Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управление инвестиционной деятельностью предпринимательской организации.Ооценка эффективности инвестиций






Инвестиции означают капитальные вложения. Однако понятие инвестиции более широкое и включает, кроме капитальных вложений, производительные затраты на приобретение прав промышленной собственности и расходы на продвижение нового продукта на рынок. Под капитальными вложениями понимаются затраты на воспроизводство основных фондов или финансовые средства, затрачиваемые на строительство новых реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий(производственные капвложения), на жилищно-коммунальное и культурно-бытовое строительство (непроизводственные капвложения).
В инвестиционном процессе важен не только экстенсивный метод развития, т.е. количественный рост инвестиций, но и их качественный рост. Количественный рост инвестиций обеспечивается на предприятии мобилизацией средств за счет сокращения непроизводительных расходов. Качественный рост инвестиций обеспечивается нововведениями. Капитал - производственный фактор длительного пользования, он участвует в производстве на протяжении многих лет. Капитал можно арендовать, но чаще капиталовложения связаны с закупкой оборудования, строительством, покупкой транспортных средств. Это физический капитал. Интеллектуальный капитал - составляют технологические знания и опыт, которые фиксируются как права на интеллектуальную собственность. Для принятия решения о капитальных вложениях предприятию необходимо сравнить сумму затраченного физического и интеллектуального капитала с дополнительной прибылью, которая может быть получена в будущем. Часто будущие прибыли от капиталовложений могут оказаться выше или ниже, чем ожидалось, следовательно необходимо учитывать такую неопределенность и связанные с ней риски. Рассмотрение инвестиционной практики показало, что нет стандартных решений по инвестициям и каждый инвестиционный процесс требует особого подхода. Поэтому правомерно говорить не о конкретных формах и методах организации инвестиций, сколько об общих принципах принятия стратегических решений по капиталовложениям в промышленной сфере.

Инвестиционная стратегия предприятия определяется двумя составляющими: объемом и характером ресурсов (производственный и кадровый потенциал, финансовые ресурсы), а так же рыночной нишей и конкурентоспособностью. Анализ обеих составляющих позволяет сформировать инвестиционную стратегию предприятия.

Основные инструменты инвестирования. Достоинства и недостатки

Существует большое количество инструментов инвестирования, каждый из которых имеет как достоинства, так и недостатки. Ниже рассмотрены основные способы вложения свободных средств.

1. Самым распространенным инструментом инвестирования являются банковские вклады. Популярность данного способа во многом обусловлена тем, что вкладчику не обязательно обладать специальными знаниями в области инвестиций. Достаточно выбрать подходящий банк и вид вклада.К достоинствам данного инструмента можно отнести простоту, фиксированность ставки, к недостаткам – риск того, что банк может прогореть.

2. Паевой инвестиционный фонд (ПИФы)– коллективная форма доверительного управления денежными средствами пайщиков, то есть инвестировать Ваши вклады на фондовом рынке будет управляющая компания. Проще говоря, вклады поступают в определенный резерв, средства из которого управляющая компания размещает на фондовом рынке. Начинать вкладывать в паевой фонд можно начиная с небольших сумм, но нельзя забывать о том, что чем выше первоначальная сумма вклада, тем выше доход. К достоинствам данного инструмента можно отнести относительную простоту – способ подходит для непрофессиональных инвесторов, к недостаткам - то, что при операциях с паями с пайщика взимаются скидки и надбавки.

3. Вклады в Объединенный фонд банковского управления (ОФБУ ) являются одной из форм доверительного управления и имеют много общего с ПИФом, но в отличие от последнего, имуществом ОФБУ управляет банк. К различиям ПИФа и ОФБУ относятся также различие в бумагах, выдаваемых инвестору. В случае в ПИФом это инвестиционный пай - ценная бумага, которая в отличие от сертификата ОФБУ может обращаться на бирже, передаваться путем купли-продажи, быть залогом при выдаче кредита. Однако сертификат ОФБУ может передаваться другому лицу/группе лиц по заявлению владельца. Инвестиционные возможности ОФБУ шире, чем у ПИФа, так как единственным ограничением для Фонда банковского управления является то, что в ценные бумаги одного эмитента не должно быть инвестировано более 15% активов. В ОФБУ, в отличие от ПИФа, функции управления, учета и хранения имущества не разделены, их все выполняет банк. Это увеличивает инфраструктурные риски инвесторов при вкладе в Фонд банковского управления, но в то же время сокращает расходы на вознаграждения.

4. Доверительное управление – индивидуальная форма управления средствами, при которой инвестор передает денежные средства и/или ценные бумаги управляющему, чтобы получить прибыль. К недостаткам доверительного управления можно отнести то, что определенный процент полагается управляющему, к достоинствам - простоту и возможность выбора персональной стратегии управления портфелем ценных бумаг.

5. Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) - некоммерческая организация социального обеспечения. Работа НПФ очень похожа на работу Пенсионного фонда РФ (ПФР). НПФ также как ПФР аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учет, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии. Размер и периодичность взноса могут быть любыми. Но роль подобных организаций сводится лишь к управлению пенсионными накоплениями.

6. Самостоятельная торговля ценными бумагами– занятие, требующее от инвестора определенных знаний и опыта. Но используя данный инструмент инвестирования, возможно получить больший доход, чем, например, при покупке пая или сертификата ОФБУ.

7. Инвестиции в недвижимость многие специалисты называют наиболее эффективным инструментом для сохранения и приумножения сбережений. Размер риска при этом зависит от развития экономики страны, в которой Вы приобретаете объект недвижимости и, конечно, от самого объекта.

8. Венчурные инвестиции – вложение средств в инновационное предприятие или проект. При этом инвестор рискует потерять весь размер вклада, если проект «прогорит», но в случае удачи получает очень большую прибыль.

9 .Инвестиции в драгоценные металлы. Существует несколько способов вложить средства в драгоценные металлы: можно купить сами слитки или монеты, открыть металлический счет в банке. Но, например, при покупке слитка Вам придется оплатить 18 % НДС. В случае открытия металлического счета никто не застрахован от того, что банк может «лопнуть», и деньги с металлического счета «сгорят», как и с обычного. Говоря о золотых (как еще их называют инвестиционных) монетах, отметим следующее: цены на золото в монетах намного выше цен на собственно золото. Из достоинств инвестиций в золото главное это конечно стабильный, хоть и медленный рост курса. Таким образом, в заключение можно сделать следующие вывод: каждый инструмент инвестирования имеет как свои плюсы, так и минусы. Здесь любой, кто решился вложить свои свободные средства, должен сам определить степень риска, на которую он способен пойти ради получения определенной величины дохода, а также оценить свои знания и опыт в качестве инвестора.

Эффективность инвестиций отдельного проекта.

Возможная эффективность отдельных инвестиционных проектов характеризуется системой показателей, которые отражают соотношение ресурсных и материальных затрат и будущих результатов в интересах участников инвестиционного проекта. При этом отразить эффективность инвестиций можно отношением результата проекта к произведенным на него затратам. Эффект инвестиций можно вычислить как результат разницы между результатом и затратами.

Виды эффективности инвестиций.

Существует финансовая (коммерческая), бюджетная и экономическая эффективность инвестиций.

Коммерческая – характеризует инвестиционную привлекательность самого проекта для инвесторов и его финансовую состоятельность. Бюджетная - показывает финансовые последствия от реализации проекта для бюджетов федерального, регионального или местного уровней. Экономическая - учитывает затраты и соотносит их с результатами, при этом в расчет берутся все расходы, выходящие за рамки прямых интересов участников инвестиционного проекта, которые могут быть выражены в стоимостном измерении.

Методическими рекомендациями по оценке инвестиционных проектов оценке, утвержденными Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике 21.06.1999 № ВК 477.

Рекомендуется оценивать следующие виды эффективности:

- эффективность проекта в целом;

- эффективность участия в проекте.

Эффективность инвестиционного проекта в целом включает в себя:

- общественную (социально - экономическую) эффективность проекта;

- коммерческую эффективность проекта.

Показатели общественной эффективности учитывают социально - экономические последствия осуществления инвестиционного проекта для общества в целом, в том числе как непосредственные результаты и затраты проекта, так и " внешние": затраты и результаты в смежных секторах экономики, экологические, социальные и иные внеэкономические эффекты. " Внешние" эффекты рекомендуется учитывать в количественной форме при наличии соответствующих нормативных и методических материалов. В отдельных случаях, когда эти эффекты весьма существенны, при отсутствии указанных документов допускается использование оценок независимых квалифицированных экспертов. Если " внешние" эффекты не допускают количественного учета, следует провести качественную оценку их влияния. Эти положения относятся также к расчетам региональной эффективности.

Показатели коммерческой эффективности проекта учитывают финансовые последствия его осуществления для участника, реализующего инвестиционный проект, в предположении, что он производит все необходимые для реализации проекта затраты и пользуется всеми его результатами.

Показатели эффективности проекта в целом характеризуют с экономической точки зрения технические, технологические и организационные проектные решения.

Эффективность участия в проекте определяется с целью проверки реализуемости инвестиционного проекта и заинтересованности в нем всех его участников.

Эффективность участия в проекте включает:

- эффективность участия предприятий в проекте (эффективность инвестиционного проекта инвестиционного проекта для предприятий - участников);

- эффективность инвестирования в акции предприятия (эффективность для акционеров акционерных предприятий - участников инвестиционного проекта);

- эффективность участия в проекте структур более высокого уровня по отношению к предприятиям - участникам инвестиционного проекта, в том числе:

- региональную и народнохозяйственную эффективность - для отдельных регионов и народного хозяйства РФ;

- отраслевую эффективность - для отдельных отраслей народного хозяйства, финансово - промышленных групп, объединений предприятий и холдинговых структур;

- бюджетную эффективность инвестиционного проекта (эффективность участия государства в проекте с точки зрения расходов и доходов бюджетов всех уровней).

Коммерческая эффективность проекта определяется соотношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности. При этом в качестве эффекта выступает поток реальных денег.

В рамках каждого вида деятельности происходит приток и отток денежных средств. Потоком реальных денег называется разность между притоком и оттоком денежных средств от инвестиционной и операционной деятельности в каждом периоде осуществления

Показатели бюджетной эффективности выражают влияние результатов осуществления проекта на доходы и расходы соответствующего (федерального, регионального или местного) бюджета.

Социальная эффективность проектов проявляется в возможно­сти достижения позитивных, а также избежания отрицательных c социальной точки зрения изменений в организации.

 

18 Организация инновационного менеджмента в предпринимательской организации. Роль внутренних венчуров.

Инновационный менеджмент — одно из направлений стратегического менеджмента, направленное на изыскание резервов инноваций внутри предприятия. Инновационный менеджмент ориентирован на развитие предприятия путем повышения эффективности его функционирования.

Цель инновационного менеджмента — определение основных направ­лений научной, экономической и производственной деятельности пред­приятия в таких сферах, как:

разработка и внедрение нового продукта, услуги или технологии;

совершенствование выпускаемой продукции и имеющихся тех­нологий;

ассортиментный контроль;

создание или совершенствование управленческих и финансовых ме­ханизмов.

Инновационный процесс — это комплексный динамично развивающийся процесс разработки, создания и внедрены новшества. В мировой литературе нововведение (или инновация) интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, который воплощается в новых продуктах, услугах и технологиях, являющихся результатом практического освоения новшества.

Новшество (новые методы, явления, изобретения, открытия представляет собой товар как результат научной и научно-технической деятельности, на который распространены авторские и патентные права.

Коммерциализация — процесс выведения новшества на рынок. Любые новшества (новые явления, открытия, изобретения, методы переходят в разряд инноваций только тогда, когда выводятся ш рынок, где получают признание и принимаются к использованию и распространению.

Инновационный лаг — период времени между появлением новшества и воплощением его в инновацию (внедрением на рынок).

Главная предпосылка инновационной деятельности предприятия состоит в том, что все существующее стареет. Поэтому необходимо систематически отбрасывать все то, что износилось, устарело, стало тормозом на пути к прогрессу, а также учитывать ошибки, неудачи и просчеты. Для этого на предприятиях периодически необходимо проводить аттестацию продуктов, технологий и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения. Иными словами, должна проводиться своеобразная рентгенограмма всех сторон деятельности предприятия. Это не просто диагностика производственно-хозяйственной деятельности предприятия, его продукции, рынков и т.д. На ее основе руководители должны первыми подумать о том, как самим сделать свою продукцию (услуги) морально устаревшей, а не ждать, пока это сделают конкуренты. А это, в свою очередь, будет побуждать предприятия к инновациям. Практика показывает: ничто так не заставляет руководителя сосредоточиться на инновационной идее, как осознание того, что производимый продукт уже в ближайшем будущем окажется устаревшим.

Откуда берутся инновационные идеи? Можно назвать семь источников таких идей. Перечислим внутренние источники; они возникают в рамках предприятия или отрасли. К ним относятся:

1. неожиданное событие (для предприятия или отрасли) - успех, неудача, внешнее событие;

2. неконгруэнтность - несоответствие между реальностью (какова она есть на самом деле) и нашими представлениями о ней;

3. нововведения, основанные на потребности процесса;

4. внезапные изменения в структуре отрасли или рынка.

Следующие три источника нововведений относятся к внешним, так как они имеют свое происхождение за пределами предприятия или отрасли. Это:

1. демографические изменения;

2. изменения в восприятиях, настроениях и ценностных установках;

3. новые знания (как научные, так и ненаучные).

Вместе с тем из семи источников изменений наиболее важными являются третье и седьмое, так как они носят наиболее радикальный характер.

Изменение, вызываемое потребностью процесса, представляет собой куда более важное значение, нежели два первых. В данном случае изменение основывается на потребности практики, жизни. (Замена ручного набора в книгопечатании, сохранение свежести продуктов и др.)

Наиболее существенные изменения, можно сказать радикальные, происходят на основе " новых знаний". Нововведения, основанные на новых знаниях (открытиях), как правило, трудноуправляемы. Это обусловливается рядом обстоятельств. Прежде всего, наблюдается, как правило, большой разрыв между появлением нового знания и его технологическим использованием, во-вторых, проходит много времени до того, как новая технология материализуется в новом продукте, процессе или услуге.

В этой связи нововведения, основанные на новых знаниях, требуют:

· тщательного анализа всех необходимых факторов;

· ясного понимания преследуемой цели, т.е. необходима четкая стратегическая ориентация;

· организации предпринимательского управления, поскольку здесь необходимы финансовая и управленческая гибкость и нацеленность на рынок.

Инновация - это работа, требующая знаний, изобретательности, таланта.

Наконец, инновация означает изменения в экономике, промышленности, обществе, в поведении покупателей, производителей, работников.

Для осуществления предприятием инновационной деятельности, оно должно иметь такие структуру и настрой, которые способствовали бы созданию атмосферы предпринимательства и восприятия нового как благоприятной возможности. При этом необходимо учесть ряд важных моментов.

Основной организационный принцип для инновации заключается в создании команды из лучших работников, освобожденных от текущей работы.

Предпринимательская и инновационная деятельность не обязательно должна проводиться на постоянной основе, тем более в малых предприятиях, где такая постановка дела зачастую невозможна. Однако необходимо назначить работника, персонально ответственного за успех инноваций. Он должен отвечать за своевременное выявление и замену устаревающей продукции, техники, технологии, за всесторонний анализ производственно-хозяйственной деятельности (рентгенограмму бизнеса), за разработку инновационных мероприятий. Работник, ответственный за инновационную деятельность, должен быть лицом, достаточно авторитетным на предприятии.

Необходимо оградить инновационное подразделение от непосильных нагрузок. Вложения в разработку инноваций не должны включаться в регулярно проводимый анализ отдачи от капиталовложений до тех пор, пока новые изделия (услуги) не утвердятся на рынке. В противном случае дело будет загублено.

Прибыль от реализации инновационного проекта существенно отличается от прибыли, получаемой за выпуск отлаженной продукции. На протяжении длительного времени новаторские начинания могут не давать ни прибыли, ни роста, а только потреблять ресурсы. Затем инновация в течение длительного времени должна быстро разрастаться и возвращать вложенные в ее разработку средства по меньшей мере в 5-10-кратном размере, иначе ее можно рассматривать как неудачную. Нововведение начинается с малого, но результаты его должны быть масштабными.

Инновационная деятельность может осуществляться как в рамках предприятий специально созданными для этого подразделениями (так называемые внутренние венчуры), так и самостоятельными венчурными (рисковыми) фирмами.

Внутренние венчуры представляют собой небольшие подразделения, организуемые для разработки и производства новых типов наукоемкой продукции и наделяемые значительной автономией в рамках предприятий. Отбор и финансирование предложений, поступающих от сотрудников предприятия или независимых изобретателей, ведутся специализированными службами. В случае одобрения проекта автор идеи возглавляет внутренний венчур. Это подразделение функционирует при минимальном административно-хозяйственном вмешательстве со стороны руководства предприятия.

В течение обусловленного срока внутренний венчур должен провести разработку новшества и подготовить новый продукт или изделие к запуску в массовое производство. Как правило, это производство нетрадиционного для данной фирмы изделия.

В Российской Федерации внутренние венчуры созданы на ряде крупных промышленных предприятий, прежде всего, военно-промышленного комплекса (ВПК).

Венчурная фирма - это малое предприятие, специализирующееся на исследованиях и разработках инновационных идей, связанных со значительным риском. Для разработки перспективной идеи привлекается венчурный капитал крупных фирм, заинтересованных в инновациях. Крупная фирма обычно неохотно идет на собственную разработку инновационной идеи со значительным риском. Последствия возможной неудачи для нее намного тяжелее, чем для небольшой фирмы. Поэтому главным направлением участия крупной фирмы в исследованиях вероятного характера, связанных с разработкой инновационных идей, становится осуществление рискового финансирования небольших фирм-новаторов, специализирующихся на подобных разработках.

К факторам, влияющим на инновационную деятельность предприятия можно отнести:

Экономические факторы ( наличие собственных денежных средств, финансовая поддержка со стороны государства: спрос на товары, работы, слуги: стоимость нововведений: экономический риск.

Внутренние факторы (инновационный потенциал организации: наличие квалифицированного персонала: наличие информации о новых технологиях: наличие информации о рынках сбыта, развитие кооперационных связей.(Другие факторы (наличие законодательных и нормативно-правовых документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность; развитость инновационной инфраструктуры (посреднические, информационные, юридические, банковские, прочие услуги).

Показатели эффективности

В современных условиях инновации и инновационная деятельность приобретают все большее значение для экономического развития любой страны и успешной финансово-хозяйственной деятельности предприятий всех форм собственности, являясь основой приобретения и сохранения конкурентных преимуществ.

Инновации обеспечивают компании конкурентные преимуществами, которые могут быть как операционными, то есть повышать текущую эффективность деятельности предприятия (снижение себестоимости, расширение рынка и т.п.), так и стратегическими, формирующими неповторимость организации. В связи с этим, для оценки стратегической эффективности деятельности предприятия, сегодня в условиях динамично развивающейся внешней среды целесообразно рассматривать характеристики интенсивности его инновационной деятельности, измеряя соответствующие инновационные параметры.

Эффективность деятельности организации выражается через экономические и финансовые показатели. В условиях рыночных отношений может быть унифицированной системы показателей. Каждый инвестор самостоятельно определяет эту систему исходя из особенностей инновационного проекта, профессионализма специалистов и менеджеров и других факторов.

Внедрение новшеств может дать четыре вида эффекта:

  • экономический;

прибыль от внедрения изобретений, патентов;

прирост объема продаж;

снижение затрат на управление;

улучшение использования ресурсов: рост производительности труда.

  • научно-технический;

появление новых информационных технологий;

повышение коэффициента автоматизации производства;

повышение организационного уровня производства и труда.

  • социальный;

повышение безопасности труда;

изменение количества рабочих мест;

улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников.

  • экологический.

уменьшение загрязнения окружающей среды;

повышение экологического уровня выпускаемой продукции и оказываемых услуг;

снижение отходов производства.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.