Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность политической системы и ее элементы.






Если политическая мысль многих древних народов восходит к мифическим представлениям о власти, то мыслители Древней Греции и Древнего Рима уходят от традиционно-теологического толкования власти.

Так, Цицерон указывает на три формы управления (в зависимости от числа правящих): царскую власть, власть оптиматов и народную власть: «И вот, когда верховная власть находится у одного человека, мы называем этого одного царем, а такое государственное устройство – царской властью. Когда она находится у выборных, то говорят, что эта гражданская община управляется волей оптиматов. Народной же … является такая община, в которой все находится в руках народа». Каждая из этих форм имеет свои достоинства и недостатки: «… Благоволением своим, - отмечал Цицерон, - нас привлекают цари, мудростью – оптиматы, свободой - народы».

Цицерон выступал за смешанную форму власти – как наименьшее зло. Он считал, что царская власть чревата произволом единовластного правителя, легко вырождается в тиранию, а власть оптиматов из власти наилучших (по мудрости и доблести) превращается в господство клики богатых и знатных (олигархию). Но на деле нет более уродливой, по его мнению, формы правления, при которой «богатейшие люди считаются наилучшими». Соответственно и полновластие народа, по его оценке, приводит к пагубным последствиям, «безумию и произволу толпы», к ее «тиранической власти» (охлократии). Цицерон сформулировал важный принцип права: «Под действие закона должно подпадать все». В основе права лежит присущая природе справедливость, как вечное, неизменное и неотъемлемой свойство природы в целом и человеческой природы.

Принцип смешанной формы правления впервые реализовала римская политическая система. Здесь, до падения демократии, совместно функционировали: консульская власть (власть царя), сенат (оптиматы, аристократия), народный трибунат (власть народа - демократия). Символы римской политической системы на новом уровне были возрождены во многих странах.

Политологи подчеркивают значение такой формы политической власти, как государственная власть и трех ее ветвей: законодательной, исполнительной и судебной. В этой связи актуальной является концепция принципа разделения трех ветвей государственной власти, сущность которого заключается в независимом функционировании этих трех властей.

Основоположником данной концепции является французский ученый XVIII века Шарль Монтескьё, который посвятил этой проблеме специальную работу «О духе законов. Книга XI». Здесь он подчеркивал, что этот важнейший принцип призван обеспечить политическую свободу, позволить правильно и успешно организовать действие, функционирование государственной власти.

По мнению Монтескьё, политическая свобода состоит не в том, чтобы делать все, что хочется, а в том, чтобы делать все, что позволяют законы. Именно для утверждения свободы в народе необходимо, чтобы власти эти были разделены: «Для того, чтобы предупредить … злоупотребление властью, необходимо, как это вытекает из самой природы вещей, чтобы одна власть сдерживала другую …Когда законодательная, исполнительная власти объединяются в одном и том же органе … не может быть свободы … С другой стороны, не может быть свободы, если судебная власть не отделена от законодательной и исполнительной … И наступит конец всему, если одно и то же лицо … станет осуществлять все три вида власти …» (Монтескьё)

Высказав общий принцип разделения властей, ученый разъяснял, как каждая отдельная власть должна быть организована в целях успешного действия.

Во-первых, судебная власть должна, считал он, принадлежать не какому-либо постоянному учреждению, а лицам избираемым из среды народа на определенное время.

Во-вторых, законодательная власть в свободном государстве может принадлежать только народу, ибо каждый человек, считающийся свободным, сам должен управлять собою. Но так как в больших государствах это невозможно, а в малых сопряжено с большими неудобствами, то приходится прибегать к избранию представителей. Задача представительского собрания, парламента, должна сводиться к тому, чтобы издавать законы и наблюдать за правильным их исполнением.

Монтескьё высказывался за систему двух палат, взяв за основу английский правопорядок. Верхняя палата состоит исключительно из наследственной аристократии, но при выборе в нижнюю палату, палату представителей, он стоит за всеобщую подачу голосов: право голоса в этом случае должно принадлежать всем гражданам, за исключением тех, кто находится в столь приниженном положении, что не может иметь самостоятельной воли.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.