию поединка. В спортивном мире можно часто услышать: «соревноваться, чтобы победить» или «участвовать, чтобы не проиграть». Обе фразы звучат как будто одинаково, однако они характеризуют абсолютно разные стили поединка. Уверенные спортсмены, как правило, выступают, чтобы победить, они обычно не боятся рисковать и контролируют ход поединка в свою пользу. Неуверенные в себе спортсмены выступают, чтобы не проиграть, они очень осторожны и стараются не совершить ошибок. Например, если уверенный в своих силах тхэквондист смело атакует, успешно реагирует на все действия соперника, то до конца боя он не расслабляется и старается набрать очки для победы. В то же время менее уверенный в себе тхэквондист будет стараться не совершить ошибки и довольствоваться тем, что он не позволяет выполнять технические действия сопернику, остерегается риска и смелых действий, удерживает счет.

· Движущие силы. Уверенность влияет на психические движущие силы. Тренеры и спортсмены рассматривают смещение движущих сил как критический показатель победы или поражения. Способность производить положительные движущие силы или противодействовать отрицательным имеет большое значение. Для людей, уверенных в себе и своих способностях, характерно то, что они никогда не сдаются. Ситуации, в которых все оказывается против них, стимулируют таких спортсменов и они реагируют на них еще более решительно. Про них говорят, такие спортсмены бьются «до конца».

Нашим спортсменам и тренерам необходим оптимальный уровень уверенности. Психологи считают, что оптимальный уровень уверенности означает, что спортсмен уверен в том, что сможет достичь поставленных целей и будет изо всех сил стремиться к этому. Это не обязательно означает, что он будет всегда хорошо выступать, однако это необходимо для достижения его потенциала. Время от времени спортсмен будет совершать ошибки и принимать ошибочные решения, терять концентрацию внимания. Однако сильная вера в себя поможет ему, вам эффективно справиться с ошибками и продолжать стремиться к достижению успеха. Для каждого спортсмена характерен свой оптимальный уровень уверенности в себе; проблемы с результатами могут возникать при недостаточном или чрезмерном уровне уверенности.

ОТСУТСТВИЕ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ

Многие спортсмены, имея адекватные физические умения и навыки, чтобы добиться успеха, характеризуются отсутствием уверенности в способности демонстрировать свои физические умения и навыки в критических ситуациях.

На тренировках некоторые спортсмены демонстрируют великолепный уровень физической, технической и тактической подготовленности. При этом имеют прекрасные способности для вида спорта. Начинаются соревнования и куда что девается. Такое ощущение что «замерз», еще говорят «встал». И соперник для него не соперник. Но умудряется проиграть. Обидно, неприятно, но не показывает и 20% от того чего может. Сработало самомнение. В моей практике занимался замечательный спортсмен, талантливый, способный, одаренный, волевой, а главное думающий. Так вот, он мог выиграть у очень сильного спортсмена, и проиграть слабому, которому надо еще суметь проиграть.

Самосомнения отрицательно влияют на физическую активность. Они ведут к возникновению чувства тревожности, отрицательно влияют на концентрацию внимания, являются причиной нерешительности. Спортсмены, неуверенные в себе, акцентируют внимание на своих недостатках, а не на сильных сторонах. Иногда спортсмены испытывают сомнения относительно своей способности полностью восстановиться после полученной травмы. Участники различных программ физической подготовки довольно часто сомневаются в своей способности регулярно заниматься. Отсутствие уверенности очень часто связано с каким-то определенным умением или навыком, однако оно может «перейти» и на выполнение других умений и навыков.

ЧРЕЗМЕРНАЯ УВЕРЕННОСТЬ

Уровень уверенности чрезмерно уверенных в себе людей превышает их возможности. Их результаты снижаются, поскольку они уверены, что им не нужно готовиться или прилагать усилия, чтобы выполнить задание. Вы не можете быть чрезмерно уверенными в себе, если ваша уверенность основана на способностях и уровне развития умений и навыков.

Чрезмерная уверенность не такая уж проблема по сравнению со сниженной уверенностью. Однако при возникновении чрезмерной уверенности результаты могут оказаться плачевными. Никогда не до оценивайте соперника. Каждый поединок в полную силу. Приведу пример: тигр, когда атакует жертву, одинаково сильно бьет лапой, как ягненка, так и быка (восточная мудрость).

Люди стремятся к индивидуальному, оптимальному уровню уверенности в себе, однако иногда они становятся чрезмерно уверенными в себе или недостаточно уверенными

Чрезмерная уверенность в себе иногда наблюдается в тех случаях, когда спортсмены пытаются скрыть самосомнения.

Большинство тренеров подбадривают спортсменов, чтобы они чувствовали себя уверенно, поэтому последние стараются не показать своих сомнений, демонстрируя чрезмерную уверенность.

Очень легко утратить уверенность в себе после нескольких неудачных выступлений или развить сомнения в своих способностях, проиграв несколько раз подряд сопернику. Подобные отрицательные ожидания могут повлиять на будущие результаты, а также на восприятие вашей способности другими. Сохранение уверенности в себе в отрицательных условиях имеет большое значение не только для спортсменов, но и для тренеров. Верьте в себя и ваших воспитанников.

Взаимосвязь между ожиданиями и результатом, по всей видимости, объясняет такая последовательность событий.

1-этап. Тренеры формируют ожидания относительно своих спортсменов. Иногда в основе этих ожиданий лежат пол, физические данные спортсмена или его социо-экономический статус. Такие мнения называются «личностными подсказками». Использование только «личностных подсказок» для формирования суждений о компетентности спортсмена может привести к неправильным конечным результатам. Тренеры также используют соревновательную информацию, то есть результаты тестов, предыдущие спортивные достижения, результаты, демонстрируемые на тренировочных занятиях и т.д. Когда эти источники информации приводят к точной оценке способностей и потенциальных возможностей спортсмена, все хорошо. Неточные ожидания (завышенные либо заниженные) могут оказать влияние на поведение тренера. Это приводит ко второму этапу.

2-й этап. Ожидание тренеров влияют на их поведение. Тренеры и преподаватели ведут себя по-разному в случаях если ожидают от данного учащегося или спортсмена слишком много или слишком мало.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.