Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Момент прекращения брака при его расторжении






Брак, расторгаемый в органах записи актов гражданского состояния, прекращается со дня государственной регистрации расторжения брака в книге записи актов гражданского состояния, а при расторжении брака в суде - со дня вступления решения суда в законную силу.

Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда о расторжении брака направить копию решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту вынесения решения, а также по месту государственной регистрации заключения брака.

Супруги не вправе вступать в новый брак до получения свидетельства о расторжении брака в органе записи актов гражданского состояния.

Последствия прекращения брака:

С прекращением брака прекращаются личные и имущественные права и обязанности супругов, вытекающие из их брачных отношений, за исключением случаев, предусмотренных Законом.

Контрольные вопросы

1. Определите права и обязанности опекуна (попечителя) ребенка.

2. Скажитеправа и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей.

3. Как сказать имущественные права ребенка

Основная литература

1. Оспанова А.А, Семейное право Р К. Алматы 2001 г

Дополнительная литература

1. Гражданский Кодекс Р К, 27 декабря 1994г, (общая часть)

2. Гражданский Кодекс Р К, 27 декабря 1994г, (особенная часть)

3. Гражданско- процессуальный кодекс Р К от 13 июля. 1999г,

4. Закон Р К «О гражданстве РК» от 12 декабря 1991г

 

 

Дисциплина «Основы права»

Тема № 19

«Казахстан – субъект международного права».

Выполнил: Сагынбек Б.А.

ТЕМА №19: Казахстан – субъект международного права.

Прошло несколько лет со времени выхода РК на мировую арену в качестве нового самостоятельного субъекта международных отношений. Можно сказать, для становления молодой государственности, обретения своего места в мире прошедшие годы были принципиально важными и плодотворными. Во многом это связано с нынешней ситуацией на мировой арене. Прошло немало лет как закончилась война. В ту пору государства только начинали приступать к строительству нового мира, именно в те годы произошло становление принципиально новых международных организаций, таких как ООН, затем СБСЕ и других. Однако полной реализации миротворческих усилий, несомненно, мешали конфронтация и противостояние двух систем. И вот теперь перед мировым сообществом встали практически те же, только несколько обновленные и более гуманные задачи. После периода противостояния появился шанс установить подлинно новый миропорядок, построенный на доверии и сохранении безопасности, насыщенного диалога между странами - как развитыми, так и развивающимися, как с устоявшейся государственностью, так и молодыми. И для нас чрезвычайно важно, что эти процессы в последние годы происходили при непосредственном участии Казахстана.
Мне хотелось бы заметить, что при распаде СССР составляющие его союзные республики, став суверенными, независимыми государствами, свернули с избранного Советским Союзом пути и решили следовать курсом всего человечества. И Казахстан, как одна из 15 союзных республик бывшего СССР, исключением не стал, более того, стал одним из инициаторов вхождения в мировое сообщество государств, интегрирования в мировую экономику. 16 декабря 1991 г. Казахстан из независимой республики Союза ССР стал суверенным, независимым государством. С этого дня, можно сказать, берет отсчет и международная правосубъектность республики Казахстан, наполненная новым содержанием.

25 декабря 1990 г. Верховный Совет Республики Казахстан принял Декларацию о государственном суверенитете Казахской ССР. Обретение суверенитета в целом ускорило течение демократических процессов в Казахстане, которые были тесно взаимосвязаны с событиями, происходившими в стране. Уже к середине 1991 г. Казахстан в числе других республик фактически составлял оппозицию центру. По инициативе Казахстана были заключены двусторонние договоры с Белоруссией, Украиной, Россией и другими республиками, признающими суверенитет друг друга, сложившиеся границы, устанавливающие взаимовыгодные экономические связи. В декабре 1990 г. четыре республики - Россия, Украина, Беларусь и Казахстан выступили с инициативой создания Союза суверенных государств. Началась совместная работа по выработке новоогаревского соглашения.

Августовские события 1991 г. прервали эту работу, ускорили распад СССР и суверенизацию бывших союзных республик, в том числе Казахстан. Ушла с политической арены КПСС и как часть ее КП Казахстана.
В этих сложных условиях назрела необходимость предоставления в рамках демократизации казахстанской государственности достаточных полномочий Президенту Каз.ССР, как главе высшей исполнительной и распорядительной власти в республике. Они были предоставлены Законом Каз.ССР “О совершенствовании структуры государственной власти, и управление Каз.ССР и внесений изменений и дополнений в Конституцию Каз.ССР”, принятым парламентом республики 20 ноября 1991 г. 1 декабря 1991 г. состоялись всенародные выборы первого в истории Казахстана Президента республики. В результате демократического волеизъявления народа им стал Н.А.Назарбаев.

10 декабря 1991 г. вступил в должность первый всенародно избранный Президент, Верховный Совет республики принял решение о переименовании Каз.ССР в Республику Казахстан, а 16 декабря 1991 г. Верховный Совет провозгласил государственную независимость РК - демократического государства, обладающего всей полнотой власти, на своей территории, самостоятельно определяющего и внешнюю политику.
На ашхабадской встречи лидеры республик Средней Азии и Казахстана проанализировали беловежское соглашение и выразили готовность к полноправному участию в формировании нового содружества. 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате на совещании глав 11 независимых государств, входивших в состав бывшего Союза ССР, был подписан протокол соглашения о создании СНГ.

Но прежде чем продолжить о дальнейшем становлении РК, мне бы хотелось остановиться немного на тоталитарном режиме СССР, его крушении.
Судьба распорядилась так, что время трудных раздумий и решений радикального переустройства жизни выпало на наш народ. Тоталитарное общество, создавшееся многолетними усилиями коммунистического режима, развалилось буквально на глазах. Можно назвать немало причин столь быстрого и необратимого разрушения, казалось бы, мощнейшей сверхдержавы. Я согласен с мнением Н.А.Назарбаева, что главная из них заключается в том, что в СССР изначально отсутствовал механизм самовосприятия и самоопределения человека. Советские люди никогда по-настоящему не чувствовали себя истинными хозяевами своей жизни, своей собственности, своей страны, а были лишь безгласными винтиками партийно-государственной машины. Не случайно, как только прежние идеологические формы развеялись в прах, многие растерялись и сегодня живут ощущениями путника, потерявшего знакомые ориентиры. Мы отказались от строительства “светлого будущего” по туманным проектам марксизма-ленинизма. Нам необходима была четкая и конкретная концепция развития казахстанского общества, которая давала бы возможность увидеть каждому азимуты движения, обрести уверенность в предсказуемости событий. Мне кажется “Стратегия становления и развития суверенной республики Казахстан” Назарбаева отвечала этой необходимости.

История так распорядилась, что Казахстан в период распада биполярного мира оказался в эпицентре мировой политики. На месте сверхдержавы появились новые государства, и в их ряду особое внимание уделялось именно нашей стране. По капризу судьбы это внимание было вызвано не только нашей огромной территорией, имеющей колоссальные природные богатства, не только пестрым этническим составом населения, но, в первую очередь, это было связано с тем, что именно здесь оказалась немалая доля ядерного потенциала бывшего СССР. Это обстоятельство привело к тому, что название нашей республики замелькало в мировых средствах массовой информации.
Незнание наших реалий поначалу вызвало формирование негативного образа Казахстана как исламского государства, обладающего ядерным оружием и угрожающего всему мировому сообществу. Этот негативный образ действовал и мешал не только нам, но и нашим будущим партнерам. 90-е годы - период коренной ломки прежних отношений в международных делах, период крайней нестабильности и появления новых “демонов” - региональных и внутренних войн, роста масштабов терроризма.
Перед нами стояла не только задача налаживания международных связей, но и преодоления мощного негативного барьера, созданного некоторыми политиками и средствами массовой информации. Мы должны были решить несколько проблем.

Во-первых, показать, что на самом деле представляет собой наше государство.

Во-вторых, обеспечить не только международное признание Казахстана, но и его безопасность, территориальную целостность.

В-третьих, включиться в мирохозяйственные экономические связи. Тогда же началось становление нашей внешней политики.

В тот период только личные контакты, переговоры с руководителями государств мира, ведущих экономических гигантов, международных организаций могли переломить ситуацию. Именно поэтому нашему президенту Н. Назарбаеву пришлось провести целую серию зарубежных поездок.

В ходе этих визитов решались не только дипломатические проблемы. Нужно было заново создавать всю договорную базу межгосударственных отношений. Без подписания соглашений о дружбе и сотрудничестве, договоров об основах взаимоотношений не могли быть установлены деловые контакты. Мы добились того, что с первых дней нашей независимости многие развитые страны заключили с нами полномасштабные экономические соглашения, установили режим благоприятствования в торговле.
Кроме того для многих Казахстан был terra incognito, землей неизведанной. Надо было представить его возможности, его народ, его потенциал, поэтому в состав наших государственных делегаций всегда входили депутаты, представители интеллигенции, ученые, журналисты. Они присматривались к различными моделям экономического и политического развития. Необходимо было на месте разобраться в достоинствах и недостатках различных моделей модернизации, изучить возможности перенесения зарубежного опыта на казахстанскую почву. По моему мнению, это наиболее позитивный путь для развития в Казахстане политической, экономической и других систем. Вообще была проделана огромная работа, которая дала положительные результаты.

С обретением суверенитета, вступлением в ООН и целый ряд международных организаций Казахстан столкнулся с новыми для него проблемами собственной внешней политики, обороны и национальной безопасности, с проблемами самостоятельного вхождения в мировую экономику и мировое сообщество.

Оказавшись на международной арене, Казахстан окунулся в качественно иную среду, в которой его внешнеполитический курс, как и у любого другого государства, развивается по собственной логике, диктуемой национально-государственными интересами. Но при всем этом внешняя политика Казахстана призвана нести в себе и общечеловеческий заряд, что в будущем обеспечит его народам достойное место в мировом сообществе.

Специфика геополитического положения и этно-демографического состава, уровень развития экономики и военного строительства Казахстана делают доминирующим в обеспечении его безопасности не военные, а политические средства с опорой прежде всего на собственные силы и разумную, взвешенную дипломатию, особенно на нынешнем, драматичном отрезке становления государственности республик бывшего Союза.

В результате развала советской империи возник абсолютно новый геополитический расклад, в котором Казахстан занимает выгодное во внешнеполитическом и стратегическом аспектах пространство, связующее Европу с Азиатско-тихоокеанским регионом, а также Россию с южными странами.

Наша республика, появившись на политической карте 6 лет назад, неизменно проводит политику отстаивания своих национально-государственных интересов, подразумевая под этим прежде всего территориальную целостность и суверенитет, благополучие граждан и защита их конституционных прав. С учетом происходящих в Казахстане крупных социально-политических преобразований Президентом Н. А. Назарбаевым в качестве долгосрочной цели внешней политики Казахстана было определено формирование и поддержание внутри страны, становления и развития Казахстана как суверенного государства.

В качестве непременного условия была поставлена задача достойного вхождения Казахстана в мировое сообщество путем развития двустороннего сотрудничества со всеми заинтересованными странами и активной работы в международных организациях.
Казахстан, заявивший о миролюбивом характере своей внешней политики, закономерно увязывает вопрос обеспечения национальной безопасности с созданием атмосферы взаимного доверия и сотрудничества как в регионе, так и во всем мире.
В создании подобной атмосферы немалую роль играет прогресс в процессе разоружения. Я в начале еще отметил, что своим добровольным отказом от обладания ядерным оружием Казахстан не только существенно повысил международный авторитет, продемонстрировав миру зрелый подход и ответственность в вопросах международной безопасности, но и решительно продвинулся в укреплении суверенитета и безопасности страны. Это наглядно проявилось в решении ядерных держав - США, России, Великобритании, КНР, Франции - предоставить нашему государству гарантии его территориальной целостности и безопасности.

Исходя из того, что путь к созданию нового мирового порядка, исключающего возникновение вооруженных конфликтов, лежит через создание региональных и глобальных систем безопасности, через согласованные действия политиков всех стран, Казахстан в качестве одной из приоритетных задач видит активную работу в международных организациях, прежде всего с ООН и его учреждениях.
Уже 5 марта 1992 года Казахстан был принят в ООН. Таким образом, мы получили возможность быть причастными к мировым делам и общечеловеческим проблемам, находиться в русле современного цивилизованного развития человечества, иметь доступ к его достижениям в политической, экономической, социальной, гуманитарной и других важнейших сферах деятельности. В сфере широкого спектра международных вопросов, рассматриваемых в ООН, чрезвычайно важно иметь в универсальной организации собственные четкие позиции по основным политическим проблемам современности, исходя из места и роли Казахстана в мировой политике, защиты и обеспечения интересов нашего государства. В этой связи определяющее значение имело первое выступление в ООН Президента РК Н.А.Назарбаева, состоявшегося на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи, в котором были изложены принципы участия независимого Казахстана в деятельности этой международной организации, наше видение ее роли в современном мире. По общему признанию, выступление Президента РК, выдвинутые им масштабные внешнеполитические инициативы, стали серьезной заявкой молодого государства на участие в мировой политике, во многом способствовали его признанию во Всемирной организации. Взвешенный и прагматичный курс главы нашего государства, приверженность Республики соблюдению норм международного права вызывают уважение и поддержку со стороны государств - членов и руководства Организации.
В дипломатических кругах и Генеральным секретарем Организации признается, что содержание инициативы Президента Казахстана по созыву Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии полностью соответствует целям и принципам Устава ООН. Три совещания с участием постоянных представителей более 20-ти азиатских стран при ООН и международных организаций, проведенных в США (Нью-Йорке) по итогам совещаний по СВМДА в Алматы, показали активную поддержку этой инициативы со стороны многих стран. Постпредством также проводится целенаправленная работа по продвижению инициатив Казахстана о созыве специальной сессии Генассамблеи ООН, посвященной проблемам постконфронтационной эры. Активный интерес вызвала в ООН выдвинутая Президентом Казахстана идея созданию Евразийского союза. Представители государств - членов подчеркивают дальновидность этой инициативы в свете объективных тенденций современного развития, ее направленность на укрепление стабильности и безопасности как в региональном, так и в глобальном контексте. Стремлением Казахстана способствовать укреплению международной безопасности и стабильности обусловлен сбалансированный и реалистический подход нашего государства к мировым политическим проблемам. Позиция нашей Республики при голосовании по наиболее острым и чувствительным вопросам повестки дня Генассамблеи признается и получает в целом позитивную оценку на этом международном форуме. Важнейшим событием года явилась Конференция участников Договора о нераспространении ядерного оружия по рассмотрению и продлению действия Договора, которая прошла в Нью-Йорке. Этот Договор, участниками которого являются 175 государств, на протяжении 25 лет был самым широко признанным инструментом контроля над вооружениями. Казахстан в декабре 1993 года ратифицировал Договор о нераспространении ядерного оружия в качестве неядерного государства. Это было позитивно оценено мировым сообществом как практический вклад нашей страны в дело укрепления международного мира и безопасности. За первые годы своей независимости Казахстан, благодаря внешнеполитическому курсу его руководства, приобрел на международной арене позитивный имидж, располагает существенными потенциальными возможностями для гармоничной интеграции в мировое сообщество. Поэтому, как бы ни было трудно, необходимо с самого начала строить дипломатическую деятельность, ориентируясь на общепризнанные в этом деле нормы. Следует четко определяя приоритеты, обеспечивать активное участие Республики в работе ключевых форумов многосторонней дипломатии. Принимая активное участие в работе ООН, Казахстан имеет реальную возможность активно участвовать в выработке решений по многим международным вопросам в первую очередь тем, которые входят в сферу жизненно важных интересов Республики. При этом, безусловно, членство в ООН должно давать Казахстану политическую, экономическую и иную отдачу, способствовать прогрессивному развитию нашего государства - укреплению национальной безопасности.
Жизненно важным интересам Казахстана соответствует дальнейшее закрепление тенденции к утверждению в отношениях между государствами основополагающих принципов международного права как средства решения и регулирования споров и противоречий. В силу особенностей своего геополитического положения Казахстан придерживается политики многовекторности, осуществляя курс на развитие сбалансированных отношений как с европейскими, так и с азиатскими странами.
Что же касается конкретных внешнеполитических приоритетов, то для Казахстана одной из важнейших целей является интеграция постсоветского пространства. Этот процесс проходит как в рамках СНГ, так и путем развития двусторонних связей со странами Содружества. Выдвинутая казахстанским Президентом идея Евразийского Союза как интеграционного образования с действенным механизмом выполнения совместных решений нашла широкий отклик в политических кругах всех стран Содружества и стала катализатором интеграционных процессов между новыми суверенными государствами. Формирование Таможенного союза и образование общего экономического пространства в рамках Центрально-азиатского союза являются наглядным подтверждением верности выбранного Казахстаном курса.

Идея реинтеграции, политической, научно-культурной, гуманитарной и, особенно, экономической на территориях бывшего Советского Союза получает все большее распространение и поддержку. Интегрируясь, идя навстречу друг другу, страны - участники Содружества Независимых Государств могут успешно решать те экономические проблемы, которые невозможно решить в одиночку.
Несмотря на разные подходы по отношению к будущему Содружества, большинство государств - членов едины во мнении о необходимости его серьезного совершенствования. Действительно, СНГ, как форма интеграции постсоветских республики, не решило пока всех политических, экономически и социальных проблем, стоящих перед странами - членами. Его договоренности остаются мало кого обязывающими декларациями, созданные структуры подчас аморфны. В проекте “О формировании Евразийского союза государств”, Президент РК Н. А. Назарбаев подчеркнул: “... существующая в настоящее время структура органов СНГ не позволяет реализовать имеющийся интеграционный потенциал в полном объеме. На это обращает внимание не только руководители стран Содружества, но и большая часть населения этих государств”. Поэтому не случайно все большее число политиков склоняются к необходимости реформирования как Содружества в целом, так и его институтов.

 

 

Дисциплина «Основы права»

Тема № 20

«Внешняя политика государства, межгосударственные договоры о дружбе и правовой помощи».

Выполнил: Сагынбек Б.А.

 

Тема № 20

«Внешняя политика государства, межгосударственные договоры о дружбе и правовой помощи».

 

16 декабря Казахстан официально отмечает 20-летие своей независимости. За эти годы страна достигла весомых успехов в развитии своей государственности, несмотря на сложное геополитическое окружение и глобальные вызовы.

Обретя независимость, Казахстан первым среди постсоветских государств концептуально определил свой собственный путь развития – «Стратегию-2030». Все сегодняшние достижения нашей республики в области укрепления политической стабильности, эффективных экономических реформ, признания на международной арене и роста благосостояния граждан – это свидетельство сплоченного и созидательного труда всего общества, а значит, и воплощения в жизнь стратегических приоритетов нации.

Сегодня успехи и вклад Казахстана в укрепление международного мира и безопасности ни у кого не вызывают сомнений. Реализация многовекторной внешней политики первого президента Нурсултана Назарбаева позволила Казахстану стать полноправным, уважаемым и значимым игроком в мире. Прогресс молодого государства в собственном обустройстве и всевозможные миротворческие усилия высоко оцениваются международным сообществом. Это, в свою очередь, находит выражение в стабильном и высоком уровне притока прямых иностранных инвестиций в экономику Казахстана, а также реализации многих внешнеполитических инициатив Астаны.

Однако если достижения Казахстана в промышленности, сельском хозяйстве, науке и образовании были известны и в советский период, то внешнеполитические страницы нашей независимой истории пришлось писать фактически с чистого листа.

Безусловно, это не означает, что у казахов прежде не было своей дипломатической службы. Как раз наоборот, многочисленные письменные источники из исторических архивов разных стран говорят об активных дипломатических сношениях казахских ханов и биев с правителями Китая, Российской империи, Кашгарии, эмирами соседних центральноазиатских государств. Одним словом, казахская дипломатическая служба появилась отнюдь не двадцать лет назад. «Степная дипломатия», имевшая свой «штат» гонцов и посланников-представителей, на протяжении всей истории существования казахского этноса играла важную роль в сохранении и развитии казахской государственности.
О трудностях становления внешней политики нового независимого периода вспоминал и сам президент Назарбаев: «У нас не было традиций внешнеполитической деятельности. МИД выполнял далеко не дипломатические функции. Представьте себе страну, перед которой стоят сложные проблемы, но нет ни одного дипломатического представительства за рубежом, нет самых элементарных наработок по внешнеполитическим вопросам, не говоря уже о традициях внешней политики, нет квалифицированных кадров».

Необходимо было в кратчайшие сроки решать задачи, стоящие перед руководством страны, внешнеполитическим ведомством не только на доктринальном уровне, но и в оперативно-организационном направлении: наборе кадров, организации дипломатических миссий за рубежом, содействии в работе открывающихся иностранных посольств в нашей стране.
Сегодня, когда Министерство иностранных дел Казахстана, заслуженно считается одним из сильнейших среди внешнеполитических ведомств на всем постсоветском пространстве, трудно представить, что были и такие времена!

Но они были, и более того, становление новой дипломатической службы Казахстана происходило в сложнейших геополитических и геоэкономических условиях современного мира.
По прошествии 20 лет суверенного развития можно подвести определенные итоги внешней политики Казахстана. Эти итоги не могут не вызывать здравого оптимизма.
Сбалансированная и проактивная внешняя политика Казахстана за два десятилетия полностью доказала свою состоятельность. И сегодня, и на перспективу нет никаких оснований для существенного пересмотра внешнеполитической стратегии нашего государства.
В целом хотел бы выделить пять главных итогов нашей внешней политики Казахстана за 20-летнюю суверенную историю.

Во-первых, прагматичная внешняя политика, подчиненная интересам внутреннего развития и задачам обеспечения национальной безопасности.
С самого начала суверенного развития руководством страны были поставлены амбициозные задачи превращения Казахстана в высоко конкурентное государство, с развитой политической и экономической системой, гражданским обществом, вхождения в когорту наиболее благополучных стран мира.

В этой связи безусловным императивом внешней политики Казахстана стало обеспечение интересов развития государства и решения поставленных амбициозных задач.
Очевидно, что эти цели могли быть достигнуты только на путях интеграции Казахстана в мировую экономику и проведения многовекторной политики, направленной на развитие взаимовыгодных отношений с ключевыми государствами мира и странами СНГ.

В настоящее время на качественно высоком уровне развиваются наши отношения с главными партнерами – Россией, Китаем, США, Европейским союзом.

Приоритетами нашей дипломатии остаются углубление и расширение дружественных и взаимовыгодных отношений с ближайшими соседями – государствами Центральной Азии. Мы намерены активно расширять сотрудничество с другими азиатскими странами и государствами исламского мира.
В целом Казахстан установил дипломатические отношения со 138 государствами мирового сообщества и располагает одной из наиболее разветвленной сетью дипломатических представительств среди стран СНГ. За годы независимости Казахстан открыл 75 загранпредставительств в 56 странах, в том числе 45 посольств, 6 дипломатических миссий, 8 генеральных консульств и 6 консульств. По совместительству Казахстан представлен в 27 странах. В планах – с 2012-2014-го открыть на разных континентах мира 11 новых посольств и 10 консульских учреждений, в том числе там, где Казахстан никогда ранее не был представлен – в Скандинавии (Швеция, Финляндия), Индонезии и Вьетнаме, Южной Африке, Бразилии, Мексике, а также в России и Китае.

Очевидно, что содержание широкой сети диппредставительств по всему миру – достаточно затратная статья наших расходов. Но также очевидно, что в перспективе это дает, и подтверждением тому служит история других государств, мультипликативный эффект в контексте интересов развития Казахстана, роста авторитета нашего государства в мировом сообществе как региональной державы. Этим оправдано расширение дипломатического присутствия Казахстана в различных регионах земного шара.

Во-вторых, политика развития взаимовыгодных и добрососедских отношений.
Мировая история свидетельствует, что самые сложные и одновременно важные отношения для любого государства являются взаимоотношения с соседними странами. Казахстан не стал исключением, краеугольным камнем своей внешнеполитической архитектуры определив политику добрососедства.
На сегодня Казахстан установил и развивает дружественные отношения со всеми соседними государствами, среди которых особое место занимают две мировые державы – Россия и Китай. Их географическая близость, огромные масштабы, природные, финансовые, военные и человеческие ресурсы определяют стратегическую приоритетность развития партнерских связей Казахстана с этими государствами. Наши нынешние отношения с Россией и Китаем уже измеряются миллиардами долларов в торговле и инвестициях, сотнями двусторонних договоров и соглашений, десятками совместных проектов в освоении нефтяных, газовых, урановых и других месторождений республики, а также неподдающимися исчислению связями в истории, культуре, науке, образовании и спорте.
Казахстан конструктивно развивает отношения в духе вечной дружбы и добрососедства с соседними государствами Центральной Азии – Кыргызстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Туркменистаном. Как известно, президент нашей страны был и остается инициатором региональной интеграции государств в различных форматах – от экономического сообщества до полноценного центральноазиатского союза. Сегодня каждая из стран региона развивается собственным путем, но идея Нурсултана Назарбаева об интеграции государств региона никогда не теряла актуальности, и вполне возможно, что в будущем наши народы вновь встанут на интеграционный путь развития.
По мере возможности наша страна оказывает помощь соседним центральноазиатским государствам в трудные минуты. Так, в период энергетического кризиса в Таджикистане в 2009 году и межэтнического конфликта в Кыргызстане в 2010 году Казахстан осуществлял поставки безвозмездной продовольственной и ресурсной помощи этим братским республикам. А в год председательства в ОБСЕ в 2010 году не будет преувеличением сказать, что президент Назарбаев активным вмешательством фактически остановил скатывание Кыргызстана в пучину гражданской войны.

Можно констатировать, что Казахстану за короткий по историческим меркам срок удалось создать надежный пояс безопасности, юридически оформив процесс делимитации и демаркации государственных границ. На протяжении долгих лет была проделана огромная и кропотливая работа казахстанских дипломатов и юристов, картографов, геодезистов и пограничников. Стоит добавить, что Казахстан стал первым государством, с которым Китай полностью разрешил сложный пограничный вопрос. Астана подписала и ратифицировала исторические договоры о государственной границе с Китаем, Кыргызстаном, Узбекистаном, Туркменистаном и Россией.

Вместе с тем пограничный вопрос для такой территории, как Казахстан, имеющего тысячи километров сухопутных границ, – это безопасность всей страны, это мир и спокойствие наших граждан. Обязанность любого государства – иметь крепкие рубежи там, откуда исходит повышенная опасность проникновения контрабанды оружия, наркотиков, контрафактных товаров, криминальных элементов и вооруженных банд. Но более опасная угроза, которую невозможно перекрыть забором, – это попадание в Казахстан и распространение экстремистской идеологии, пропаганда насилия и навязывание нашим гражданам чуждых идей и ценностей, имеющих целью радикальное изменение общественных и социальных устоев казахстанского общества.

В этом смысле заметно повышается роль превентивной региональной дипломатии, задача которой – не допустить провокаций экстремистов и тесно координировать действия с международными организациями и государствами-партнерами на двустороннем уровне.

Интеграционные инициативы президента Назарбаева воплотились в создании ряда евразийских региональных организаций, таких, как Евразийское экономическое сообщество, Таможенный союз, Единое экономическое пространство, Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Глубокое видение перспектив развития Евразии, стремление к тому, чтобы древняя казахская земля стала домом для органичного сосуществования цивилизаций Востока и Запада, Азии и Европы, на долгие годы определило евразийский характер внешней политики Казахстана. В определенном смысле это – историческая миссия нашей страны в новом столетии.

В-третьих, укрепление институтов региональной безопасности.
Казахстан является ответственным участником мирового сообщества. При активном участии нашей страны становились и получили развитие такие региональные механизмы, как СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ и ШОС. Время уже показало востребованность и полезность таких региональных структур, которые в совокупности формируют геополитический ландшафт, укрепляют конструкции региональной безопасности и несут в себе важную стабилизирующую функцию.

В мире широко известна получившая признание инициатива президента Нурсултана Назарбаева СВМДА – развитие широкого международного диалога в укреплении безопасности на Азиатском континенте. Сегодня совещание – это международная структура, имеющая свой бюджет и постоянно действующий секретариат в Алматы. В ходе исторического Алматинского саммита СВМДА в 2002 году при личном посредничестве Н.Назарбаева удалось усадить за стол переговоров лидеров двух противоборствующих стран – Индии и Пакистана, Израиля и Ирана. Это в значительной мере способствовало разрядке напряжения на обширном Азиатском континенте.
Мы должны и дальше последовательно и всесторонне развивать процесс СВМДА, укреплять его структуры, но самое главное – убеждать азиатские государства в необходимости вести мирный и конструктивный диалог, для чего совещание служит идеальной площадкой.
В прошлом году нам выпала высокая честь председательствовать в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, что стало настоящим «европейским прорывом» Казахстана. Триумфальным завершением уникального председательства Казахстана – тюркского государства с преимущественно мусульманским населением, стал первый в новом тысячелетии Саммит ОБСЕ. Казалось бы, прерванная в ОБСЕ традиция встреч на высшем уровне была возрождена в Астане.
Принятая на саммите Астанинская декларация четко обозначила стоящие перед организацией вызовы и угрозы, закрепила понятие «Евро-Атлантическое и Евразийское пространство», заметно подняло авторитет нашей страны на международной арене.

Глава государства Нурсултан Назарбаев в казахстанский год ОБСЕ выступил с исторической инициативой создания Континентальной платформы безопасности в Евразии. Это подразумевает сближение миротворческих потенциалов Европы и Азии, развитие диалога между ними, развертывание широкого сотрудничества между ОБСЕ, СВМДА, ШОС и другими евразийскими структурами. Такая инициатива соответствует объективному ходу истории, когда постепенно акценты евроатлантической безопасности смещаются к «востоку от Вены». В дипломатическом лексиконе появилось понятие «Астанинский дух».

Наша страна также активно участвует в Шанхайской организации сотрудничества, уникальной тем, что в ней на равных участвуют Россия, Китай и государства Центральной Азии. Как известно, изначально ШОС была «Шанхайской пятеркой», которая успешно выполнила свою историческую миссию снижения военных угроз на общей границе бывших советских республик (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Россия) и Китая. Юбилейный Саммит ШОС 15 июня 2011 года в Астане и динамичное председательство Казахстана в организации подвели итоги десятилетия ШОС, отмеченного заметным ростом ее влияния в регионе. ШОС в новом веке поистине стала универсальной организацией, которая успешно противостоит «трем злам» – терроризму, экстремизму и сепаратизму, а также одновременно развивает многостороннее экономическое сотрудничество в регионе.
Сегодня совместно с нашими партнерами мы на правах председателя формируем единое пространство сотрудничества и безопасности в Организации Исламского Сотрудничества. Важно подчеркнуть уникальность ситуации, когда Казахстан последовательно председательствует в крупнейшей трансатлантической, а затем – крупнейшей мусульманской организации.

Как известно, начало председательства Казахстана в ОИС ознаменовалось историческим событием для исламской Уммы – сменой названия этой организации на Организацию Исламского Сотрудничества в ходе 38-й сессии Совета министров иностранных дел в июне 2011 года в Астане. О высоком авторитете РК в исламском мире свидетельствует тот факт, что все казахстанские резолюции, в частности о 20-летии закрытия Семипалатинского полигона, Международном дне действий против ядерных испытаний, реабилитации Аральского моря, противодействии наркотрафику из Афганистана, сотрудничестве с другими международными организациями, получили единогласное одобрение всех исламских государств.

Значимым направлением для Казахстана в процессе обеспечения национальной и региональной безопасности является Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Казахстан, как основатель и активный участник процесса ОДКБ, заинтересован в дальнейшем укреплении организации, превращении ее в ответственный, авторитетный субъект международного права, позволяющий в полной мере отстаивать долгосрочные интересы всех участников в рамках единой Евразийской платформы безопасности.

Казахстан вносит посильный и немалый вклад для урегулирования ситуации в Афганистане. Будучи председателем ОБСЕ в 2010 году, Астана приложила всевозможные усилия для привлечения внимания мирового сообщества к афганской проблеме, делая упор на гуманитарной составляющей. В 2009 году правительство выделило 50 миллионов долларов для обучения 1000 афганских граждан в казахстанских вузах, мы регулярно отправляем гуманитарную и продовольственную помощь в Афганистан, участвуем в строительстве дорог, больниц и школ в этой стране.
Конечно, такие успехи не происходили сами по себе. Параллельно укреплению евразийских и международных организаций росло и мастерство работников МИД, с годами накапливался опыт и авторитет казахстанской дипломатии. За годы независимости Казахстан взрастил плеяду ярких дипломатов, которые вобрали в себя сильную школу советской дипломатии и прошли через горнила становления нового государства. Некоторые из них возглавляли международные организации, а самых больших высот достиг, несомненно, К.Токаев, занимающий ныне пост заместителя Генерального секретаря ООН в Женеве.

В-четвертых, вклад Казахстана в глобальную копилку безопасного мира.
Сегодня наша страна занимает прочную позицию региональной державы, приверженной целям построения стабильного и безопасного мира. Мировое сообщество высоко оценило вклад главы нашего государства в дело ядерного разоружения и нераспространения. Президент США Барак Обама в ходе прошлогоднего Глобального саммита по ядерной безопасности в Вашингтоне назвал президента Н.Назарбаева «лидером международного процесса нераспространения». И это абсолютно объективная оценка.

Благодаря своим международным инициативам в сфере обеспечения глобальной безопасности Казахстан получил мировое признание в качестве активного сторонника процесса разоружения и нераспространения оружия массового уничтожения. Не случайно предложенная Казахстаном резолюция ООН об объявлении 29 августа Международным днем отказа от ядерного оружия была принята единогласно. В октябре текущего года в Астане и Семее прошел международный форум «За безъядерный мир!». Принятая по его итогам Астанинская декларация вновь призывает к всеобъемлющему запрету на испытания ядерного оружия.

В своем выступлении на 66-й сессии ГА ООН в Нью-Йорке в сентябре нынешнего года президент Казахстана выдвинул новый пакет важнейших инициатив в сфере нераспространения и обеспечения контроля над ядерной деятельностью. Глава государства заявил о безальтернативности стратегии безъядерного мира, важным этапом которой должно стать принятие конвенции об отказе ядерных держав от применения и угрозы применения ядерного оружия. В свете катастрофы на АЭС в Японии Назарбаев предложил разработать универсальные и обязательные принципы безопасного использования атомной энергетики.

К сожалению, сделанные позитивные шаги пока не позволяют достичь конечной цели – всеобщее разоружение и предотвратить расширение клуба ядерных держав. Позиция Казахстана в этом вопросе предельно ясна. Назрела необходимость выработки жесткого механизма воздействия на ядерные страны. Существующий Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) предусматривает санкции лишь к неядерным странам и не способен предотвратить выход государств из договора.

Достигнутый критический уровень ядерной угрозы требует от всех участников договора выполнения всех взятых на себя обязательств и безусловного следования трем фундаментальным принципам – нераспространения, мирного использования атомной энергии и разоружения.
Казахстан не останавливается на достигнутом. Наша страна продолжает последовательно отстаивать идею всеобщего ядерного разоружения, стабильности и мира, а также глобальной безопасности. Как известно, глава государства выступил с инициативой начать обсуждение в рамках ООН вопроса о принятии в перспективе Всеобщей декларации безъядерного мира.

Кроме того, предложено активизировать разработку Договора о запрещении производства расщепляющегося материала для ядерного оружия и других ядерных взрывных устройств (ДЗПРМ), а также продолжить создание зон, свободных от ядерного оружия.

Как известно, первой зоной, свободной от ядерного оружия, стал наш регион – Центральная Азия. И сегодня Казахстан, добровольно отказавшийся от своего ядерного арсенала, настойчиво призывает к скорейшему формированию подобной зоны на Ближнем Востоке. Кроме того, международным сообществом тщательно изучается предложение Н.Назарбаева о размещении на территории Казахстана Международного банка ядерного топлива под эгидой МАГАТЭ.

Политика конструктивной многовекторной дипломатии обязывает Казахстан быть беспристрастным медиатором, «мостом», связывающим цивилизации, религии и культуры. Адекватно таким установкам заключались шаги нашего председательства в ОБСЕ, направленные на решение вопросов, связанных с затяжными конфликтами на территории СНГ.

Конечно, невозможно за один год решить межгосударственные конфликты, которые не находят развязки годами. Однако Астана на посту главы ОБСЕ старалась для этого консолидировать международные усилия.

По оценке международных экспертов, серьезным достижением казахстанской дипломатии стал прогресс в деле урегулирования приднестровского конфликта. В результате нескольких встреч, проведенных казахстанскими дипломатами в Кишиневе, Тирасполе, а затем и в Астане в формате «5+2», решение конфликта сдвинулось с места. В частности, впервые с 2006 года начался транзит приднестровских грузов через границу с Украиной.

Помимо этого в актив Казахстана можно зачислить успешные действия по урегулированию конфликта в Кыргызстане. Кроме отправки гуманитарной помощи в соседнюю страну в самый разгар массовых волнений Казахстан взял на себя посреднические функции. Астана направила в Бишкек своего спецпредставителя, фактически во многом благодаря посредничеству Казахстана удалось погасить межнациональный конфликт на юге Кыргызской Республики.

Известный немецкий эксперт по Центральной Азии, руководитель неправительственной организации Eurasian Transition Group Михаэль Лаубш видит Казахстан в роли эффективного медиатора: в отношениях между Евросоюзом и США – с одной стороны, и Россией – с другой; в урегулировании других сложных конфликтов на постсоветском пространстве – Нагорный Карабах, Грузия. К тому же, по мнению Лаубша, имеет смысл использовать казахстанское посредничество в Афганистане, где пересекаются интересы ОБСЕ и НАТО.

Кроме того, учитывая казахстанский опыт межконфессиональной толерантности и межнационального согласия, Астана, по мнению специалистов, могла бы выступить посредником и в других сложных ситуациях.

В-пятых, Казахстан – узнаваемое и привлекательное государство.
Возрастающее влияние Казахстана в регионе и мире в целом поддерживается успешным осуществлением ряда внешнеполитических инициатив, обеспечивается наличием стратегического партнерства с ведущими государствами мира, активной деятельностью в международных организациях и основывается на динамичном росте экономической мощи Казахстана, поступательном расширении торгово-экономических и инвестиционных связей с внешним миром.

Как известно, в классическом понимании для любой страны применим тезис, что «внешняя политика государства является зеркальным отражением ее внутренней политики». В этом плане дипломатия Казахстан сегодняшнего дня помимо реализации внешнеполитического курса страны, по сути, направлена и на решение проблем, возникающих в реальной жизни государства, общества и гражданина. От обеспечения безопасности в ее широком прочтении до вопросов социального характера, включая вопросы миграции, защиты прав граждан за рубежом, трудоустройства, обучения и т.д.

Активная и конструктивная внешняя политика Казахстана последних двадцати лет в решающей мере способствовала закреплению позитивного образа страны в мире. Сегодня Казахстан узнают не только как богатую кладовую природных ресурсов и космическую гавань планеты Байконыр, давшей старт первому полету человека в космос, но и как древнюю цивилизацию номадов, с богатой духовной и материальной культурой, покоривших в свое время многие земли в Европе, Азии и на Ближнем Востоке. Современный Казахстан ассоциируется у иностранной аудитории как молодая динамично развивающаяся страна с рыночной экономикой и стабильной политической системой. В последнем докладе Ernst& Young «Прогноз развития быстрорастущих рынков» Казахстан наряду с Катаром и Китаем вошел в тройку мировых лидеров среди 25 государств с самыми высокими темпами экономического роста.

Особую ведущую роль в проведении международной политики Казахстана занимает новая столица Астана, ставшая «визитной карточкой» страны в новом тысячелетии. Иностранные наблюдатели оценивают современное развитие Казахстан по состоянию ее главного города. Сегодня Астана – это географический центр и жемчужина Евразии, место проведения крупных мероприятий мирового масштаба – саммитов глав государств и правительств, различных экономических форумов и спортивных турниров. Астана стала домом для традиционных Съездов лидеров мировых и нетрадиционных религий. Молодая столица получила благословение великого гуманиста современности, Папы Римского Иоанна Павла ІІ, посетившего с историческим визитом Астану в 2001 году. «Казахстан, да сможешь ты с Божьей помощью возрастать единым и солидарным! У вашей страны есть особое предназначение – быть мостом между Европой и Азией. Да будет это вашим гражданским и религиозным выбором. Будьте мостом между людьми, носителями полноты жизни и надежды».

Такая глубокая оценка Понтифика является, на мой взгляд, самим дорогим наставлением для нашего молодого государства, услышанным из уст духовных лидеров.

Конечно, сегодня мир узнает о Казахстане не только из политических новостей. Нашу страну раскрывают безграничные туристические возможности, богатая самобытная культура и традиции, гостеприимство и открытость казахского народа, успехи в спорте и образовании. Здесь стоит отметить Азиаду-2011 в Алматы и Астане, получение права на проведение Всемирной универсиады в южной столице в 2017 году, заявку Астаны на Всемирную выставку ЭКСПО-2017. Мы также рассчитываем на поддержку кандидатуры Казахстана в непостоянные члены Совета безопасности ООН на 2017-2018 годы.

 


[1] Толковый словарь Конституции Республики Казахстан Алматы «Жеты Жаргы» 1996 г. с. 77

[2] Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г. статья 24.

[3] Конституционный Закон Республики Казахстан от 16 октября 1995 г. «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» Ст. 2 п. 1

[4] Конституционный Закон Республики Казахстан от 18 декабря 1995 г. «О Правительстве РК» Ст. 10

[5] Гражданский Кодекс Республики Казахстан (Общая часть) от 27 декабря 1994 г. Ст. 7

[6] Гражданский Кодекс Республики Казахстан (Общая часть) от 27 декабря 1994 г. Ст. 268

[7] Гражданский Кодекс Республики Казахстан (Особенная часть) от 1 июля 1999 г. Ст.1070

[8] Гражданский Кодекс Республики Казахстан (Общая часть) от 27 декабря 1994 г. Ст. 268

[9] Гражданский Кодекс Республики Казахстан (Особенная часть) от 1 июля 1999 г. Ст.1070

[10] Закон Республики Казахстан от 10 декабря 1999 г. «О труде в Республике Казахстан» Ст. 1

[11] Закон Республики Казахстан от 10 декабря 1999 г. «О труде в Республике Казахстан» Ст. 45

 

[12] Закон Республики Казахстан от 10 декабря 1999 г. «О труде в Республике Казахстан» Ст. 54

 

[13] Закон Республики Казахстан от 10 декабря 1999 г. «О труде в Республике Казахстан» Ст. 45

 

[14] Закон Республики Казахстан от 10 декабря 1999 г. «О труде в Республике Казахстан» Ст. 54

 

[15] Уголовный Кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 г. Ст. 15

 

[16] Б.В. Здравомыслов. Уголовное Право. 1996 г. С. 229

[17] Уголовный Кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 г. статья 39.

 

[18] Уголовный Кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 г. статья 39.

 

[19] Закон Республики Казахстан от 17 декабря 1998 г. «О браке и семье» Ст. 1

[20] Закон Республики Казахстан от 17 декабря 1998 г. «О браке и семье» Ст. 10

[21] Закон Республики Казахстан от 17 декабря 1998 г. «О браке и семье» Ст.29

[22] Закон Республики Казахстан от 17 декабря 1998 г. «О браке и семье» Ст. 62

[23] Закон Республики Казахстан от 17 декабря 1998 г. «О браке и семье» Ст. 10






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.