Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая теория управления






Материалы по менеджменту

Каждый управленец в той или иной степени причастен к решению управленческих проблем различной важности. От того, насколько успешно приняты управленческие решения, зависит развитие всей организации. Управленческие технологии - это прежде всего методы и способы выработки, принятия и реализации управленческих решений, в которых сконцентрирован опыт многих поколений управленцев в различных ситуациях.

 

Общая теория управления

Краткое содержание раздела. Социальное управление включает управление материальными объектами, процессами и людьми. Управление производством является частью социального управления.

Предметом наукиуправления являются общественные отношения, которые складываются в процессе управления производством.

Смысл управлениясостоит в том, что оно ориентировано на обес­печение объективных и субъективных условий в такой пропорции и таком сочетании, что позволяет достигать поставленные цели. Ум­ный руководитель не увлекается командованием людей, а его заботит ус­пешное решение проблемы оптимизации условий, необходимых для тру­довой деятельности, для реального решения поставленных перед ними задач.

Задачи менеджмента. Выбор ассортимента и объемов производства товаров в соответствии со спросом на них. Приобретение необходимой оснастки производства. Подбор квалифицированных менеджеров и исполнителей. Создание эффективной системы стимулирования работников. Постоянный поиск и освоение рынков сбыта и осуществление эффективного сбыта товаров.

Принципы менеджмента. Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении, который предполагает умелое использование единоначалия и коллегиальности в управлении, а также широкое привлечение трудящихся к управлению производством.

Принцип научности управленияпроизводством предполагает все более полное познание и использование в практике управления объективно действующих экономических законов.

Принцип системного подхода к управлению в отличие от других подходов (функционального, аспектного) располагает инструментом взаимной увязки и согласования отдельных групп задач и их решений.

Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности предполагает, что каждый человек в организации наделяется конкретными правами, несет ответственность за выполнение своих обязанностей.

Принцип иерархичности и обратной связи заключается в создании многоуровневой системы управления, в которой осуществляется контроль за деятельностью всех звеньев системы на основе обратной связи.

Принцип частной свободы предполагает, что все инициативы исходят от свободно действующих экономических субъектов, выполняющих управленческие функции в рамках действующего законодательства, но по- своему желанию. Свобода хозяйственной деятельности представляется как свобода выбора сферы деятельности, профессии, партнеров.

Эволюция управленческой мысли. Школа научного управления (1885—1920). Школа научного управления сложилась на основе трудов Ф. Тей­лора, X. Эмерсона, Г. Гантта, Л. Гильберта, Ф. Гилберта, Г. Фор­да, А. Файоля, Дж. Муни, М. Вебера и др.

Главное внимание исследователей и практиков управления этой школы уделялось вопросам эффективности труда на основе анали­за содержания работы и ее элементов (на уровне ниже управлен­ческого). В частности, представители этих школ полагали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Впервые представители этой школы предложили стимулирование с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства.

Классическая школа в управлении (1920—1930). Классическая или административная, школа в управлении возникла на основе идей школы научного управления. Становление школы связывают с именами А. Файоля, Дж. Муни, Л. Урвика, Р. Дейвиса, М. Вебера, Ч. Бернарда.

Внимание этой группы исследователей привлекли общие функции и принципы управления, функции менеджеров, определение общих характеристик и закономерностей организаций.

Школы «человеческих отношений» и «поведенческих наук» (1930—1960). Школа «человеческих отношений» обязана трудам таких исследователей, как Г. Мюнстерберг, М. Фоллет, Э. Мэйо, Ч. Бернард, Ф. Ротлисбергер, Г. Саймон, А. Райе, Р. Черчмен, Е. Арноф и др.

Основное внимание ученых было уделено следующим проблемам:

- социальная ответственность руководства перед работником;

- индивидуальная психология;

- консультации с работниками;

- совершенствование труда в самой системе управления;

- стимулирование у работников инициативы в достижении целей

организации;

- обеспечение единства целей и усилий членов коллектива.

Главный научный вывод школы заключается в том, что повышение эффективности организации обеспечивается повышением Эффективности человеческих ресурсов. По А. Маслоу, мотивами человеческих поступков являются в основном не экономические стимулы, а потребности людей.

Школа «социальных систем». Школа «социальных систем» сложилась на базе концепции структурнофункционального анализа, а также общей теории систем. (Т. Парсонс, Р. Мертон, Л. Берталанфи, А. Рапопорт). Основные представители школы: Ч. Бернард, Ф. Селзник, Г. Саймон, Д. Марч, А. Этциони, М. Хейра, индустриальный социолог Э. Триест.

Главная идея школы - представление о социальной организации как комплексной организационной системе с ее составляющими (индивид, формальная и неформальная структуры, внешнее окружение, технические средства труда). Работник рассматривается как социально-ориентированный индивид, потребности которого влияют на среду в организации, которая в свою очередь влияет на работника.

«Новая школа» управления (50—60-е 88.). Среди создателей и последователей «новой школы» управления (ее называют также «количественной» и «управленческой» школой) следует назвать таких известных исследователей менеджмента, как Л. Берталанфи, Д. Форестер, Р. Люс, А. Гольдбергер, М. Месарович, Л. Клейн, В. Леонтьев и др. Появление «новой школы» является следствием применения ЭВМ и математических методов в управлении. Ее концепция управления опирается на экономико-математический аппарат, теорию систем, достижения кибернетики и вычислительной техники, с помощью которых осуществляется интеграция математического анализа и субъективных решений менеджера. Характерной особенностью «новой школы» управления является замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями.

Современные научные подходы к менеджменту (60—90-е 88.). Системный подход - метод, рассматривающий связи и целостность сложных открытых систем. В рамках этого подхода организация рассматривается как открытая социальная система, которая приспосабливается к своей многообразной внешней и внутренней среде, а главные причины того, что происходит внутри организации, следует искать вне ее.

В социальных системах взаимосвязь элементов характеризуется наличием общих целей или одинаковых интересов. Это является решающим фактором совместной деятельности людей. Будучи элементами организации (социальной системы), люди попадают в зависимость от результатов работы друг друга. Целостность системы определяется постоянством отношений и связей между людьми. Представителем системы выступает орган управления или руководитель, который определяет общие цели и задачи каждого элемента системы (подразделения, работника). Роль руководителя в системе вызвана необходимостью разделения труда. Управляющий орган или руководитель должны стремиться к тому, чтобы цели организации как можно в большей степени отражали потребности и интересы людей - ее работников.

Ситуационный подход сводится к тому, что в каждом конкретном случае (производственной ситуации) следует применять свои конкретные методы управления. Поскольку на организацию оказывают влияние множество различных внешних и внутренних факторов (разных по составу и интенсивности), то наиболее эффективным способом управления в конкретной ситуации будет тот, который обеспечит оптимальный результат работы всей организации.

Центральным фактором ситуационного подхода является сама ситуация, т. е. комплекс обстоятельств, влияние которых на организацию в данный момент самое сильное. Ситуационный подход эффективно увязывает конкретные приемы управления и научные воззрения исторически предшествующих школ с конкретной ситуацией для достижения цели организации. Часто ситуационный анализ проводят методами экспертных оценок и «мозгового штурма».

Управление по целям (результатам), по П. Дракеру, основывается на следующих принципах: система управления должна обеспечивать достижение всех целей и задач организации; каждый руководитель - сверху донизу - должен иметь четкие цели в рамках своих обязанностей; цели и задачи всех менеджеров согласуются, в идеальном случае формируется иерархия целей, конкретизируемых на каждом последующем уровне при движении сверху вниз.

Теория управления «7- S» (Т. Питере, Э. Атос и др.) формируется на базе 7 взаимосвязанных составляющих: стратегии управления, структуры штатов, процессов организации, стиля руководства, квалификации персонала, разделенных ценностей. Задача менеджмента - гармонизация всех семи составляющих.

Теория Z. базируется на японском опыте управления. Формула успеха организации (У. Оучи) такова: долгосрочный наем кадров, групповое принятие управленческих решений, персональная ответственность, оценка кадров и их продвижение, формализация контроля исполнения решений, всесторонняя забота о людях.

Методы менеджмента. Менеджмент в каждой из его функций и процедур предусматрива­ет использование разнообразных специфических приемов и методов, обеспечивающих обоснование и принятие рациональных управлен­ческих решений. Совокупность этих методов и приемов, специфичных для различных функций управления, составляет методологию и методи­ческий аппарат менеджмента.

Методы менеджмента - это система правил и процедур выполнения Различных задач управления с целью выработки рациональных управлен­ческих решений. Они, как правило, появляются в результате теорети­ческих исследований и становятся достоянием широкой практики после масштабных экспериментальных апробаций. Методы менедж­мента вносят определенную упорядоченность, обоснованность и эффективную организацию в построение систем управления на пред­приятии. Менеджмент использует как общие методы, применяемые во всех сферах деятельности (производстве, торговле, образовании, культуре и пр.), так и специальные, отражающие специфику опреде­ленной (например, инновационной) сферы. Фундаментальной осно­вой современного менеджмента является использование научного подхода, системная ориентация и моделирование процессов.

Наиболее полное и последовательное выражение научный подход получает в системной ориентации. Системная ориентация менедж­мента предусматривает рассмотрение предприятия как сложной от­крытой системы, состоящей из взаимосвязанных элементов и активно взаимодействующей с окружающей средой. Системная ориентация позволяет структурировать управленческие задачи и упорядочить методы их решения на предприятии в рамках целостной системы менеджмента. Именно системная ориентация позволила в рамках на­учной школы менеджмента успешно развивать концепцию практи­ческого моделирования процессов.

Любая частная или комплексная задача управления имеет сегодня ряд модельных вариантов ее решения. Модели позволяют упростить сложные хозяйственные процессы, выделить в них наиболее значимые компоненты и связи, провести экспериментальную проработку управленческих ситуаций и осуществлять прогнозные расчеты в ус­ловиях высокой неопределенности и большой глубины упреждения.

В современном менеджменте используются три базовых типа моде­лей: физические, аналоговые и математические. Примером широко применяемых в практике физических моделей могут служить про­странственные планировки предприятий, их цехов и служб, исполь­зуемые для размещения оборудования, материалов и рабочих мест сотрудников.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.