Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способы, методы и типы правового регулирования






Механизм правового регулирования предполагает использования различных СПОСОБОВ правового регулирования.

Способ правового регулированияэто те приемы, которыми осуществляется правовое регулировани е. Их содержание зависит от особенностей правовых норм, которыми осуществляется такое регулирование.

Основными способами правового регулирования являются дозволение, запрещение, обязывание.

Дозволениеспособ правового регулирования, предоставляющий участнику правоотношения выбор своих действий по реализации того или иного субъективного права в рамках предоставляемых этим правом возможностей.

Юридические дозволения выражаются в нормативных актах. Чаще всего это делается посредством управомочивающих норм права. Например, собственник имущества может распоряжаться им по своему усмотрению: продавать, дарить, сдавать в аренду, закладывать.

Запрещениеспособ правового регулирования, означающий, что участник правоотношения обязан не совершать действий, указанных в правовых нормах.

Юридическое запрещение является важным правовым способом обеспечения организованности социальных отношений, охраны прав отдельных граждан, организаций, государства, общества в целом. Это своеобразный барьер на пути нежелательного, вредного и опасного для общества поведения.

Юридические запреты исходят, как правило, из соответствующих моральных запретов, принятых в обществе. Например, в обществе осуждается ложь. Некоторые ее разновидности (клевета, лжесвидетельство и др.) отрегулированы в нормах права как юридические запреты.

Нарушение запретов предполагает наступление юридической ответственности. Наличие юридического запрета предполагает также наличие органа или должностного лица, которые вправе потребовать его выполнения.

Юридические запреты выражаются в нормативных актах в виде запрещающих норм. Особенно наглядно это видно в уголовном законодательстве. Все статьи Особенной части УК РФ содержат запреты не совершать указанные в диспозициях действия под угрозой наказания.

Обязываниеспособ правового регулирования, означающий, что участник правоотношения обязан совершить определенные действия, указанные в правовых нормах.

В отличие от запрета обязывание предусматривает не пассивное, а активное поведение. Обязывание используется обычно для регулирования финансовой деятельности, охраны окружающей среды, охраны труда.

Обязывание выражается в нормативных актах в виде обязывающих норм. Например, согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить установленные налоги и сборы, а пост. 59 Конституции РФ гражданин России обязан нести военную службу в соответствии с федеральным законом. Как и в случае с юридическим запретом, невыполнение юридической обязанности влечет за собой юридическую ответственность.

Следует отметить, что способы правового регулирования непосредственно связаны со средствами регулирования общественных отношений. Так, для дозволения как способа правового регулирования необходимы соответствующие юридические средства: управомочиваюшие нормы, правовые ограничения, субъективные права и др. Соответственно, для запрещения и обязывания — запрещающие и обязывающие нормы, юридическая обязанность, запреты, правовые стимулы, правовые поощрения, правовые ограничения и др.

 

Понятие способа правового регулирования тесно связано с понятием МЕТОДА правового регулирования

Общественные отношения, входящие в сферу правового регулирования достаточно разнообразные. Это порождает различие в методах и способах юридического воздействия, как процесса реализации права.

Общественные отношения, которые мы классифицировали по трем группам (отношения людей по обмену ценностями; отношения по властному управлению обществом и отношения по обеспечению правопорядка) свидетельствует о их кардинальном различии. Так,

§ если в первую группу входят отношения между равными обладателями (собственниками) материальных ценностей, (напр., между продавцом и покупателем в договоре купли продажи),

§ то вторую и третью группу отношений составляют отношения между властвующим и подвластным. Это характерно

а) и для отношений управления, напр., между органом государства и подчиненных ему должностных лиц.,

б) и для отношений по охране правопорядка, в частности, между судом и правонарушителем, привлеченным к юридической ответственности.

Исходя из указанных различий, в теории правового регулирования принято выделять методы правового регулирования.

М е т о д правового регулирования это совокупность способов правового воздействия на общественные отношения в зависимости от их характера.

Метод правового регулирования показывает характер взаимоотношений участников правоотношения.

Выделяют два основных метода правового регулирования:

(1) императивный метод предполагает властное веление одних участников правоотношений другим.

Например, в случае совершения преступления государство применяет достаточно жесткие меры принуждения к преступнику. Этот метод в литературе называется также методом

-метолом подчинения,

- авторитарным методом,

- методом субординации.

Императивные методы используются в публично-правовых отраслях права (напр., в конституционном, административном, уголовном, уголовно-исполнительном).

(2) Диспозитивный (автономный) метод предполагает равнопра­вие субъектов правоотношений, например в гражданско-правовых отношениях — заключение договоров купли-продажи, аренды, хранения.

Методы правового регулирования явля­ются важнейшими критериями разграничения права на отрасли.

В литературе в качестве самостоятельных выделяются также:

- метод поощрения (характерен, например, для трудового права);

- метод убеждения (характерен для большинства отраслей права);

- метод принуждения (характерен для отраслей права, пре­дусматривающих юридическую ответственность).

Следует отметить, что способы и методы правового регулирования «привязаны» к соответствующим нормам права и формам реализации права.

Так, дозволению как способу правового регулирования со­ответствуют диспозитивный метод, управомочивающие нормы и использование права как формы его реализации.

Соответствен­но, запрещению как способу правового регулирования присущи императивный метод, запрещающие нормы, соблюдение как фор­ма реализации, а обязыванию — императивный метод, обязыва­ющие нормы и исполнение как форма реализации права.

И т а к, рассмотрены методы и способы правового регулирования. А что собой представляет тип правового регулирования?

Тип правового регулирования - представляет собой общую направленность воздействия на общественные отношения, которая (направленность) зависит от того, что лежит в основе регулирования – дозволение или запрет.

В зависимости от этого правовое регулирова­ние делится на типы:

- общедозволительный тип;

- разрешительный тип.

В основе общедозволительного типа правового регулирования лежит общее дозволение и используется как принцип «дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе».

По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные з а п р е т ы. Это означает, что субъекты вправе совершать любые действия, не попавшие в разряд запрещенных.

Напр., в гражданском праве можно совершать любые действия, за исключением тех, которые запрещены законом.

В основе разрешительного типа правового регулирования лежит общий запрет. Он строится по принципу «запрещено все, кроме прямо разрешенного». Сказанное означает, что участник правового отношения может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия з а п р е щ е н ы.

Данный тип правового регулирования присущ тем отраслям права, которые связаны, с государственным управлением.

Напр., административное, уголовно-процессуальное право. В КоАП, как и в УПК РФ указывается точный, строго ограниченный объем правомочий. Все что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено. Так, в ст. 46 УПК РФ сказано, что подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента его фактического задержания. А в ст. 187 УПК РФ указано, что допрос не может длиться непрерывно более 4 часов.

В реальной действительности нет такой отрасли права, которая была бы построена на одном типе правового регулирования: общедозволительном или разрешительном. В любой отрасли права имеет сочетание. Так, в гражданском праве вкраплены элементы разрешительного типа, административном праве можно встретить нормы регулирующие отношения управления по общедозволительному типу.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.