Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Содержательные теории мотивации






Мотивация - процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов организации к деятельности для удовлетворения своих потребностей и достижения целей организации.

-совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности и задают направленность на достижение определенных целей.

Процесс мотивации: Потребность - Мотив (побуждение) - Стимул (вознаграждение)

Потребность – это ощущение недостатка в чем-либо. Они возникают и находятся внутри человека.

1. Первичные (Физиологические и врожденные:

Потребность в пище и воде,

Потребность дышать,

Потребность в отдыхе и сне,

Потребность в сексе,

Схожи у разных людей)

2. Вторичные (Психологические и приобретенные с опытом:

Потребность в успехе,

Потребность в уважении,

Потребность в привязанности,

Потребность во власти)

Сильно различаются

 

2.

Мотив – это ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность. Мотив осознается человеком. Мотив побуждает человека к действию, и определяет что и как сделать.

Стимул – то, что вызывает действие определенных мотивов (предметы, возможности, действия других людей и другое).

У людей различны понятия ценности, поэтому и различна оценка стимулов и вознаграждений.

Основные типы вознаграждения

1. Внутреннее вознаграждение – то, которое дает сама работа. Это могут быть: чувство достижения результата, содержательность и значимость работы, дружба и общение в процессе работы. Для этого нужно создать определенные условия.

Внешнее вознаграждение – возникает не от самой работы, а дается организацией за ее результаты. Это могут быть: зарплата, продвижение по службе, похвалы и признание, символы служебного статуса (отдельный кабинет, служебный автомобиль, оплата определенных расходов) и т.п.

Стимулирование - это процесс использования различных стимулов (вознаграждений) для мотивирования людей. Самая распространенная форма стимулирования – материальное стимулирование.

Содержательные теории мотивации

Анализируют факторы, влияющие на мотивацию.

Описывают структуру потребностей человека.

Изучают влияние потребностей человека на его мотивацию.

Теория иерархии потребностей А.Маслоу (40-е годы):

В основе поведения человека лежат потребности. Выделил пять групп потребностей.

1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ (Еда, питье, жилье, отдых, секс)

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

 

2. БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИЩЕННОСТИ

1. (Чувствовать себя защищенным, избавитсяот страха и неудач, от агрессивности)

3. ПРИЧАСТНОСТИ (Эмоциональные связи с другими: дружба, любовь, принадлежность к группе)

4. УВАЖЕНИЯ (Уважение личных достижений, компетенции, признание других, самоуважение)

5. САМОРЕАЛИЗАЦИИ (В реализации своего потенциала и росте как личности)

 

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ

12.

13.

14.

15.

16.

 

Учитывать в управлении:

Зарплата должна обеспечивать прожиточный минимум.

Отпуска, перерывы в работе. Благоприятные рабочие условия: освещение, отопление, вентиляция.

Характеристики работников:

Мало интересуются содержанием работы.

Концентрируют внимание на оплате, условиях труда, возможности избегать усталости, удобстве нарабочем месте.

 

 

17.

 

 

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26. БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИЩЕННОСТИ

 

Учитывать в управлении:

Применять ясные правила регулирования работы. Оплачивать труд выше прожиточного минимума. Не привлекать к условиям, связанным с риском и принятием рискованных решений.

Характеристики работников:

 

Избегают волнительных ситуаций. Любят порядок и четкие правила, ясные структуры. Важны гарантии разного рода (от увольнения в т.ч.).Пытаются создавать страховой потенциал: образование, звания.

 

2.

ПРИЧАСТНОСТИ

Учитывать в управлении:

 

Руководство – в форме дружеского общения. Условия работы должны давать возможность общения. Групповые формы организации труда. Групповые мероприятия за рамками работы. Внимание коллег.

Характеристики работников.

Работа дает возможность быть членом коллектива.

Возможность установить хорошие отношения с коллегами.

 

 

УВАЖЕНИЯ

Учитывать в управлении:

 

Использовать различные формы признания заслуг сотрудников (титулы, звания, грамоты, пресса, публичные благодарности).

Вручение наград, упоминание в публичных выступлениях руководителями.

Характеристики работников.

 

Стремятся стать лидерами

Стремятся заработать авторитет при решении определенных задач.

 

САМОРЕАЛИЗАЦИИ

Учитывать в управлении:

 

Давать оригинальные задания. Предоставлять большую свободу в выборе решений.

Привлекать к творческой работе, требующей изобретательности.

 

Характеристики работников.

 

Открытые, независимые личности. Очень созидательны.

Потребности и направленности носят очень индивидуальный и творческий характер.

Критика теория иерархии потребностей А.Маслоу:

Потребности по-разному проявляются в зависимости от многих ситуационных факторов (содержание работы, положение в организации, возраст и т.д.). Теория не учитывает индивидуальные отличия людей. Не обязательно наблюдается жесткое следование одной группы потребностей за другой в пирамиде. Эксперименты не подтвердили этого полностью. (Тутта Ларсен: «… я очень сильно люблю то, что делаю. Настолько сильно, что мне все равно, сколько я получаю». Маслоу считал, что удовлетворение потребности приводит к ослаблению ее действия на мотивацию. Исключение – только потребность самовыражения. Практика показывает, что потребность в уважении тоже безгранична.

Теория приобретенных потребностей Д.МакКлеланда (60-80-е годы)

Потребности: Потребность во власти, Потребность в успехе, Потребность в принадлежности

ПОТРЕБНОСТЬ В УСПЕХЕ

 

 

Человек, ориентированный на достижение успеха, обычно желает автономии, готов нести ответственность за результаты работы.

 

Ставит реально достижимые цели, избегает необоснованного риска (может привести к выбору умеренно сложных целей) Получает удовлетворение от самого процесса работы..

Предпочитают индивидуальную, а не совместную работу.

ПОТРЕБНОСТЬ В ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

Проявляется в желании общаться, иметь дружеские отношения с другими людьми. Важна поддержка окружающих.

Предпочитают в организации работу, предоставляющую широкие возможности общения.

В управлении: Давать возможность взаимодействия с широким кругом людей. Обеспечивать регулярную информацию об оценке окружающими работы и действий сотрудника.

ПОТРЕБНОСТЬ ВО ВЛАСТИ

Выражается в желании влиять на других людей, контролировать их поведение, в готовности отвечать за других (на руководящие посты) Особенность: потребность власти имеет два полюса. Человек либо стремится иметь больше власти,

либо избегает каких-либо притязаний на власть.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.