Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность принципа разделения властей и особенности его реализации в России






Теория разделения властей, именуемая нередко принципом разделения властей в том виде, в каком она воспринимается ныне применительно к государственному режиму, появилось более 300 лет назад. Основателями ее считаются английский философ- материалист, создатель идейно-политической доктрины материализма Джон Локк и французский просветитель, философ и правовед Шарль Луи Монтескье.

Теория разделения властей не могла возникнуть на пустом месте. Она возникает и начинает материализоваться лишь на той стадии развития общества и государства, когда созревают все необходимые предпосылки для активного участия широких слоев общества в социально-политической жизни и политических процессах страны, торжествует хотя бы в формальном плане политический и идеологический плюрализм; среди интеллектуальных слоев общества идет усиленный поиск путей и средств создания надежных гарантий прав и свобод подданных или граждан; предпринимаются попытки ограждения их, а вместе с ними всего общества и государства от возможной узурпации всей государственной власти, как со стороны отдельных лиц, так и со стороны отдельных органов государства.

В советской и постсоветской литературе мало внимания уделялось теории разделения властей. До весны 1985 г. (начало перестройки) о ней если и говорили, то с сугубо академических позиций или в критическом плане.

С началом «перестройки» о теории разделения властей пишут довольно много, хотя и в упрощенном плане.

В конце 80-х начале 90-х г.г. в отношении к теории разделения властей наметился резкий поворот

В нашей стране Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. подразделяет власть на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную и закрепляет за каждой из них круг относящихся к их ведению вопросов, их компетенцию

Согласно конституции законодательными и представительными органами РФ является Федеральное Собрание - Парламент. Он состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Исполнительная власть в стране осуществляется Правительством РФ (ст. 110 КРФ).Судебная власть осуществляется «посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства» (ст. 118 КРФ). В системе государственных органов, осуществляющих судебную власть в конституционном порядке, выделяются следующие: Конституционный Суд РФ, выступающий как судебный орган конституционного контроля; Верховный Суд РФ, являющийся высшим судебным органом по гражданским, административным, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ - высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.

Вопрос разделения властей в правовом государстве для российского законодательства является достаточно актуальным на современном этапе.

Связано это, в первую очередь, с тем, что произошедшая коренная реконструкция российского государства и соответствующих государственных структур, начавшаяся на рубеже 80 – 90-х годов ХХ века, выдвинула на первый план следующую общегосударственную цель – создание правового государства.

«Правовым государством может быть признана такая организация политической власти в стране, которая основана на верховенстве гуманного, справедливого закона, действует строго в определённых законом границах, обеспечивает социальную и правовую защищённость своих граждан».

Известно, что власть всегда стремится к саморасширению и усилению своего присутствия. Значит, нужен механизм ограждения свободы и сдерживания авторитарных поползновений со стороны власти. Именно такой механизм и предлагает концепция разделения властей. Назначение принципа разделения властей – исключить возможность концентрации всей полноты власти в руках одного лица или органа, который превратился бы в неограниченного и всесильного повелителя, издающего законы, обеспечивающего их исполнение и наказывающего за их неисполнение.

Именно поэтому принцип разделения властей отнесён к числу основных конституционных принципов всех современных демократических

Анализ полномочий государственных властей в Российской Федерации позволяет сказать, что: «Существо этого своеобразия состоит в том, что система разделения и взаимодействия носит в целом асимметричный и несбалансированный характер - с явным перекосом в пользу полномочий Президента и его доминирующей роли в решении государственных дел, с очевидными слабостями других ветвей власти в их соотношении с президентской властью».

В частности, у Президента России есть конституционные полномочия, выводящие его власть за границы исполнительной власти, нарушающие баланс декларированного разделения законодательной и исполнительной ветвей власти. «Полномочия Президента в области законодательной власти включает в себя: право законодательной инициативы; право издавать нормативные указы по любым вопросам, не урегулированным законом, т. е. неподзаконные указы, фактически имеющие силу федерального закона; право отлагательного вето в отношении федеральных законов. В совокупности эти полномочия создают конкурирующую нормотворческую компетенцию парламента и Президента».

Президент России может издавать свои указы на основании и во исполнение законов, но может заполнять ими пробелы в федеральном законодательстве. К указам Президента Конституция предъявляет требование, которое ставит их регулирующее воздействие на один уровень с федеральными законами: указы не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Следовательно, указ, изданный по вопросу, не урегулированному федеральным законом, выступает как первичный источник права, фактически равный федеральному закону и действующий до тех пор, пока не будет принят соответствующий закон17. Более того, президент в праве отклонить федеральный закон, принятый Федеральным Собранием, и вместо этого закона дать иное регулирование в своих указах. Наконец, президент может издавать указы вопреки позиции Государственной Думы – основного законотворческого органа: если Дума отвергнет внесённый президентом законопроект, то он может реализовать этот законопроект в форме своего указа.

Можно напомнить, что подобные полномочия фактически есть и у президента США – президентской республике с формальным разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную, в которой, тем не менее, президент считается основным (или одним из основных) субъектом нормоустановительной деятельности. Но американский президент не обладает собственной нормотворческой компетенцией, ибо это не совместимо с разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную, и осуществляет нормативное регулирование в рамках делегированного законодательства.

Государственная Дума вправе выразить недоверие (или отказать в доверии) Правительству, и в этом случае её нельзя распускать в течение года после её избрания; но можно распускать за трёхкратное отклонение кандидатуры председателя правительства. Так или иначе, в случае конфронтации президента и нижней палаты парламента позиция последней не может реально влиять на судьбу Правительства.

Конституционная модель разделения властей 1993 г. может рассматриваться как закамуфлированная модель президентской республики, согласующаяся с принципом разделения властей: номинальное участие парламента в формировании правительства, парламентский контроль «без санкций» (когда выражение недоверия к правительству не ведёт к его отставке) и отсутствие (при соблюдении этих условий) у президента права роспуска парламента.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.