Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






профессиональных склонностей личности

Проективный экспресс-метод диагностики

На первом этапе профессиональной ориентации большое значение для построения будущей карьеры имеет диагностика интересов и склонностей индивида. В настоящее время существует большое количество методик, построенных, в основном, в виде опросников, которые с довольно невысокой степенью точности выявляют профессиональные интересы оптантов. При работе с ними практический психолог и профконсультант сталкивается с двумя основными проблемами.

1. Методика является слишком «прозрачной», т.е. ее вопросы легко идентифицируются с той профессией, выбор которой они представляют. Поэтому испытуемый, вольно или невольно, может исказить результаты тестирования.

2. Методика является слишком «громоздкой», т.е. требует большого объема времени, как на процедуру тестирования, так и на обработку результатов.

Для решения обозначенных проблем нами был создан проективный «сюжетно-ролевой тест диагностики побуждений», позволяющий оперативно выявить мотивационные тенденции индивида к тем или иным видам деятельности и выстроить побудительную иерархию его профессиональных предпочтений и склонностей. Настоящий тест подтвердил свой высокий диагностический потенциал в целом ряде исследований на различных группах испытуемых.

Основу «сюжетно-ролевого теста диагностики побуждений» составляет оригинально составленный текст «Любовной истории», где главные действующие лица отражают основные побудительные тенденции личности, сопоставимые с классификацией потребностей швейцарского психолога Л. Зонди. Сначала зачитывается краткая инструкция:

«Внимательно прослушайте содержание истории, записывая имена главных героев на отдельном листке. Постарайтесь прочувствовать их переживания, понять и оценить их поступки. По окончании текста Вам будет предложено выполнить задание».

«Любовная история»

«Жила-была молодая красивая девушка по имени Люба (Л). Пришло время, и она влюбилась в красавца-парня по имени Эдик (Э). Она знала, что и он страстно любит ее, но любовь их была «любовью на расстоянии», так как они жили по разным берегам широкой и бурной реки, которую не переплыть, а моста на ней не было. Несмотря на это препятствие, раньше Эдик часто бывал у Любы дома, пока старшая сестра Любы – Зина (З), не увидела, что они украдкой целуются. Она грубо прогнала Эдика, не велев ему даже «показываться на глаза».

Страдая от разлуки с любимым, Люба сшила себе красивое платье, решив, что, если Эдик увидит ее в нем, то его чувства воспылают к ней с новой силой. Надев это платье, Люба пошла вдоль реки, ища возможность переправиться на другой берег.

Недалеко от берега плыла на своей лодке известная спортсменка Аня (А). Люба рассказала Ане о своей любви, о том, что она уже не в состоянии жить в разлуке с любимым, а затем попросила Аню перевезти ее на тот берег. Однако, та сказала, что река широкая и бурная, и за «просто так» она перевозить ее не будет – Люба должна заплатить ей за работу. Но у Любы не было денег, и она пошла вдоль берега, надеясь найти их у кого-нибудь.

По дороге ей встретился изобретатель-самоучка Михаил (М). На вопрос Любы Михаил ответил, что деньги у него есть, но он ничего ей не даст, так как сейчас занят созданием «вечного двигателя». После того как Михаил его создаст, он сам на этом «двигателе» и отвезет Любу на тот берег. В расстроенных чувствах Люба вернулась к Ане, надеясь, все же, уговорить ее перевезти на другой берег. Но Аня никак не соглашалась делать это «за просто так».

В это время на берег реки пришла загорать в обнаженном виде Любина подруга Даша (Д). Даша посоветовала Любе отдать за провоз свое платье, так как сейчас тепло и можно спокойно ходить без одежды. Любе очень не хотелось этого делать, но, представив, что скоро увидит своего Эдика, она пошла на эту жертву. Спортсменка Аня, хотя и не любила носить женские платья, немного подумав, все же решила его забрать для своей домашней коллекции. Люба отдала свое платье Ане, и та перевезла девушку на другой берег.

Стыдясь своей наготы и прячась за кустами, Люба стала пробираться к Эдику. Но тут ее увидел сексуальный маньяк Семен (С). Увидев молодую, красивую обнаженную девушку, он набросился на Любу и изнасиловал ее.

Проходивший зарослями кустарника другой мужчина, Олег (О), видел все это и рассказал о случившемся всем, в том числе и Эдику. Когда Люба, наконец-то, пришла к своему любимому, на нее смотрели холодные глаза. «Я все знаю, – сказал Эдик. – Прости, но после всего, что произошло, я не смогу любить тебя».

Жизнь для Любы потеряла смысл. Она бросилась в реку и утопилась».

После прочтения текста испытуемых просят ответить на вопросы.

· «Кто, по Вашему мнению, больше всех виновен в этой трагедии?»

· «Кто должен стоять на втором месте?» и так далее до:

· «Кто, по Вашему мнению, меньше всех виновен?».

Принцип проекции в методике «диагностики побуждений» основан на поиске испытуемым идентификации и сходства с лицами, которые в своем поведении отражают ведущую реализованную потребность. Для повышения действия эффекта проекции, выбор потребностей заключается не в поиске «приятного-неприятного» лица, как это происходит в классическом варианте теста Зонди, а в поиске «виновного-невиновного» в данной истории.

Лица, которых испытуемый считает наиболее виновными в разыгравшейся трагедии, отражают подавленные потребности индивида. Они указывают на его основные проблемные зоны и неудовлетворенные желания.

Лица, которых испытуемый, напротив, относит к наименее виновным, отражают реализованные им потребности и мотивы. Они указывают на соответствующие поведенческие особенности личности и доминирующие у субъекта черты характера, на основе которых психолог делает заключение об его профессиональных склонностях.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Правила работы с микроскопом | вопрос.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.